Культурная политика в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение культурной политики в Советской России и СССР.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Дать общую оценку советской культуры.
2. Рассмотреть культурную политику
3. Раскрыть особенности культурной политики послевоенного периода.

Содержание

Введение
1. Культурная политика в Советской России и СССР
1.1. Общая оценка советской культуры
1.2. Советская культурная политика
1.3. Культурная политика послевоенного периода
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Культурная политика в СССР.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

В 60—70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной  войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне.

Подлинным явлением советской  культуры стало рождение в.период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.

Проблема взаимоотношения  человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60—70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса.

В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

Восьмидесятые годы —  время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых  годов является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых  годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х — начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых  годов, связанная с самосознанием  личности в ее отношениях с миром  природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением  от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.

 

Заключение

 

Итак, можно сделать  следующие выводы.

Советский период - это  сложное и противоречивое явление  в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий  контроль над ней со стороны партии и государства. С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание пролетарского — типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д.

К особенностям культуры того времени можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. В годы войны, впервые после революции, происходит освоение более глубоких пластов культуры. Однако позитивные сдвиги в культурной жизни были прерваны после войны. Теперь главный акцент делается на борьбу с космополитизмом, низкопоклонством перед Западом и — как и прежде — вредительством, что привело к еще большей травле талантливых ученых, художников, деятелей культуры.

Список используемых источников

 

1. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы  культурологии)./ А.Н. Быстрова. - М.: Издательство  Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО  “Издательство ЮКЭА”, 2003. -712 с.

2. Кравченко, А.И. Культурология./ А.И. Кравченко. — 4-е изд  — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. — 496 с.

3. Маркова, А.Н. Культурология.  История мировой культуры./ А.  Н. Маркова. — 2-е изд., перераб.  и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 600 с.

4. Радугин, А.А. Культурология./ А.А.  Радугин. — М.: Центр, 2004. — 304 с. 

5. Шишова, Н.В. История и культурология./ Н.В. Шишова. - М.: Логос, 2003. - 456 с. 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Культурная политика в СССР