Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, контрольная работа
Одним из результатов научно-технического прогресса в 20 веке можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человечества, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга наук и появлении на их стыке новых: биохимии, генной инженерии, технической физики, технической педагогики, биосоциологии, социальной психологии, экономической географии, экологии и т.п. Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, истории культуры, теологии культуры.
Культурология, ее функции и сущность…………………………………………3
Культура древнего Рима…………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………………13
Римская культура республиканского периода. Глубокие социально-экономические сдвиги, сопутствовавшие превращению Рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В конце III – начале I в. до нашей эры – налицо кризис староримской «полисной» идеологии.
Греческий язык широко распространяется в высших кругах римского общества. Вместе с языком в Рим проникает греческая образованность, грек-учитель делается непременной принадлежностью богатых римских семей, знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками, группы греческих актеров дают представления в Риме на народном языке. Все большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати и богачей.
Греческие обычаи распространились и в быту. Упоминавшийся уже обычай составлять стихотворные надписи на гробницах был заимствован из Греции. Бритье бороды, обычай возлежать за столом во время еды и ряд других также были занесены греками. Подражание всему греческому было «модой», распространявшейся преимущественно среди аристократических кругов римского рабовладельческого общества. Но проникновение этих чужеземных влияний шло не без борьбы и противодействий.
Во II – I вв. до н.э. различные течения эллинистической философии становятся известны уже не только в высших, но и в более широких кругах римского общества. Особенно много для популяризации философии сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений не слишком глубоко и точно, но зато вполне доступно основы различных философских систем и разработавший латинскую философскую терминологию.
В тоже время в Риме жил один из крупнейших философов древности – Лукреций (98-55). В своей блестящей по форме поэме «О природе вещей» он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей от порожденных невежеством религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества[5, с.76] .
В науке, как и в философии, римляне многое заимствовали у греков. Так, Цельс в сочинении о медицине обобщил достижения эллинистического врачебного искусства, которым прежде римляне пренебрегали. Астроном Сосиген из Египта произвел вычисления для проведенной Цезарем реформы римского календаря (так называемый Юлианский календарь). Но одновременно развивалась и чисто римская наука. Виднейшим ее представителем был Марк Теренций Варрон (116-28), составивший энциклопедию наук и написавший обширные исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре, латинском языке, агрономии и многом другом. Кроме того, Варрон был известен своими сатирами, в которых он высмеивал современные нравы. Ему принадлежит ставшее ходким наименование первого триумвирата «трехглавым чудовищем».
III – I века знаменуются развитием римской архитектуры и изобразительного искусства. Старый римский дом был одноэтажным, теперь начинают строить дома в два-три этажа. В богатых домах украшают колоннами, появляются гостиная, спальня, ванная комната, закрытые дворики и сады. Стены облицовываются мрамором, полы делаются мозаичными.
Из завоеванных греческих городов в Рим было привезено огромное количество статуй. Следует отметить также развитие фресковых росписей.
Культура Римской империи в III в. Напряженная борьба шла в области религии и философии, которые в это время в значительной мере сливаются.
Единственный литературный жанр, продолжавший развиваться в III в., - роман – приобретает религиозно-философскую окраску. Наиболее интересен в этом смысле роман, написанный известным софистом Филостратом, о мудреце и «чудотворце» I в.н.э. Аполлонии из каппадокийского города Тианы.
Среди всех упадочных, пессимистических, аристократических систем наиболее жизнеспособным и крепнущим остается христианство. Оно было самым простым, доходчивым, массовым учением. В этом причина его широкого распространения. Одновременно с этим христианская религия в III в. постепенно теряет свою былую оппозиционность к правительству, к богатству: в ней все громче начинает звучать проповедь смирения и покорности. Складывается общая церковная организация для всей империи, церковная иерархия все больше приобретает монархические черты. Все это подготовляет союз церкви с империей и окончательно ставит христианскую религию на службу господствующим классам.
Список использованной литературы: