Культурная картина мира в эпоху античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:14, реферат

Краткое описание

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2 тысячелетия до н.э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках, открытых во второй половине 19 века Трою, Микены, Тиринф и др. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.
Культура античности делится на три больших периода: греческая античность (4 в. до н.э.), эллинская античность (4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.), римская античность (2 в до н.э. – 5 в н.э.).

Содержание

Введение. 3 стр.
1.Культура Древней Греции 4 стр.
1.1.Доклассический период. 4 стр.
1.2.Классический период. 8 стр.
1.3.Эллинистический период. 9 стр.
2.Культура Древнего Рима. 11 стр.
2.1.Просвещение и наука. 13 стр.
2.2.Литература. 15 стр.
2.3.Скульптура. 16 стр.
2.4.Живопись. 17 стр.
2.5.Религия. 18 стр.
Заключение. 19 стр.
Список литературы. 20 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

             кафедра: «Философии и социальных  наук».

             тема: «Культурная картина мира в эпоху античности».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса дистанционной

                      формы обучения, 30 потока, ФММ

                      Пискунова О.Ф.

Проверила: Гусева С.Г.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2008 год

Содержание.

 

Введение. 3 стр.

1.Культура Древней Греции 4 стр.

   1.1.Доклассический период. 4 стр.

   1.2.Классический период. 8 стр.

   1.3.Эллинистический период. 9 стр.

2.Культура Древнего  Рима. 11 стр.

   2.1.Просвещение и наука. 13 стр.

   2.2.Литература. 15 стр.

   2.3.Скульптура. 16 стр.

   2.4.Живопись. 17 стр.

   2.5.Религия. 18 стр.

Заключение. 19 стр.

Список литературы. 20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2 тысячелетия до н.э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках, открытых во второй половине 19 века Трою, Микены, Тиринф и др. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Культура античности делится на три больших периода: греческая античность (4 в. до н.э.), эллинская античность (4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.), римская античность (2 в до н.э. – 5 в н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура Древней Греции.

 

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито – микенский (III – II тыс.до н.э.),

- гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII – VI вв. до н.э.),

- классический (V – IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Первую, крито – микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический, эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

 

    1. Доклассический период.

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже - та часть греческого материка, где находится город Микены.

Критская культура.

Около 2300 года до н.э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000 - 1600 годах до н.э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв м. Центром был главный двор: он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем.

В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже - приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах - жилые помещения.

Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.

На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т.е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.

 Микенская культура.

Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII - XIII в. до н.э. превратились в один из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры считается период 1600 - 1200 г. до н.э. Слава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н.э., когда дорийские племена уничтожили микенские укрепления.

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробницами. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля - «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения.

Непременная часть убранства царских погребений - изделия из слоновой кости, янтаря, эмали - свидетельство обширных торговых связей микенцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные ворота: два колоссальных камня, покрытых толстой плитой, над которой находится слегка расширяющаяся сверху колонна; по бокам ее две стоящие в геральдической позе львицы. Специалисты именуют их одним из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике и совершенно не минойским по своей монументальности.

Культура архаической эпохи.

От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI - IX веках до н.э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода.

В этот период (VIII в. - 480 г. до н.э.) проходила великая колонизация - освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.

В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат.civitas) - города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации - рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически - с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

 В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н.э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.


В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности - натурфилософия. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624 - 546 до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585 - 525 до н.э.) - воздух, Анаксимандр (ок. 611 - 546 до н. э.) - апейрон (беспредельное).

Пифагор (ок. 540—500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554 - 483 до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540 - 480 до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э.

 

1.2.Классический период.

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480 - 323 до н.э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

В период классики (с 5 в. до н.э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза. Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода.

Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до н.э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н.э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

В понятие высокой классики входят также литературные достижения - создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н.э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида.

В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нем ставились трагедии и комедии.

Пятый век до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс - афинский Акрополь.

В IV веке до н.э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа - Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436 - 338 до н.э.) и Демосфена (384 - 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт (ок. 430 - 355 или 354 до н.э.).

 

1.3. Эллинистический  период.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323 - 30 гг. до н.э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств.

Информация о работе Культурная картина мира в эпоху античности