Культурный тип Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:04, реферат

Краткое описание

Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура ,японская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Содержание

Введение
Общие сведения о Японии
Краткая историческая справка
Традиции японцев
Виды культуры и искусства Японии
Культурные достопримечательности и праздники Японии
Религия Японии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Живопись

Традиционная  восточная живопись в Японии нашла  свое выражение в гравюре на дереве, в частности в жанре укиёэ, который представляют такие знаменитые художники, как Судзуки Харунобу, КитагаваУтамаро, Кацусика Хокусай, УтагаваХиросигэ  и другие. 

Архитектура

Старые японские столицы Нара и Киото богаты замечательной  архитектурой. Храм Хорюдзи - самое  древнее деревянное сооружение в  Японии - до сих пор восхищает  совершенством архитектурных форм.

Во всём мире широко известен Сад камней Рёандзи  в Киото. Не менее знамениты "золотой" и "серебряный" храмы - Кинкакудзи и Гинкакудзи, расположенные в  Киото. В современной архитектуре  Японии есть целая плеяда выдающихся архитекторов: КэндзоТангэ, Арата Исодзаки, КисёКурокава, ТадаоАндо, Фумихико Маки и другие. 

Кино

Во всем мире хорошо известны фильмы Акира Куросава, ЯсудзироОдзу, КэндзиМидзогути и  других режиссеров. В последнее время  многие японские фильмы получают призы  на международных кинофестивалях в  Каннах, Венеции, Монреале. 

Другие виды традиционной японской культуры

Искусство аранжировки  цветов - икебана, чайная церемония, оригами  и японская кухня, приобрели популярность за пределами Японии. Множество поклонников  во всем мире появилось и у японских единоборств: дзюдо, айкидо, каратэ и  других. 

Литература Японии

Считается, что  китайские иероглифы попали в  Японию примерно в VI веке и легли  в основу японской письменности. Но впоследствии были созданы сугубо национальные системы письменности - азбуки "хирагана" и "катакана". Это в значительной мере способствовало развитию японской литературы. Классика японской литературы - "Повесть о Принце Гэндзи" МурасакиСикибу и "Записки у изголовья" СэйСёнагон - вошла в сокровищницу мировой литературы. Представителями  средневековой прозы являются ТикамацуМондзаэмон и Ихара Сайкаку. Всемирную известность  получило старинное искусство пятистишья танка, а также более поздняя  модификация этого стихотворного  жанра - хайку, яркими представителями  которого стали МацуоБасё, КобаясиИсса, ЙосаноБусон, МасаокаСики. Сегодня  весь мир с интересом читает книги  АкутагаваРюноскэ, Кавабата Ясунари, получившего  в 1968 году Нобелевскую премию в области  литературы, АбэКобо, Мисима Юкио, ОэКэндзабуро (лауреата Нобелевской премии 1994 года), Мураками Харуки и других авторов. 

Культурные  достопримечательности  и праздники Японии 

Музеи Японии, за исключением нескольких современных  галерей в крупных городах, представляют собой сокровищницы и расположены  в храмах и святынях, самым знаменитым музеем такого рода является храм Миохойн  в Киото. В Токио расположены  многочисленные музеи, в том числе: крупнейший художественный музей страны -- национальный музей; музей каллиграфии; национальный музей Западного искусства; музей японского народного искусства; музей-сокровищница святыни Мэйдзи; национальный музей науки. Среди  исторических и архитектурных достопримечательностей Японии можно отметить в Токио -- императорский дворец; множество  буддистских храмов, главным среди  которых считается храм Ракандзи; Токийская телебашня высотой 333 метра; зоопарк. В Кобе -- большое количество христианских церквей и буддистских  храмов; великолепный художественный музей. В Киото (столица Японии с 794 по 1868 год) -- более 2000 старинных храмов и святынь; 24 музея; замок Нидзе; императорский  дворец; дворец Катсура; старинные императорские  гробницы; великолепные сады и парки. В Нагое -- замок Нагоя (1612 год): две главнейшие и старейшие святыни синтоизма -- Атсута и Ися. 

Японские праздники: 

1 января - Новый  год;

2-ой понедельник  января - День совершеннолетия;

11 февраля - День  основания японского государства;

20 марта - День  весеннего равноденствия;

29 апрель - День  зелени;

3 мая - День  конституции;

5 мая - День  детей;

20 июля - День  моря;

15 сентября - День  почитания пожилых;

23 сентября - День  осеннего равноденствия;

2-ой понедельник  октября - День здоровья и спорта;

3 ноября - День  культуры;

23 ноября - День  благодарения труду;

23 декабря - День  рождения Императора. 
 

  Религия Японии 

В Японии исторически  укрепились и доныне продолжают господствовать две религии: синтоизм и буддизм. Первая из них - чисто национальная, вторая - занесена в Японию, как и  в Китай, извне. 

Древнейшая религия.

Древнейшая религия  японцев - до объединения страны в  первые века н. э. - отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и  зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей - ками. Слово «ками» буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши - эмблемы божеств. 

Синтоизм и  буддизм.

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно - «путь ками», то есть «путь местных богов», или  по-китайски, шин-то; последнее слово  вошло и в европейские языки. 

Синтоизм подвергся  сильному влиянию буддизма. Синтоистские жрецы постепенно организовались в  замкнутую наследственную касту. В  подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более простые; синтоисты  стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии  начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для синтоистских богов - ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с  буддистскими божествами. С другой стороны, и синтоистский пантеон  пополнялся буддистскими божествами. 

С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю власть в стране в свои руки, оставив  императорам только религиозные  функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии. Аристократические кланы воевали  между собой. Некоторые из крупных  феодалов пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров  и с этой целью обращали своих  подданных в христианство. Нередко  и сами крестьяне, разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно  крестились. Но уже с конца XVI в. крупные  феодалы, объединившие Японию, начали преследовать христианство, изгонять миссионеров. Они стремились опереться  на старые японские традиции, отрешиться китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой синтоистской религии. 

«Переворот Мэйдзи» 1867-1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному  официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так  как именно синтоизм проповедует  божественность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии. Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе религии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода вероисповедания. 

С этого времени  чистый синтоизм получил значение придворного  императорского культа: официальные  праздники, обряды - синтоистские. В  быту же народа обе религии переплетаются: например, рождение детей сопровождается синтоистскими обрядами, ребенка  поручают покровителю синтоистских божеств; погребальный же культ целиком  в руках буддистских бонз. В  отличие от буддизма с его сложной  и тонченной религиозно-философской  догматикой, синтоизм до сих пор  сохранил черты глубоко архаического культа.

Синтоизм тоже не един: он делится, прежде всего, на официальный  храмовый синтоизм и сектантский  синтоизм. Храмовый синтоизм был до конца второй мировой войны государственной  религией Японии. Главный стержень его - догмат о божественности императорской  власти. Император - потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно  повиноваться его священной воле. Дворец императора - святилище. Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные  и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарногоДзимму-тенно. Синтоистские секты очень многочисленны - их насчитывают многие десятки. Большинство  из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно различаются  между собой. В одних ясно видны  пережитки примитивных культов. Таковы, например, «горные» секты - дзикко-кё, фусо-кё, митаке-кё: кё значит сообщество, секта, с их подчеркнутым культом  горных вершин как местопребывания  богов. В других заметно влияние  буддизма, конфуцианства. 

Крупную роль в  синтоизме играет семейно-родовой  культ предков, напоминающий конфуцианский  в Китае. Считается, что каждый умерший  превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В  каждом доме имеется семейный алтарь - ками-дана - с небольшим шкафчиком  для табличек умерших. 

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и  божества, местные и общенародные. (Этих божеств и духов великое  множество: в текстах говориться о 8 миллионах ками: число «8» - святое у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог  бури), Инари («рисовый человек», покровитель  земледелия). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные  места, особенно горы; среди них на первом месте - Фудзияма. Сохранились  следы древнего культа животных, особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллического культа.

Синтоистский  культ очень прост: он сводится к  произнесению молитвенных формул - норито - и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т.д.). Но в нем есть и  черты шаманизма: обряды, при которых  жрец доводит верующих до состояния  исступления, чтобы они могли  общаться с божеством. Важную роль в  синтоистском обряде играет обрядовая  чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться  очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря, устраиваются всенародные  очистительные церемонии. Нечистым же в синтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью. 

Религия в современной  Японии 

Поражение Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной  религии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. «директиву» об отделении синтоистской религии  от государства. 1 января 1946 г. микадо обнародовал  «рескрипт», осудивший прежнюю государственную  доктрину о божественности императора и о превосходстве японского  народа над всеми другими народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемонии  микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был  оставлен лишь придворный культ. 

В современной  жизни Японии религиозность проявляется  главным образом в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии  привлекают многих, но отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище. 

Заключение 

Итак, как мы видим, японская культура, родившись  на национальной почве, впитала в  себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир  повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности  мира человеческого и божественного. 
 
 

Список  литературы 

1. Справочник  «Страны мира», статья «Япония», 1996 год. 

2. Советский  энциклопедический словарь. М., 1987. 

3.WWW. Embjapan.ru, информационныйInternet-сервер  посольства Японии в России. 

4. Страны мира: краткий полит. - эконом. справочник. М., 1993. 

Информация о работе Культурный тип Японии