Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:03, доклад
Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.
культурная модернизация
Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.
Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей:
доминирование традиции над новацией;
зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;
цикличность развития;
коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;
авторитарный характер власти;
предэкономический, прединдустриальный характер;
отсутствие массового образования и др.
Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:
преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенная персональность;
преимущественная ориентация на инструментальные ценности;
демократическая система власти; индустриальный характер; массовое образование;
активный деятельный психологический склад;
предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.
Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.
Модернизация
- это процесс превращения
В зависимости от соотношения в культуре традиций и инноваций принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). Традиционные культуры - исторически первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим поколениям. Освоение мира человеком на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного общества характерно:
1. Преобладание традиций над инновациями. Инновации приемлемы до тех пор, пока не разрушают традицию как систему власти.
2. Господство мифологических
и религиозных представлений.
3. Коллективистские отношения между людьми, отсутствие выделенной персональности. Коллектив ставится выше личности.
4. Авторитарный характер власти.
5. Ориентация на
6. Циклический характер
развития общества. Возможные идеи
быстрых преобразований
7. Отсутствие отложенного
спроса, т. е. производство ради насущных
потребностей, а не ради будущего.
Люди живут сегодняшним днем.
Они стремятся удовлетворить
свои потребности, а не накопить
что-то впрок. К тому же даже
их насущные потребности
В отличие от этого модернистские или
современные культуры имеют следующие
особенности:
1. Ориентация на инновацию.
2. Светский характер социальной жизни.
3. Прогрессивное, поступательное развитие общества.
4. Выделенная персональность.
5. Ориентация на
6. Демократическая система власти.
7. Наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
Изменяются и психологические особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:
- открытость ко всему новому, готовность к изменениям;
- гибкое мышление, ценностные вариации;
- ориентация на информацию;
- большое значение времени;
- расчетливость;
- ценность технических умений;
- образованность и
- личное достоинство.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ — это устойчивые,
“инерционные” моменты в культуре. В
более общем понимании К. т. — это традиция,
представленная элементами культурного
наследия: идеями, ценностями, обычаями,
обрядами, способами восприятия мира и
т. д., для к-рых характерна сохраняемость
и передава-емость от поколения к поколению
(традиция — от лат. “передача”). К. т.
присущи всем формам духовной и материальной
культуры. Система К. т. позволяет удерживать
целостность и устойчивость общественного
организма, что отражается в понятии “историческая
память”. Однако, культура не может не
развиваться и не обновляться, поэтому
диалектической противоположностью К.
т. выступает культурная инновация. Д.
В.Матяш
В культурологии под традицией понимается
способ осуществления преемственности,
в котором интегрируются тенденции творческой
деятельности прошлого, имеющие значение
для современного развития. Понятие традиции
получало разные теоретические истолкования
в истории, что объясняется их разнообразием
[1]. Именно благодаря традициям сохраняется
богатейший потенциал культуры, достигается
живая и естественная связь настоящего
и прошлого, становится возможным взаимодействие
культурных эпох и ценностей, сохранение
ведущих линий в творческой жизни.
Но традиция — это не просто сохранение и передача (трансляция) ценностей. Она предполагает продуктивный тип связи между культурами, когда старое переходит в новое и активно работает в нем. Характерное свойство традиции — в ее неоднозначности; она очень пластична, имеет подвижные рамки и способна в одной и той же культуре существовать в разных формах: то как культурная основа циклического повторения элементов жизнедеятельности человеческих сообществ, то как «строительный материал», на основании которого создается новый пласт культуры, либо как критерий, относительно которого оценивается современная культура, и др.
Во второй половине XX века гуманитарные науки превращают категорию традиции в едва ли не ведущую в исследовательской проблематике. Ускорение социально-культурного развития, многочисленные кризисы и явления, подобные «молодежной революции», заставляют ученых совершить настоящий прорыв в осмыслении этого феномена, ставя его в оппозицию понятию новации.
Сегодня традиция и новация трактуются
как диалектически взаимосвязанные противоположности.
Считается, что процесс саморазвития культуры
происходит в результате непрерывного
(а по интенсивности — цикличного) взаимодействия
культурных процессов сохранения и изменения
(традиции и новации). Вектор изменения
обеспечивает развитие культурной системы,
а традиции образуют «коллективную память»
нации, выступая предпосылкой и условием
сохранения ее исторической идентичности.
Оптимальная модель саморазвития предполагает
определенное соотношение этих векторов
— с учетом специфики культуры, этапа
и проблем ее развития.