Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:19, реферат
Главная цель данной работы – рассмотреть различные аспекты культурной политики как составляющей стратегического направления развития государства. Особое внимание мы уделим культурной политике России, её приоритетным целям и задачам.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятий «культура» и «культурная политика»;
2. Рассмотреть цели, задачи и принципы культурной политики;
3. Изучить особенности разных моделей культурной политики;
4. Рассмотреть приоритетные цели культурной политики России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ 4
1.1. О понятии «культура» 4
1.2. Культурная политика и главные её направления 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 13
2.1. Особенности разных типов (моделей) культурной политики 13
2.2. Приоритетные цели культурной политики в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Некоторые исследователи полагают, что анимация также должна быть компонентом культурной политики. Под анимацией подразумевается стимулирование к участию в культурной деятельности.
Д. Адамс и А. Голдбард также выделили следующие инструменты культурной политики:
Распределение грантов и премий;
Занятость и создание рабочих мест;
Создание культурной инфраструктуры - зданий, оборудования, пространства для осуществления культурной деятельности;
Формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства.13
Конечно же, вышеприведенные
определения понятия «
В целом, культурная политика любого государства должна быть направлена на выполнение функций культуры. То есть, она должна быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты; во-вторых, стать важнейшей составляющей социальной политики; в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, форм его общественного и индивидуального бытия.14
На сегодняшний день существует достаточно много моделей культурной политики и типологий, что объясняется различными целями культурной политики, механизмами её реализации и желаемыми результатами.
А. Моль полагает, что
следует выделить четыре типа культурной
политики согласно социостатическим и
социодинамическим
Социодинамическая политика в сфере культуры предполагает постоянные изменения в содержании культуры. А. Моль отмечает, что в социодинамической культурной политике следует выделить два направления «прогрессивное» и «консервативное». В первом случае субъект такой политики делает все возможное для ускорения культурной эволюции и культурного развития, а во втором – наоборот, замедляет.16
Рассмотрим также модель Милены Драгичевич-Шешич. Она выделила четыре модели, исходя из характера политического устройства государства: 1). Либеральная модель культурной политики, в которой большую роль играет рынок культурных товаров и услуг; 2). Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика характеризуется доминированием государства и его контролем за сферой культуры (яркий пример такой модели – социалистические страны); 3). Модель национально-освободительной культурной политики, типичная для бывших колоний, а также государств Восточной Европы. Она отличается развитием или утверждением оригинальных культурных традиций; 4). Модель культурной политики переходного периода, которая отличается противоречивостью за счет сталкивания демократических ориентиров и командно-бюрократических методов.17
А. Визанд полагает, что следует выделять две модели развития культурной политики: культурная политика общественной поддержки, которая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, а также – рыночная модель.
Для культурной политики общественной поддержки характерны: интерес власти к главным институтам культуры (театры, музеи), основной источник финансирования – государственный бюджет. Данная модель культурной политики имеет как достоинства, так и недостатки. К числу достоинств, несомненно, относится институциональный баланс в культуре и искусстве. Однако есть и определенные недостатки: минимальные условия для инноваций, отсутствие инструментов для гибкого планирования, доминирование административного принятия решений.
Что касается рыночно ориентированной модели культурной политики, то для неё характерны: рыночное регулирование культуры, ориентированность политики на экономику, отсутствие традиционных барьеров между высокой и массовой культурой, главным является понятие «культурный менеджмент», основное внимание уделяется развитию культуры не местном уровне, большая роль в формировании политики культурной элиты.
Рыночная модель культурной политики, конечно же, имеет и свои ограничения. Они заключаются в том, что та художественная и культурная деятельность, которая не может доказать свою экономическую состоятельность, признается бесперспективной, иными словами, основным является критерий рентабельности, а значит, творческая свобода во многом подавляется.
В целом, какой бы ни была модель культурной политики, роль государства в её формировании и реализации всегда остается крайне важной. Именно государство оказывает помощь в формировании механизмов реализации культурной политики. Специалисты выделяют три типа государственного участия в культурной политике (на основе опыта европейских государств): 1). Харизматическая политика: государство поддерживает те организации, которые имеют общенациональное значение, известны не только в стране, но и за рубежом; 2). Политика доступности: обеспечение равных прав к доступу к образцам, представляющим собой вершины культурной и художественной деятельности. 3). Политика культурного самовыражения, в рамках которой ценной признается любая попытка культурной самоидентификации.18
Наконец, важно отметить те методы, которые государство использует для формирования и реализации культурной политики: 1). Правовые методы. 2). Организационные (здесь подразумевается государственное воздействие на областные и муниципальные власти); 3). Финансовые методы; 4). Экспертные методы, к примеру, экспертная оценка и система подробных отчетов о деятельности муниципалитетов, регионов и отдельных учреждений культуры. 5). Профессионализация. Повышение профессионализации также может служить инструментом национальной политики для конкретных территорий.19
Конечно же, очень многое зависит от того, по какой модели финансируется культурная политика. К сожалению, в нашей стране на сегодняшний день культурная сфера, сфера образования испытывают дефицит финансирования, что плохо сказывается на культурном развитии. Данная проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран мира.
В целом, культурная политика государства должна быть направлена на моделирование механизмов цивилизационного процесса, стимулирование ускоренного развития общества в том направлении, в котором оно движется. Однако этот процесс не должен носить искусственный характер, то есть, попытки нарушить естественное направление культурного развития общества, навязывание обществу тем или иных моделей чрезвычайно опасны и нежелательны.
Таким образом, культурная политика как составляющая стратегического направления развития государства должна основываться на следующих главных принципах (на примере российской культурной политики):
1). Отсутствие противоречий с историческим процессом, опора на главные тенденции и направления объективных процессов развития общества, ориентация на известные законы общественного и культурного развития, стимулирование устойчивого культурного развития общества, проведение культурной модернизации по тому пути, который объективно наметился.
2). Правильно определить
объект культурной
3). Определить субъект
культурной политики. Неправильно
считать, что в качестве
4). Культурная политика
должна оказывать подспудное
воздействие на сознание
5). Учитывать гетерогенный характер культуры в России.
6). Изучение национальных
традиций, ценностных ориентаций
российского общества и признак
В качестве приоритетов государственной политики в области культуры следует выделить следующие (на примере России):
1). Оказание помощи
в усложнении и иерархизации си
2). Следует восстанавливать
и повышать социальный статус
интеллигенции, которая
3). Необходимо стимулировать
активную научную проработку
актуальных вопросов новой
4). Следует корректировать
государственную социальную, национальную,
научную и образовательную
В целом, приоритетными целями культурной политики в России являются:
1). Развитие системы
социально-культурных
2). Оказание помощи населению в становлении образа жизни и картины мира, которые будут адекватны новым реалиям, участие в формировании национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, форм духовного и творческого самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;