Культурологическая мысль в России в XIX-XX вв
Особенности развития культурологической мысли в России:
1. Пограничным положением, которое занимала русская культура и история;
2. Сложность русской исторической судьбы
3. Противоборство восточных и западных элементов в русской истории
Особенности становления культурологии в XIX в
- 1. влияние немецкой классической философии;
- 2 теснейшая связь с православием;
- 3. переплетение с политикой;
- 4. резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы.
Петр Яковлевич Чаадаев
(1794-1856)
- Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший матери движение, а человеку способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта.
- Чаадаев полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека к злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству.
Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)
- «Россия и Европа»(1869);
- Обосновал идею «культурно-исторических типов» (цивилизаций);
- каждый «культурно-исторический тип» (10, 11
- славянский) проявляет себя в 4 сферах: религия, культура, политика, социально-экономическая сфера;
- Отрицал существование единой мировой культуры:
- Источником развития культуры считал «душу» каждой нации, определяющую возможность каждого народа к реализации своих «жизненных сил».
- Основу самобытности культуры составляет религия
- Культура возникает из бесконечного разнообразия «этнографического материала», затем вступает в период расцвета и после неизбежно движется к гибели.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900)
- Теория всеединства (полное равноправие и равноценность):
- Взаимосвязь веры и научного знания
- Благоговение – главнейшее условие существования любой национальной культуры:
- «творческая эволюция» - процесс превращения человека из только «разумного» в человека «духовного»
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948)
- «Судьба России»(1918), «Русская идея»(1946)
- культурно-исторические и психологические особенности русского народа:
- Вскрыл давние духовные истоки и их пагубное воздействие на судьбы национальной культуры:
- Попытался объективно оценить как социализм и капитализм отвечают религиозному, а следовательно, культурному идеалу человечества:
- Разрабатывал темы: нация и культура, война и культура и др.;
Русская культурологическая мысль XIX- первой половины XX в
- Сергей Николаевич Трубецкой;
- Сергей Николаевич Булгаков;
- Павел Александрович Флоренский;
- Николай Федорович Федоров;
- Василий Васильевич Розанов, провозгласивший основой веры семью и половую жизнь;
- Семен Людвигович Франк, сторонник примирения науки и религии;
- Лев Исаакович Шестов, выступавший против диктата разума над духовной свободой личности.
Алексей Федорович Лосев
(1893-1988)
- «История античной эстетики»
- Именно в античности он видел истоки современной европейской и отечественной культуры.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
(1906-1998)
- Исследователь древнерусской культуры, истории искусства и поэтики;
- Экология культуры
Лев Николаевич Гумилев
(1912-1992)
- Рассматривал культуру как результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих так называемую «пассионарность», т.е. способность людей к творческому напряжению
Сергей Сергеевич Аверинцев
(1937-2004)
- Автор работ по истории позднеантичной и средневековой литературы, западноевропейской философии культуры ХХ в. И христианской теологии
Юрий Михайлович Лотман
(1922-1994)
- Специалист по русской культуре и литературе XVIII-XIX вв., структурному литературоведению, семиотике и типологи культуры