Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 23:41, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология1.docx

— 89.67 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет культурологии.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры.

В книге «Наука о культуре» (1949) Уайт ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук.

Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.

Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Предмет культурологи:

1.Исследование процессов  создания и приобщения к миру  абсолютных ценностей;

2.Исследование общества  с точки зрения его способностей  к созданию условий для духовного  творчества развитой личности.

3.Исследования содержания  и форм феноменов культуры, их  пространственно-временные взаимосвязи.

4.Исследования культуры  как одной из технологий самоорганизации  общества.

5.Исследования культурного  контекста различных исторических  явлений, теорий социальных систем.

Вопрос 2

Культурология в системе наук. Наука, её место в структуре духовной культуре общества.

Культурология представляет собой комплекс отраслей или разделов научного знания. Принято выделять следующие подразделы:

* теория и методология  культуры (философия культуры, история  культурологической мысли);

* история культуры (мировая художественная культура);

* прикладная и эмпирическая культурология (социология культуры, антропология, культура массовых коммуникаций и т.д.).

Первый подраздел изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

В центре внимания второго подраздела находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.

Третий подраздел имеет практический характер и находит широкое применение в различных областях регулирования экономических, социальных, политических, этнических, религиозных отношений, а также в сфере организации культурных акций.

Учитывая новые запросы к общественной значимости науки, самые серьезные требования возникают перед науками о культуре. И первый из этих императивов — это признание реальности, а не выявление идеала, действительного процесса, а не только духовного феномена, насколько значимым тот бы не представал в сфере «собственно» культурной.

Современное человечество представляет собой совокупность различных социальных коллективов, исторической максимой которых до сих пор является государство-нация. Народы, этносы, нации рассматриваются как главные действующие лица всемирной истории, как субъекты исторического процесса.

Для того чтобы понять, что же такое «народ», «этнос», «нация», какую роль они играют в человеческой истории, необходимо выявить их отношение к тому, что принято называть «обществом». Совершенно бесспорно, что понятие «общество» является не менее важным для общественных наук, чем понятие «культура». Но при попытке его определений мы сталкиваемся с аналогичными трудностями, как и в случае определения «культуры».

Термин общество, как и культура, тесно связан с понятием цивилизация, которое также контекстуально, и можно убедиться, что в настоящее время под «цивилизацией» понимается — реже-тот или иной социально-исторический организм со всей присущей ему культурой (например, древнеиндийская цивилизация), либо — гораздо чаще — та или иная региональная система социальных организмов, обладающая общей культурой (греко-римская цивилизация).

В сферу культурологии входит изучение культурных традиций и инноваций, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые.

Конечно, в таком освещении культурология может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: искусствоведение, социологию религии и идеологии, культурную психологию, теорию межкультурного взаимодействия и т.д. Из этого же комплекса черпают свои истоки культурная антропология, теория цивилизаций, теория модернизации и т.д.

В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры (рис. 1.1). Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, в Средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки. 
  
Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: 
- от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);

-от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;

-от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;

-от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;

-от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;

-от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

-от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.

Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве. 
Как многофункциональное явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания). 
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук (рис. 1.2). 
  
Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки. 
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. 
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер. 
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio— понимание, система. Концепция, во-первых, — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, — это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

 

 

Вопрос 3

Структура культурологии: теория, морфология, история культуры.

Культура — чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Поэтому современная культурология - комплексная гуманитарная наука, состоящая из ряда отраслей (наук), которые охватывают всю совокупность знаний о культуре:  

1)  философию культуры;

2) историю культуры;

3) культурную антропологию;

4) социологию культуры;

5) прикладную культурологию;

6) историю культурологии (культурологических учений).

1) Знания о культуре  долгое время формировались в  лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам.

2) История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.

3) Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека.

4) Социология культуры изучает закономерности функционирования культуры в обществе. В социологии культуры анализируются взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества; исследуется становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.

5) Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т.д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет культурологии