Культурная антропология. Культурология и история культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 19:26, лекция

Краткое описание

Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 235.81 Кб (Скачать файл)

[править] Пураны

Основная статья: Пураны

Пураны представляют собой писания, относящиеся к категории смрити. По мнению учёных, они были записаны в послеведический период. Согласно традиции индуизма, Пураны, также как и «Махабхарата», были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э. В Пуранах описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дев, а также излагается индуистская философия и космология.[9] Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма.[10][11][12] Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-пуранами («Великими Пуранами»).

[править] Дхарма-шастры

Основная статья: Дхарма-шастры

«Дхарма-шастры» («книги законов») также считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись великие законоположники, такие как Ману, Яджнавалкья и Парашара, которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и меняющимися реалиями времени. Нужно однако заметить, что «Дхарма-шастры» не принимаются во внимание многими течениями в индуизме, в частности последователями веданты, бхакти, йоги и тантры.

[править] Средневековая литература индуизма

[править] Вайшнавские гимны «Дивья-прабандха»

Основная статья: Дивья-прабандха

«Дивья-прабандха» представляет собой коллекцию из 4000 стихов, составленную в V—VIII веке двенадцатью альварами. В форме, в которой «Дивья-прабандха» известна на сегодняшний день, она была составлена Натхамуни в IX—X веках, который собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны альваров, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях, широко используются вайшнавами в современном индуизме. Альвары воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-дешам.

В Южной Индии, в особенности в Тамил-Наду, «Дивья-прабандха» по значимости приравнивается к Ведам и поэтому называется Дравида-веда. Во многих храмах, таких как Шрирангам, повторение и воспевание «Дивья-прабандха» является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как «Тиру-ваймори». Они были составлены Наммальваром из Тирукуругура.

[править] Шиваитские гимны «Теварам»

Основная статья: Теварам

«Теварам» представляет собой сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI—VIII веках на тамильском языке тремя шиваитскими авторами. Говорится, что гимны «Теварам» вдохновили движения бхакти по всей Индии.

[править] Другие писания

К другим известным  текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как «Рамачаритаманаса» авторства Тулсидаса, «Гитаговинда» Джаядевы (лирическая поэма о любовных лилах Кришны и его возлюбленной Радхи), комментарии Шанкары и других ачарий — девять книг Рамануджачарьи, включая «Шри-бхашью», комментарии Мадхвачарьи и «Деви-махатмья» (прославление Деви, Верховной Богини-матери в шактизме, которая проявляется в различных ипостасях, таких как Шакти, Дурга, Парвати и др.).

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзо) — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Трипитака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время  Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке  отдельных текстов из различных  канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

8

Тема 3. Философия  и софистика.  

 

Образование софистики. Протагор. Учение об изменчивости сущего. Плюрализм мнений и логическая однозначность.         

 К концу антропоцентрического периода (ок. 400 до н.э.) люди защищавшие утверждение об относительности морали и права, их различии, как различие суждения о вкусе и формах наслаждения, получили название софистов (мудрецы). Софисты (на современный манер) были одновременно учителями, журналистами, интеллектуалами. Софисты занимались эпистемологическими (теоретико-познавательными) и этико-политическими вопросами. Не существует универсальной правильной общезначимой морали. Существуют только различные эгоистические симпатии и антипатии.  Протагор (481 – 411 до н.э.) преподавал в нескольких греческих городах, на Сицилии и Италии. «Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют» (вещи не обнаруживают себя перед человеком такими, какими они являются сами по себе). Это приводит к эпистемологическому перспективизму, согласно которому наше знание вещей всегда обусловлено перспективой их рассмотрения. Из этого вытекает эпистемологический плюрализм – разнообразие (множественность) способов смотреть на вещи. Вещи сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Они становятся таковыми только по отношению к отдельному индивиду или отдельной группе индивидов. 

Горгий. Вопрос о существовании. «Всё ложно».          

 Горгий (ок. 483 – 374 до н.э.) выдающийся оратор. Сначала занимался натурфилософией, но потом его скептическое отношение к ней привело к отрицанию истины. Он отрицает возможность истины и говорит о противоречиях в философии. Если бытие есть то, что не имеет ничего общего с небытием, если изменение и движение причастны небытию, а все явления подвержены движению и изменению, то, можно сказать, что какое бы то ни было явление есть бытие. Горгий утверждает: 1) ничего не существует; 2) если нечто и существует, то оно не может быть познано и 3) даже если знание возможно, то его нельзя передать другим.

Сократ и его  понимание сути философии. Борьба с  софистикой.         

 Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.) родился и прожил всю жизнь в Афинах. Для Сократа добродетель была эквивалентом «знания». Он стремился получить знание не из опыта, а из анализа понятий. Знание является триединством: фактуальное знание (о том, что есть); нормативное знание (то, какими вещи должны быть); знания, которого действительно придерживаются. Возражение Сократа софистам связаны со вторым упомянутым выше аспектом знания. Существует нечто, что является всеобщим благом! И это всеобщее благо является постижимым. Сократ пытался «разбудить» людей, возбудить в них «личностное знание».    


Информация о работе Культурная антропология. Культурология и история культуры