Культурологическая мысль в России XIX – XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Развитие культурологической мысли в России имеет ряд особенностей, обусловленных пограничным положением, которое занимала русская культура и история между Европой и Азией. Отсюда и «противоречивость русской души», которая по мнению Н. А. Бердяева, определялась сложностью русской исторической судьбы, а также противоборством в ней восточного и западного элементов.

Содержание

1. Введение.

2. Культурологическая мысль Чаадаева П. Я.

3. Взгляды Данилевского Н. Я.

4. Взгляды философа Соловьева В. С.

5. Взгляды Николая Александровича Бердяева

6. Философы, которые внесли свой вклад в развитие культурологической мысли XIX – XX в.

7. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурологическая мысль.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

Центральным понятиями  в философских рассуждениях Бердяева являются понятия «личность», «свобода», «существование», «творчество». Творчество он понимал как проявление в человеке Бога, как боготворческий процесс, «рождение  Бога в человеке и человека в Боге». Являясь одним из первых экзистенциалистов  и персоналистов, русский философ, находившийся под сильным влиянием Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, сам себя называл «верующим вольнодумцем». 

Идея демократии, по мнению Бердяева, была осознана и  сформулирована в такую историческую эпоху, «когда религиозное и философское  сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины духовных истоков человека». Как следствие этого, идея демократии в прямой и упрощенной форме породила нравственные последствия, ибо «отвлеченная, ничем не ограниченная демократия, легко вступает во вражду с духом человеческим, с духовной природой личности». Поистине пророческими звучат рассуждения Н. Бердяева о демократии в наши дни. 

Несмотря на то, что  работ, посвященных общей теории культуры у Бердяева нет, ее проблемы буквально «пропитывают» едва ли не все его сочинения, и отделить собственно культурологический материал от общефилософского порой достаточно трудно. Следует остановиться лишь на некоторых основных его высказываниях  о культуре. Историко-культурные вопросы  рассматриваются им в произведениях  «Судьба России» (1918); «Русская идея» (1946) и др., литературоведческие –  в книге «Миросозерцание Достоевского», (1923) и др. 

Во-первых, вслед  за Чаадаевым, Бердяев попытался  ответить на вопрос: что такое русский  народ, в отличие от европейских  народов, каковы его культурно-исторические и психологические особенности? Во-вторых, он достаточно убедительно  вскрыл давние духовные истоки русских  революций и их пагубное воздействие  на судьбы национальной культуры. В-третьих, в условиях непримиримой вражды между  капитализмом и социализмом он сделал попытку объективно оценить, насколько  и та и другая форма сознания отвечают религиозному, а следовательно, и  культурному идеалу человечества. В-четвертых, он уделил большое внимание разработке таких основополагающих для нашей  дисциплины тем, как нация и культура, общечеловеческое и национальное в  культуре. Война и культура и др. многие из перечисленных выше вопросов ставились Бердяевым впервые, смело  и оригинально и позднее заняли важное место в новой формирующейся  науке, какой в то время была культурология. 

Стремление Бердяева выявить и описать русскую  самобытность опиралось на славянофильскую  традицию, но, в конечном счете восходило  к немецкой классической философии, которая рассматривала нацию  как некую коллективную личность, имеющую собственную индивидуальность и свое особое призвание. Отсюда и  широкое использование соответствующей  терминологии – «дух народа», «душа  народа», «характер народа» и  т. п. 

Следует отметить, что  правильно понять свой народ (так  же как и собственную личность) можно лишь путем объективного сравнения  с другими народами (или личностями) при условии их глубокого знания. В этом смысле Бердяев имел огромные преимущества – он не только отлично  знал языки и долгие годы жил за границей, но и проникся культурой  Запада и как мыслитель был  лишен национальной пристрастности. Он оставил массу тонких наблюдений об особенностях жизни и характера  многих европейских народов –  немцев, поляков, французов, англичан и, конечно же, попытался дать исчерпывающий, хотя и не во всем верный, нравственный «портрет» и трагическую духовную «биографию» русской нации. 

Как же понимал Бердяев  «русскую душу»? Прежде всего он связывал ее неповторимость с огромными российскими  пространствами, утверждая, что «пейзаж» русской души соответствует «пейзажу»  русской земли с ее широтой, безграничностью  и устремленностью в бесконечность. В России, - говорил он, - духи природы  еще не окончательно скованы цивилизацией, как это имеет место на Западе. Западная душа гораздо более рационализирована, упорядочена, чем русская, в которой  всегда остается иррациональный момент. Русские как бы «подавлены» необъятными  полями и необъятными снегами, «растворены» в этой необъятности. Сравнивая русского с немцем, который «чувствует себя со всех сторон сдавленным как в  мышеловке» и ищет спасения в организованности и напряженной активности, Бердяев  так объясняет многие наши беды: «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в  сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии  и интенсивной культуры», - писал  он в «Судьбе России». Данное наблюдение Бердяева можно отнести и к  другим странам, например, к Японии, где крайняя ограниченность территории и природных богатств стала мощным стимулом научно-технического прогресса. 

С ширью русской  земли связывал Бердяев и такие  национальные особенности нашего народа, как склонность к бюрократической  централизации власти, стихийность  и нерациональность политической жизни, отсутствие частнособственнических инстинктов и индивидуализма. «Интересы созидания, поддержания и сохранения огромного  государства занимают исключительное место в русской истории. Почти  не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и  защиту государства… Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развивалась до размеров чудовищных». Однако душа России не склоняется перед золотым тельцом, и уже  одно это вызывает к ней уважение и любовь, - считал Н. Бердяев. В то же время, философ отмечал провинциализм  и засилье бюрократизма в русском  государстве, мешавшего ее развитию, ратовал за духовный подъем всей нации  и каждой личности. 

В пестрой мозаике  высказываний Бердяева о самых общих  особенностях русского общества обращает на себя внимание тезис о преобладании в нем коллективности, а не индивидуального  начала. Россия, по мнению философа, все  еще остается страной «безличного  коллектива», которому свойственен  «государственный дар» покорности и  смирения перед лицом «авторитета  общины». В религиозной сфере, во многом определявшей жизнь России, это явление получило название «соборности», т. е. добровольного соединения индивидов  на основе любви к Богу и друг к другу. Врожденный коллективизм русских  людей и после Октябрьской  революции принес свои плоды, и в  столь короткие сроки Россия стала  мощной индустриальной державой. 

В высказываниях  Бердяева о русской культуре можно  встретить и отрицательные характеристики, присущие, по его мнению, русскому народу. Однако он высоко ценил русскую душевность, сердечность, непосредственность. А  также воспитанные религией такие  качества, как склонность к покаянию, поиски смысла жизни, нравственное беспокойство, материальную неприхотливость, доходящую  до аскетизма, способность нести  страдания и жертвы по имя веры, какой бы она ни была. Кроме того, философ отмечал устремленность русских людей к некоему духовному  идеалу, далекому от прагматизма европейских  народов. 

Для понимания русской  культуры представляют несомненный  интерес мысли Бердяева о характере  и глубинных, чисто национальных истоках революционных и освободительных  движений в России – от реформ Петра  до Октябрьской революции 1917 года, которые, по мнению философа, не были «исторической  случайностью», неким искусственно созданным «зигзагом» русской судьбы. В своих произведениях «Русская идея» и «Судьба России» Бердяев  показал, что они явились неизбежным следствием самого характера народа и всей его противоречивой истории. Он писал, что возможность либеральной  революции в России была утопией, не соответствующей русским традициям  и господствовавшим в стране идеям; она могла быть только социалистической и только тоталитарной, ибо русский  духовный склад, по его мнению, отличается склонностью к тоталитарным учениям  и тоталитарным миросозерцаниям. Да и приемы Петра, по мнению философа, были «совершенно большевистскими». В произведении «Русская идея» он подчеркивал общность национальной психологии первого русского императора и его отдаленных рабоче-крестьянских потомков. 

Естественно, как  религиозный философ, он не разделял идеи «великих потрясений», связанных  с разрушением национальных культурных ценностей. Он считал, что произошедший у нас после Октября 1917 года разгром  духовной культуры был лишь «диалектическим  моментом» в ее судьбе и что  все творческие идеи прошлого вновь  будут иметь определяющее значение, ибо духовная жизнь бессмертна. 

По мнению Бердяева, в бедах, случившихся в России в течение последнего столетия, помимо бездарных и малокультурных руководителей, в немалой степени виновна  такая влиятельная общественная сила, как «прекраснодушная», но недостаточно ответственная интеллигенция, которая  и подготовила коммунизм прежде всего, занимаясь распространением марксизма в России. Разночинская интеллигенция враждебно относилась к культурной элите в русском  обществе к дворянству и аристократии, а материализму она придала почти  теологический характер. Иными словами, именно интеллигенция, по мнению Н. Бердяева, подготовила и организовала революцию  в России, а впоследствии за это  и поплатилась, что было в истории  не раз. 

6. Философы, которые  внесли свой вклад в развитие  культурологической мысли XIX –  XX веков 

В русскую культурологическую мысль XIX – первой половины ХХ в. внесли свой вклад Сергей Николаевич Трубецкой (1862 – 1905), Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944), Павел Александрович Флоренский (1882 – 1943), предшественник русского космизма Николай Федорович Федоров (1828 – 1903), философ Василий Васильевич Розанов (1853 – 1919), провозглашавший  основой веры семью и половую  жизнь; сторонник примирения науки  и религии Семен Людвигович Франк (1877 – 1950), способствовавший становлению  экзистенциалистского взгляда на культуру; прорицатель будущих мировых  катастроф и создатель философии  абсурдности и трагизма человеческого существования Лев Исаакович Шестаков (1866 – 1938), выступивший против диктата разума над духовной свободой личности, и многие другие. 

К сожалению, представленная этими философами русская культурологическая мысль в значительной мере развивалась  в эмиграции. Тем не менее и  в советское время появились  труды ряда ученых, которые внесли заметный вклад в изучение вопросов культуры. Среди них можно назвать  Алексея Федоровича Лосева (1893 – 1988), круг интересов которого включал  философию, эстетику, логику, мифологию, науку о языке, музыку, математику все они рассматривались в  русле общей идеи человеческой культуры. Однако пристальное внимание ученый уделял исследованию культуры античного  периода. А. Ф. Лосев является автором  многотомной «Истории античной эстетики». Именно в античности он видел истоки современной европейской и отечественной  культуры. 

В числе других ученых ХХ в., занимавшихся проблемами мировой  и отечественной культуры, были Дмитрий  Сергеевич Лихачев (1906 – 1998) – исследователь  древнерусской литературы, истории  искусства и поэтики, а также  Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992), сын  известных русских поэтов ХХ в. А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева. В  своих трудах по евразийской истории  он рассматривал культуру как результат  органического взаимодействия природной  среды, этноса и мутационных космических  влияний, вызывающих так называемую «пассионарность», т. е. способность  людей к творческому напряжению. 

Из ученых более  позднего поколения – Сергей Сергеевич  Аверинцев (1937 – 2004) автор работ по истории позднеантичной и средневековой  литературы, западноевропейской философии  культуры ХХ в. и христианской теологии, а также Юрий Михайлович Лотман (1922 – 1994) – специалист по русской культуре и литературе ХVIII – XIX вв., структурному литературоведению, семиотике и  типологии культуры и некоторые  другие исследователи. 
 

7. Список используемой  литературы. 

  

1. Бердяев Н. А.  Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989 г. 

2. Данилевский Н.  Я. Россия и Европа. – М., 1991 г. 

3. Лосев А. Ф.  Философия. Мифология. Культура. – М., 1991 г. 

4. Чаадаев П. Я.  Собрание сочинений. – М., 1991 г.


Информация о работе Культурологическая мысль в России XIX – XX вв