Культурологические концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:20, доклад

Краткое описание

Тайлор: Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Тайлор: Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях Э.Тайлор пытался применить естественно-научную систематику. Единицы изучения для него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.). Он понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. Э.Тайлор не отрицая возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном".  По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры. Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования и обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны.  Он являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры.  В основе религиозных обрядов и верований дикарей, по мнению английского исследователя, лежит "вера в духовные существа", обозначенная им термином "анимизм". Причину появления анимизма он видел в необходимости для первобытных людей ответить на две группы вопросов. "Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях".  ТЕОРИЯ анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А. Лэнг, В. Шмидт) критиковали теорию Э. Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия элементов монотеистических верований у архаичных народов.

 

Спенсер: Картина эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г. Спенсером. Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы". Г. Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы". Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.

Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы  органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур. Проанализировав первые теории культуры, хотелось бы подчеркнуть одно обстоятельство. Та или иная теория культуры, будучи какое-то время популярной, не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Она просто уходит на второй план, занимает свою "экологическую нишу" в культурологии. Таким образом сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась культурология. В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Он выполнил свое назначение - утвердил новый взгляд на развитие культур, и особенно на эволюцию такого их важного элемента, как религия. Идеи эволюционизма в последующую эпоху вновь и вновь востребовались исследователями культур. Они составили основу концепции основателя культурологии Л. Уайта, в обновленном виде предстали в теории Дж. Стьюарда и М. Салинса.

 

 

 

Фрезер: Видным представителем эволюционизма является ^ Джеймс Джордж Фрезер (1854 - 1941 гг.) – английский (шотландский) антрополог, фольклорист, историк религии. Основные работы Фрезера: «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете». «Тотемизм и экзогамия» «Почитание природы». Фрезер – кабинетный ученый, материалы исследований он получал от миссионеров, живших в колониях, а также из специальных, рассылаемых им опросников. Главное исследование Фрезера - «Золотая ветвь», где представлен обширный материал по первобытной магии, тотемизму, анимизму, табу, фольклору, обычаям. Отличительной особенностью исследований Фрезера является стремление понять, объяснить, выстроить иерархию таких явлений культуры как мифы, обычаи, ритуалы. Его считают создателем исторического подхода к Священному писанию, в рамках которого Священное писание рассматривается как источник сведений о реальных событиях в жизни человечества. Фрезер предпринял сравнительное исследование Ветхого завета и мифологии других народов. Он выдвинул идею о происхождении мифа из ритуала, связи христианства с древним культом умирающих и воскресающих богов и т.д.  Ученый формулирует теорию эволюции человеческого мышления. Отталкиваясь от идеи единства психической природы человека, Фрезер выделяет три стадии эволюции человеческого мышления: магическую, религиозную и научную, соответствующие трем способам отношения к природе. Магическое мышление базируется на представлении о том, что мир природы управляется безличными и неизменными законами и между ритуальной практикой и природными событиями существуют причинные связи. Магия в целом опирается на поверхностные ассоциации и мышление по аналогии. На стадии магического мышления человек верил в свои колдовские способности, в свою волшебную силу. Религиозное мышление персонифицирует естественные силы, в его основании лежит вера в сверхъестественные существа, управляющие миром. Соответственно, религиозное мышление усматривает причинные связи между религиозными практиками и природными явлениями. На стадии религиозного мышления человек склонен приписывать сверхъестественные способности богам, духам, к которым он обращается с просьбами. Научное мышление направлено на выявление реальных причинных связей явлений природы, для достижения этой цели оно использует логико-экспериментальные методы. Познание реальной причинности помогает человеку управлять природными явлениями. На стадии научного мышления рождается убеждение о том, что воздействовать на мир природы возможно лишь при условии знания его законов. Заслугой Фрезера является введение в антропологию сравнительного метода. 

 

Хейзинга: Игровая культура впервые целостно была сформулирована голландским историком Йохан Хейзинга в работе "Homo ludens". Игра, с точки зрения исследователя, гораздо старше культуры, ибо понятие культуры предполагает человеческое сообщество, а игра наблюдается еще в среде животных Игра переходит границы чисто биологической, или су уто физической деятельности, потому что уже в своих простейших формах, в частности в жизни животных, игра есть нечто большее, чем физиологическое явление или психическая реакция По мнению Хейзинги, в игре есть что-то, что выходить ь за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни Сущность игры содержит нематериальное начало. И Хейзинга доказывает, что игра относится к сфере иррационального; поскольку игра е и у животных, и в человеческом мире, то она, по сути, не может быть обоснована никакими рационалистическими связями. Отделяя культурологическое понятие игры от игры животных и детских игр, Хейзинга определяет игру следующим образом: игра возникает как некая заданная величина, предшествующая самой культуре, сопровождает и пронизывает ее источники и поныне Игра имеющаяся в культуре как определенное поведение, отличное от повседневного поведения в жизни.

Всесторонне изучив феномен  игры, И Хейзинга выделил следующие  ее признаки:

- игра - свободное действие; игра по принуждению не может  оставаться игрой;

- игра - выход из повседневной жизни; точнее, она находится на границе между обыденностью и трансценденцией; не будучи повседневной жизнью, она стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и при истрастей Она прерывает этот процесс и располагается в области, возвышенные, чем строго биологическая сфера;

- игра заперта, ограничена, она \"разыгрывается\" в определенных  границах места и времени ее  течение и содержание заложишь  в ней самой;

- игра устанавливает  порядок в жизни и искусстве  Этот глубокая связь с идеей порядка является причиной того, что игра в значительной степени находится в сфере эстетического Игра призвана эстетизировать действительность, она склонна а быть красивой;

- одной из важнейших  признаков игры является напряжение, именно этот признак придает игре тот или иной эстетический смысл, поскольку напряжение игры испытывает силы игрока;

- каждая игра имеет  свои правила; эти правила бесспорные  и обязательные; все игроки должны  их соблюдать, поскольку стоит  игроку отойти от правил, как  вся игра разрушится;

- существенным признаком  игры является то, что игроки  создают новое сообщество - группу, которая сохраняет свой состав  и после окончания игры;

Основная функция игры, по сути, сводится к двум аспектам: игра как борьба за что-то и показ этой борьбы Это может быть простой показ перед зрителями чего-либо, данного самой природой (у животных), в млад ей эти представления наполнены образами И Хейзинга в этом случае больше всего интересует духовный элемент в священных культовых представлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурологические концепции