Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:21, реферат

Краткое описание

Ключевой фигурой в русской культуре является крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко - филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

Содержание

Введение 3
1. Теория всеединства 5
2. Применение принципа всеединства в гносеологии 8
3. Культурная эстафета 10
Заключение 12
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история культурологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Именно "благоговение", под которым философ понимал  наше преклонение перед духовным и материальным наследием предков, есть главное условие преемственности и существования любой национальной культуры. "Я не могу не чувствовать благодарности и благоговения, - пишет он, - к тем людям, которые своими трудами и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и довели его до той степени культуры, на которой он теперь находится". Иными словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, обязан сохранять и приумножать их и, в свою очередь, передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению к добру, которое Кант называл "категорическим императивом".

Другим очень важным положением стала мысль Соловьева  о том, что главнейшими сферами, где формируется человек как личность, являются семья, народ и все человечество, а не классы, сословия или другие более мелкие социальные общности.

Последователь и "разработчик" восходящей еще к античности философской "теории всеединства", согласно которой "единое должно существовать не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех", Соловьев выступал против любых видов национализма и считал, что под истинной Россией следует понимать не только "великоросов", а широкую семью народов, объединенных не силой, а добровольно, на основе согласия и христианской любви. Призывая, в духе библейской заповеди, любить все народы как свой собственный, Соловьев отвергал славянофильскую и панславистскую самодостаточность и противопоставление России Европе. Больше того, ему были чужды "державная" имперская Россия и прислуживающая ей официальная церковь. Эти взгляды в той или иной степени нашли отражение у целой школы его последователей - русских религиозных философов "серебряного века", таких, как Н.А. Бердяев (см.), С.Л. Франк и некоторые другие, представленные в сборнике "Вехи" (см.).

Понимание прогресса, как  и философия всеединства в  целом, носили у Соловьева религиозно - мистический характер. Человек, утверждал  он, действительно движется от "природного" к "духовному", от звероподобного существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам Бог. Первым "богочеловеком" был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к Абсолюту. В.С. Соловьев называл такой процесс "творческой эволюцией", конченая цель которой - превращение человека только "разумного" в человека "духовного", объединенного в "богочеловечестве". Достигнуть, этого можно лишь борясь с "биологизацией" жизни, со звериным стремлением людей к удовлетворению только своих прихотей, убивающих как человеческую душу, так и окружающую природу.

Выступая против того, что в наши дни получило название "потребительство", и, призывая к  осознанному ограничению безмерно растущих человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского  аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств, - не ослабление плоти, а "усиление духа для преображения плоти". В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его от всякой эгоистической закваски.

 

 

 

Заключение

Весьма значителен вклад  В.С. Соловьева в отечественную  культуру не только как мыслителя  и "стихийного" культуролога, но и  как талантливого поэта и литературного  критика, автора многочисленных стихов и работ о крупнейших русских писателях XIX в.

Приведенные отрывки  показывают В.С. Соловьева как религиозного вселенского гуманиста, врага любых  видов ксенофобии и художественного  декаданса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. "Антология культурологической мысли" - Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов - Москва: Изд-во РОУ, 1996 год.

2. "Основы культурологии" - уч. пособие для вузов - Мамонтов  С.П. - Москва: "Олимп", "ИНФРА-М", 1999 год.

3. "Культурология" - уч. пособие - П.С. Гуревич - Москва: "Знание", 1996 год.

4. Цимбаев Н.И. Сергей  Соловьев. М.: Молодая Гвардия, 1990г. (Жизнь  замечательных людей, вып. 709)

5. Цимбаев Н.И. С.М.  Соловьев и его научное наследие. - в кн.: Соловьев С.М. Избранные  труды. Записки. - М., 1983г.

6. Дмитриев С.С., Ковальченко И.Д. Историк С.М. Соловьев, его жизнь, труды, научное наследство. - в кн.: Соловьев С.М. Сочинения, т.1. - М., 1988г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)