Культурная политика как составляющая стратегического направления развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:19, реферат

Краткое описание

Главная цель данной работы – рассмотреть различные аспекты культурной политики как составляющей стратегического направления развития государства. Особое внимание мы уделим культурной политике России, её приоритетным целям и задачам.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятий «культура» и «культурная политика»;
2. Рассмотреть цели, задачи и принципы культурной политики;
3. Изучить особенности разных моделей культурной политики;
4. Рассмотреть приоритетные цели культурной политики России на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ 4
1.1. О понятии «культура» 4
1.2. Культурная политика и главные её направления 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 13
2.1. Особенности разных типов (моделей) культурной политики 13
2.2. Приоритетные цели культурной политики в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Культурная политика как составляющая стратегического направления развития государства.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)
    • Сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальная литература, ремесла, фольклор);
    • Способствовать распространению культурного продукта. Здесь подразумевается государственное финансирование творческой деятельности, культурных учреждений, культурных проектов, специальных культурных акций и т.п. 
    • Творческие аспекты (подразумевается поддержка со стороны государства творческих инициатив, людей, которые участвуют в культурном производстве); 
    • Исследование (контроль степени соответствия культурной политики поставленным целям и задачам);
    • Подготовка персонала (обучение специалистов, которые будут работать в культурной сфере, в творческой среде). 
    • Образование.

Некоторые исследователи  полагают, что анимация также должна быть компонентом культурной политики. Под анимацией подразумевается стимулирование к участию в культурной деятельности.

Д. Адамс и А. Голдбард также выделили следующие инструменты культурной политики: 

Распределение грантов  и премий;

Занятость и создание рабочих мест;

Создание культурной инфраструктуры - зданий, оборудования, пространства для осуществления  культурной деятельности;

Формирование законодательной  и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства.13

Конечно же, вышеприведенные  определения понятия «культурная  политика» не являются исчерпывающими, поскольку культурная политика –  это очень многоаспектное явление, однако они отражают самую суть данного  понятия. 

В целом, культурная политика любого государства должна быть направлена на выполнение функций культуры. То есть, она должна быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты; во-вторых, стать важнейшей составляющей социальной политики; в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, форм его общественного и индивидуального бытия.14 

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

2.1. Особенности  разных типов (моделей) культурной политики

 

 

  На сегодняшний день существует достаточно много моделей культурной политики и типологий, что объясняется различными целями культурной политики, механизмами её реализации и желаемыми результатами.

А. Моль полагает, что  следует выделить четыре типа культурной политики согласно социостатическим и  социодинамическим характеристикам. В рамках социостатической модели Моль выделил следующие подгруппы: 1). «Популистская», или «демагогическая», которая направлена на то, чтобы удовлетворить культурные потребности  максимально возможного числа людей. 2). «Патерналистская», или «догматическая», в рамках которой администрация обладает правом распространения культурных ценностей. Главной целью культурной политики в этом случае является соответствие политическим целям определенной партии или всего государства. 3). «Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры.15 

Социодинамическая политика в сфере культуры предполагает постоянные изменения в содержании культуры. А. Моль отмечает, что в социодинамической  культурной политике следует выделить два направления «прогрессивное» и «консервативное». В первом случае субъект такой политики делает все возможное для ускорения культурной эволюции и культурного развития, а во втором – наоборот, замедляет.16 

Рассмотрим также модель Милены Драгичевич-Шешич. Она выделила четыре модели, исходя из характера политического устройства государства:  1). Либеральная модель культурной политики, в которой большую роль играет рынок культурных товаров и услуг; 2). Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика характеризуется доминированием государства и его контролем за сферой культуры (яркий пример такой модели – социалистические страны);  3). Модель национально-освободительной культурной политики, типичная для бывших колоний, а также государств Восточной Европы. Она отличается развитием или утверждением оригинальных культурных традиций; 4). Модель культурной политики переходного периода, которая отличается противоречивостью за счет сталкивания демократических ориентиров и командно-бюрократических методов.17 

А. Визанд полагает, что  следует выделять две модели развития культурной политики: культурная политика общественной поддержки, которая основывается на традиционной идее общественной поддержки  искусства и культуры, а также  – рыночная модель.

Для культурной политики общественной поддержки характерны: интерес власти к главным институтам культуры (театры, музеи), основной источник финансирования – государственный бюджет. Данная модель культурной политики имеет как достоинства, так и недостатки. К числу достоинств, несомненно, относится институциональный баланс в культуре и искусстве. Однако есть и определенные недостатки: минимальные условия для инноваций, отсутствие инструментов для гибкого планирования, доминирование административного принятия решений.

Что касается рыночно ориентированной модели культурной политики, то для неё характерны: рыночное регулирование культуры, ориентированность политики на экономику,  отсутствие традиционных барьеров между высокой и массовой культурой, главным является понятие «культурный менеджмент», основное внимание уделяется развитию культуры не местном уровне, большая роль в формировании политики культурной элиты.

Рыночная модель культурной политики, конечно же, имеет и  свои ограничения. Они заключаются  в том, что та художественная и культурная деятельность, которая не может доказать свою экономическую состоятельность, признается бесперспективной, иными словами, основным является критерий рентабельности, а значит, творческая свобода во многом подавляется.

В целом, какой бы ни была модель культурной политики, роль государства в её формировании и реализации всегда остается крайне важной. Именно государство оказывает помощь в формировании механизмов реализации культурной политики. Специалисты выделяют три типа государственного участия в культурной политике (на основе опыта европейских государств): 1). Харизматическая политика: государство поддерживает те организации, которые имеют общенациональное значение, известны не только в стране, но и за рубежом; 2). Политика доступности: обеспечение равных прав к доступу к образцам, представляющим собой вершины культурной и художественной деятельности. 3). Политика культурного самовыражения, в рамках которой ценной признается любая попытка культурной самоидентификации.18

Наконец, важно отметить те методы, которые государство использует для формирования и реализации культурной политики: 1). Правовые методы. 2). Организационные (здесь подразумевается государственное воздействие на областные и муниципальные власти); 3). Финансовые методы; 4). Экспертные методы, к примеру, экспертная оценка и система подробных отчетов о деятельности муниципалитетов, регионов и отдельных учреждений культуры.  5). Профессионализация. Повышение профессионализации также может служить инструментом национальной политики для конкретных территорий.19

Конечно же, очень многое зависит от того, по какой модели финансируется культурная политика. К сожалению, в нашей стране на сегодняшний день культурная сфера, сфера образования испытывают дефицит  финансирования, что плохо сказывается на культурном развитии. Данная проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран мира.

В целом, культурная политика государства должна быть направлена на моделирование механизмов цивилизационного процесса, стимулирование ускоренного развития общества в том направлении, в котором оно движется. Однако этот процесс не должен носить искусственный характер, то есть, попытки нарушить естественное направление культурного развития общества, навязывание обществу тем или иных моделей чрезвычайно опасны и нежелательны.

Таким образом, культурная политика как составляющая стратегического  направления развития государства  должна основываться на следующих главных  принципах (на примере российской культурной политики):

1). Отсутствие противоречий с историческим процессом, опора на главные тенденции и направления объективных процессов развития общества, ориентация на известные законы общественного и культурного развития, стимулирование устойчивого культурного развития общества, проведение культурной модернизации по тому пути, который объективно наметился. 

2). Правильно определить  объект культурной государственной  политики. Как правило, в качестве  объекта культурной политики  выступает общество, отсюда следует,  что и масштабы воздействия  культурной политики государства должны быть общенациональными (общегосударственными). Если говорить о России, то наше общество характеризуется неоднородностью, соответственно, следует умело сочетать универсализм в культурной политике и использование локальных методов, которые подходят для определенной части общества в России.

3). Определить субъект  культурной политики. Неправильно  считать, что в качестве субъекта  выступает только лишь государство  и государственные органы управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия.  Профессиональные культуротворческие организации выступают лишь в качестве регуляторов, референтных групп, «подсказывающих», задающих эталонные образцы, направляющих и стимулирующих процессы социокультурной самоорганизации, саморазвития и особенно самовыражения общества в тех или иных формах».20 

4). Культурная политика  должна оказывать подспудное  воздействие на сознание общества  и его нравы, приоритеты и  ориентиры. Именно поэтому главными  инструментариями культурной политики являются наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика и т.п. 

5). Учитывать гетерогенный  характер культуры в России.

6). Изучение национальных  традиций, ценностных ориентаций  российского общества и признаков его идентичности.21

В качестве приоритетов  государственной политики в области  культуры следует выделить следующие (на примере России):

1). Оказание помощи  в усложнении и иерархизации системы ценностных ориентации и параметров идентичности общества, принятие мер для предотвращения упрощения данной системы, 

2). Следует восстанавливать  и повышать социальный статус  интеллигенции, которая является  носителем культурных ценностей  в обществе. В целом, степень  влияния интеллигенции в обществе  определяет его развитость, в том обществе, где позиции интеллигенции сильны, процессы   демаргинализации общественного сознания замедлены, 

3). Необходимо стимулировать  активную научную проработку  актуальных вопросов новой российской  аксиологии и идентичности,  внедрять  эти разработки в содержание школьного и вузовского образования, пропагандировать их в СМИ, 

4). Следует корректировать  государственную социальную, национальную, научную и образовательную политику  с целью их большего соответствия  задачам культурной политики, необходимо разрабатывать комплексные государственные программы, направленные на «решение задач более полной социализации человеческой личности, усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок, форм социальной престижности, ориентации на различные референтные группы».22

 

2.2. Приоритетные цели культурной политики в России

 

В целом, приоритетными  целями культурной политики в России являются:

1). Развитие системы  социально-культурных ценностных  ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России; 

2). Оказание помощи  населению в становлении образа жизни и картины мира, которые будут адекватны новым реалиям, участие в формировании национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, форм духовного и творческого самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания; 

Информация о работе Культурная политика как составляющая стратегического направления развития государства