Культурологическая мысль в России в XIX-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:59, творческая работа

Краткое описание

Особенности развития культурологической мысли в России:
1. Пограничным положением, которое занимала русская культура и история;
2. Сложность русской исторической судьбы
3. Противоборство восточных и западных элементов в русской истории

Вложенные файлы: 1 файл

Русские культурологиPowerPoint.ppt

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Культурологическая мысль в России в XIX-XX вв

 

 

 

 

Особенности развития культурологической мысли в России:

1. Пограничным положением, которое занимала русская культура и история;

2. Сложность русской исторической судьбы

3. Противоборство восточных и западных элементов в русской истории

 

 

 

 

Особенности становления культурологии в XIX в

 

  • 1. влияние немецкой классической философии;
  • 2 теснейшая связь с православием;
  • 3. переплетение с политикой;
  • 4. резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Петр Яковлевич Чаадаев 
(1794-1856)

 

  • Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший матери движение, а человеку способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта.
  • Чаадаев полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека к злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Николай Яковлевич Данилевский 
(1822-1885)

 

  • «Россия и Европа»(1869);
  • Обосновал идею «культурно-исторических типов» (цивилизаций);
  • каждый «культурно-исторический тип» (10, 11 - славянский) проявляет себя в 4 сферах: религия, культура, политика, социально-экономическая сфера;
  • Отрицал существование единой мировой культуры:
  • Источником развития культуры считал «душу» каждой нации, определяющую возможность каждого народа к реализации своих «жизненных сил».
  • Основу самобытности культуры составляет религия
  • Культура возникает из бесконечного разнообразия «этнографического материала», затем вступает в период расцвета и после неизбежно движется к гибели.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Владимир Сергеевич Соловьев 
(1853-1900)

 

  • Теория всеединства (полное равноправие и равноценность):
  • Взаимосвязь веры и научного знания
  • Благоговение – главнейшее условие существования любой национальной культуры:
  • «творческая эволюция» - процесс превращения человека из только «разумного» в человека «духовного»

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
Николай Александрович Бердяев 
(1874-1948)

 

  • «Судьба России»(1918), «Русская идея»(1946)
  • культурно-исторические и психологические особенности русского народа:
  • Вскрыл давние духовные истоки и их пагубное воздействие на судьбы национальной культуры:
  • Попытался объективно оценить как социализм и капитализм отвечают религиозному, а следовательно, культурному идеалу человечества:
  • Разрабатывал темы: нация и культура, война и культура и др.;

 

 

 

 

 

Русская культурологическая мысль XIX- первой половины XX в

 

  • Сергей Николаевич Трубецкой;
  • Сергей Николаевич Булгаков;
  • Павел Александрович Флоренский;
  • Николай Федорович Федоров;
  • Василий Васильевич Розанов, провозгласивший основой веры семью и половую жизнь;
  • Семен Людвигович Франк, сторонник примирения науки и религии;
  • Лев Исаакович Шестов, выступавший против диктата разума над духовной свободой личности.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алексей Федорович Лосев 
(1893-1988)

 

  • «История античной эстетики»
  • Именно в античности он видел истоки современной европейской и отечественной культуры.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дмитрий Сергеевич Лихачев 
(1906-1998)

 

  • Исследователь древнерусской культуры, истории искусства и поэтики;
  • Экология культуры

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лев Николаевич Гумилев 
(1912-1992)

 

  • Рассматривал культуру как результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих так называемую «пассионарность», т.е. способность людей к творческому напряжению

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сергей Сергеевич Аверинцев 
(1937-2004)

 

  • Автор работ по истории позднеантичной и средневековой литературы, западноевропейской философии культуры ХХ в. И христианской теологии

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Юрий Михайлович Лотман 
(1922-1994)

 

  • Специалист по русской культуре и литературе XVIII-XIX вв., структурному литературоведению, семиотике и типологи культуры

Информация о работе Культурологическая мысль в России в XIX-XX вв