Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей. В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Становление культурологии как науки………………….………....... 5
Предмет, методы и задачи культурологического исследования…………………………….……………………………...….……...... 8
Понятие культуры и ее роль в жизни общества………...…………. 11
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция культуры И.Г.Гердера………………..………..………..14
Культурологическая концепция Ф.Ницше………...………...……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………….…...……23
ЛИТЕРАТУРА………………………………….………………….
Выясняя истоки
культуры, Гердер вводит понятия «культура
ученых» и «культура народа», которые,
по его представлениям, существенно отличаются
друг от друга не только количественно,
но и качественно.
Культура ученых
представляет собой сложную культуру
особого сословия, на которую прежде всего
возлагается задача воспитания и просвещения
масс, а также обязанность сохранение
и передача от поколения к поколению знаний,
накопленных человечеством за многие
столетия существования цивилизации.
«Культура народа» состоит в овладении добронравием и полезными ремеслами, а также в знании основных религиозных догматов и исполнении тех предписаний, которые определены церковью. Гердер считает, что «народ не создан для обширных теорий в философии и религии», он уверен, что «они не пойдут ему на пользу».
С точки зрения Гердера, религия сыграла определяющую роль в становлении и развитии культуры. Она является главным и самым древним элементом последней, подчиняющим себе все другие составляющие культуры. Немецкий просветитель пишет: «Нельзя отрицать, что только религия принесла народам науку и культуру и что культура и наука были в первое время просто особой религиозной традицией. У всех диких народов незначительные их знания и культура до сих пор связаны с религией. Язык религии у этих диких народов — торжественный, более высокий, на этом языке говорят, когда совершают священные ритуалы, с песнями и плясками; язык этот идет от сказаний глубокой древности, это то единственное, что осталось от древней истории, память о первобытных временах, мерцающий свет знания. Число и счет дней — основа исчисления времени — это знание всегда было священным, священным осталось и поныне; знания о природе и о небе, каковы бы они ни были, эти знания с давних пор присвоили себе маги всех частей света. В руках жрецов — и все темное царство вопросов и решений, которые бередят душу человека, знание тайн истолкования снов, медицина и искусство предсказания, знание букв и способов примирения человека с Богом…».
Частью концепции культуры Гердера является его учение о языке. Рассмотрению вербальных способов передачи информации посвящен трактат Гердера «О происхождении языка», однако и в книге «Идеи к философии истории человечества» данной проблеме уделяется немало места. Гердер считает, что язык сыграл не менее важную роль в становлении человеческой культуры, чем религия. Значение языка, по Гердеру, состоит в том, что он является формой, в которую отливается культура той или иной нации. «Всякий язык, — пишет Гердер, — это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа. Особенно, если народ привязан к своему языку и всю свою культуру выводит из язык». Исчезновение языка для Гердера — предпосылка утраты культуры. Поэтому в сохранении и развитии языка нации он видит важнейшую государственную задачу.
Гердер оказал существенное влияние на развитие культурологической мысли.
2.2. Культурологическая концепция Ф. Ницше
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и культуролог, центральное место в культурологической концепции которого занимает «философия жизни». Во многом она стала философией культуры.
Ницше считал, что современное ему
общество находится в кризисном
состоянии. Это состояние Ницше
обозначил тезисом: «Бог умер». Он писал:
«…мы не находим Бога ни в истории,
ни в природе, ни за природой, но то,
что мы почитаем за Бога чувствуем
не как «божественное», но как жалкое,
абсурдное, вредное – не как заблуждение
только, но как преступление перед
жизнью… . Мы отрицаем Бога как Бога…».
А если Бога нет, то, по Ницше, нет
безусловных универсальных
Труды Ницше послужили основой «философии жизни», философского течения. Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, отличительной особенностью которой является присущая всему живому «воля к власти». Ницше утверждал, что хорошо все то, что укрепляет желание власти и саму власть человека, а дурно все слабое, безжизненное. «Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение, аскетизм, ориентацию на загробный мир. Ницше предложил «переоценку ценностей» и высшей ценностью провозгласил саму «жизнь». Необходимо избавиться от ложных, «лживых» христианских ценностей, «истинные» ценности – это культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм, стремление к красоте. Христианство философ назвал «чудовищным заболеванием воли», а его мораль – «моралью рабов», антиподом которой является «мораль господ» [9, c.18-20].
В отношении культуры Ницше занимал двойственную позицию. С одной стороны, он рассматривал ее как отрицательный фактор. Ницше пишет, что широкое распространение культуры приводит к «упадку высшего типа человека», приводит к возникновению посредственных, заурядных личностей, в которых не горит божественный огонь. В своем труде культуру Ницше характеризует как корень пессимизма, но не его цвет, его основание, а не его верхушка, начало пути, а не его цель, ибо когда-нибудь мы должны будем еще научиться ненавидеть нечто иное и более всеобщее, чем нашу личность и ее жалкую ограниченность, ее изменчивость и беспокойство — в том более высоком состоянии, в котором мы будем любить также нечто иное, чем то, что мы можем любить сейчас.
С другой стороны, у Ницше отношение к культуре позитивное, ибо она, как пишет немецкий мыслитель, требует в отношении шопенгауэрского человека, чтобы мы постоянно подготавливали его созидание, узнавая и устраняя с пути все враждебное культуре, — словом, чтобы мы неутомимо боролись против всего, что лишило нас высшего осуществления нашего бытия, помешав нам самим стать такими шопенгауэровскими людьми. Т.е. по Ницше культура – путь возвышения человека, путь окультуривания индивида, который может обрести себя, только войдя в мир культуры [17, c.156].
Ницше считает, что постигнуть культуру может не каждый, это тяжелый путь самопознания. Культура, — пишет Ницше, — есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой. Каждый верующий в культуру тем самым утверждает: «я вижу над собой нечто более высокое и человечное, чем я сам; помогите мне все достигнуть этого, как я хочу помочь каждому, кто исполнен того же познания и страдания, — чтобы наконец возник снова человек, который чувствовал себя завершенным и бесконечным в познании и любви, в созерцании и дейстовании, и всем своим целостным существом был бы связан с природой как судья всех вещей и мерило их ценности.
По мнению Ницше культура
ставит перед человеком только одну
задачу: содействовать созиданию философа,
художника и святого в нас и вне нас и тем
трудиться над совершенствованием природы.
Однако, согласно Ницше, далеко не все
постигают эту конечную цель культуры.
Большинство останавливается на промежуточном
этапе и тратит свои усилия на приобретение
чисто внешних атрибутов, говорящих о
прикосновении человека к миру культуры.
Только отдельные личности, обладающие
соответствующими задатками, способны
подняться до осознания великой задачи,
стоящей перед культурой.
Однако, согласно Ницше, далеко не все постигают эту конечную цель культуры. Большинство останавливается на промежуточном этапе и тратит свои усилия на приобретение чисто внешних атрибутов, говорящих о прикосновении человека к миру культуры. Только отдельные личности, обладающие соответствующими задатками, способны подняться до осознания великой задачи, стоящей перед культурой. Но даже если личность восходит на вторую ступень, она не должна останавливаться на этом. Культура требует от индивида, ставшего ее паладином, «не только внутреннего переживания, не только оценки окружающего потока внешнего мира, но прежде всего действия, т.е. борьбы за культуру и вражды против влияний, привычек, законов и учреждений, в которых она не может узнать своей цели — создание гения»
Философ говорил о деградации,
испорченности современного человека.
«Я понимаю испорченность в
Показателями кризиса, который переживает «фаустовская цивилизация», Ницше в первую очередь считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, несмотря на предпринимаемые ею усилия, а также алкоголизм, который стал привычкой и рассматривается большинством как возможность приспособления к царящему режиму.
Причину кризиса европейской культуры Ницше прежде всего видит в широком распространении нигилизма, возникшего как результат крушения христианской морали и десакрализации христианских ценностей. Христианство, с его точки зрения, перестало выполнять роль консолидирующей и нормотворческой силы потому, что реальная практика христианства вступила в острое противоречие с принципами правдивости и справедливости, на которых базируется христианская догматика. «Гибель христианства — от его морали», — пишет он. Человек, воспитанный в христианской вере, считает Ницше, не может не испытывать «чувство отвращения к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории». Именно этим, утверждает немецкий философ, объясняется резкий поворот в конце XIX века от максимы «Бог есть и он есть истина» к максиме «Бога нет, все ложно».
Ницше резко выступал против тех, кто считает, что о культуре необходимо судить прежде всего по «внешней оболочке». Он высмеивает ратующих за определение культурности нации по количеству, например, написанных фортепианных или скрипичных сонат, числу живописных полотен или издаваемых литературных произведений. С этой точки зрения он критикует культуру Германии, где всегда тяга к форме, т.е. внешним аспектам культуры, была выражена чрезвычайно ярко. Исследуя сложившееся в этой стране положение с культурой, он оспаривает мнение тех мыслителей, которые видят причины невысокого культурного уровня немецкого народа в германском духе, национальном характере, где склонность к заимствованию, особенно обычаев, манер, внешнего лоска, присущего другим народам, в частности французам, проявляется достаточно отчетливо. Он считает, что есть более глубокие причины этого распространившегося «поветрия к прекрасной форме». С его точки зрения такими причинами являются та суета, то захватывающее дух, улавливание момента, та чрезмерная спешка, которая срывает все вещи еще недозрелыми с ветвей, та погоня и скачка, которая проводит ныне борозды по лицу людей и как бы табуирует все, что они делают. Они несутся вперед с неприличной озабоченностью, как будто в них действует какое-то зелье, не дающее им спокойно дышать, — гонимые рабы трех «м» — момента, мнений и моды; так что отсутствие у них их благоприличия действительно бросается в глаза... уж слишком мучительной и становится необходимой лживая элегантность, чтобы замаскировать болезненность этой недостойной спешки. Такова именно связь между модной жадностью к прекрасной форме и безобразным содержанием нынешних людей: первая должна скрывать, последнее должно быть скрыто. Быть образованным означает ныне: не давать заметить как жалок и дурен современный человек, как он хищен в своих стремлениях, как ненасытен в накоплении, как своекорыстен и бесстыден в наслаждении.
В своих трудах Ницше пишет: «Есть несколько причин, не позволяющих культуре достигать поставленных ею целей. Первая — эгоизм приобретателей, вторая — эгоизм государства, третья — эгоизм всех тех, кто имеет основание скрываться и прятаться под внешней формой, четвертая –
это эгоизм науки, которая накладывает свой неизгладимый отпечаток на духовную жизнь современного общества» [10, c. 776].
Ф.Ницше по праву занимает выдающееся место среди культурологов XX века. Его труды оказали огромное влияние на формирование мировоззрений последующих поколений.
Выводы.
Формированием
Центральное место в культурологической концепции Фридриха Ницше занимала философия жизни. Ницше имел двойственное отношение к культуре. Считал, что постигнуть культуру может не каждый, это тяжелый путь самопознания. Видел в постижении культуры развитие в человеке философа, художника. Негативно относился к поверхностному постижению культуры т.е. постижению «внешней стороны культуры». Считал, что развитию культуры мешает эгоизм во всех проявлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе культурологического исследования поставленные задачи и цель решены: