Лекции культурно религиозное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:20, курс лекций

Краткое описание

«Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.»



Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами:


В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.


С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Как пишет И. Экономцев, античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси2". С помощью Иоанна Дамаскина русский народ познакомился с философией и логикой Аристотеля. Обширно распространялись знания античности в таких науках, как астрономия, география, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Православие на Руси некоторым образом сплотило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Миросозерцание Востока, которое было устремлено к Небу и пропитано духом гармонии античности, наложило свой отпечаток света, легкости и окрыленности в базу культуры Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы культ религ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 7 

«Жизненное дело преподобного Сергия Радонежского. Расцвет  русского монашества: «Серверная Фиваида».  

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 г. в семье ростовского боярина Кирилла и был крещен с именем Варфоломея. Знамение духовного величия преподобного проявилось еще до его рождения. Когда Варфоломей подрос его отдали учится, но грамота давалась ему с трудом, что очень огорчало отрока и вызывало нарекание от отца и братьев Стефана и Петра. Мальчик втайне часто молился БогуРазорение Ростовского княжества Иваном Калитой вынудило боярина Кирилла покинуть город и переселиться в городок Радонеж, в пределах Московского княжества. Сыновья Кирилла подрастали – Стефан и Петр женились, один только Варфоломей не собирался создавать семью – его влекло монашество. Родители не возражали юноше, просили не оставлять их одних наедине со старостью и болезнями. Через несколько лет Кирилл и Мария приняли монашеский постриг и скончались. После сорочин по родителям Варфоломей удалился в “место пустынное”. С юношей удалился от мира и его брат Стефан, который к этому времени овдовел. Братья поставили посреди леса келию и деревянную церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Сергий укрылся от мира, желая провести жизнь в молитве и постничестве, спасая свою душу, но Богом ему был определен иной жребий. Прослышав о святой жизни отшельника, к нему начали стекаться “богобоязнивые”. Тщетно отшельник пытался избавиться от людей, указывая им на тяготы пустынножительства, наконец, был вынужден смириться, предчувствуя, что вокруг его келии суждено возникнуть монастырю. Со временем, братия увеличивалась и преподобный, уступая мольбам своих учеников, согласился принять священство и игуменство. Немало монастырей было основано Сергием. Около 1360 г. Сергий вместе с митрополитом Алексием основал монастырь во имя Спаса Преображения, в котором первым игуменом стал его ученик Андронник, а вторым, другой ученик – Савва. В 1374 г. по просьбе князя Владимира Андреевича Серпуховского преподобный основал в Серпухове Высоцкий монастырь, в котором оставил игуменом своего ученика Афанасия. В 1377 г. Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой – Симонов (Успенский).

Северная фиваида. Начало Северной Фиваиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце 14 в. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и Русского севера в целом. Эти наиболее известные северные русские монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде. Уцелели суровые крепостные стены, храмы с уникальными росписями. Не исчезли даже древние иконы и предметы старины, наполнявшие до 1917 г. монастырские соборы и ризницы. Многие из этих произведений хранятся теперь в местных и столичных музеях и библиотеках. Кроме Кириллова и Ферапонтова монастырей Русскую Фиваиду на севере представляли известная аскетической замкнутостью и книгописанием Нилова пустынь на речке Соре, Горицкий монастырь на Шексне, слывший местом заточения знатных русских женщин. Но не только обилие монашествующих отличало Северную Фиваиду от других уголков дореволюционной России. Городской уклад и сельский быт Белозерского и Кирилловского уездов был отмечен печатью удивительного патриархального покоя. 

Вопрос 8 

«Развитие московоцентризма в Российском государстве (ХVIв.) идеологема «Москва – Третий Рим».  

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового типа духовности обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них обозначилось уже в конце XII в. — это перемещение центра политической и культурной жизни на северо-восток, в верховья Волги и образование там Вла-димиро-Суздальского, а позже Московского княжества. В возвышении Московского княжества как будущего центра Российского государства огромную роль сыграли, не только князья-воины — ее устроители, но и духовные учителя того времени. Для объединения русской земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея. Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465–1542). Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал с обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Идея Москвы как третьего Рима имела глубокое историческое основание. Для русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым оплотом почитался второй Рим — Константинополь. Нетрудно увидеть, что идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего теологический смысл и относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем «истинного христианства». Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Московского княжества как державы. Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно истинно христианской православной веры; в свою очередь православие объявлялось «русским», а русское государство — единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством. Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия. Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать Божия, делал ее Центром всего христианского мира и, соответственно, царя Московского превращал во «вседержителя», ответственного лишь перед Богом и потому ни с кем не делящего «вверенную» ему власть, в том числе и с церковью. 

Вопрос 9 

«Церковно-историческая литература ХVI века: «Великие Четьи-Минеи», «Домострой».  

В XVI в. продолжало развиваться летописание. Оно было подчинено целям идеологического обоснования самодержавной власти.   В XVI в. появляется такое монументальное собрание древнерусской литературы, как "Великие Четьи - Минеи". Оно связано с именем митрополита Макария. Митрополит поставил целью собрать все книги на Руси, предназначенные для чтения. Более 20 лет большой коллектив писателей, переписчиков, редакторов трудился над этим замыслом. В результате было создано 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Каждый том содержал огромную информацию, на отдельный день приходилось в среднем 5-10 сочинений различного жанра. "Четьи - Минеи" предназначались для чтения в домашнем кругу и призваны были воспитывать народ в истинной вере. Редким памятником древнерусской литературы, раскрывающим внутренний мир семьи XVI века, ее нравственные начала стал "Домострой", автором которого считают приближенного Ивана Грозного протопопа Сильвестра. "Домострой" представляет собой свод правил общественного, религиозного и семейно - бытового воспитания для среды богатого новгородского боярства и купечества. "Домострой" содержит ценные сведения о повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. В "Домострое" читатель найдет совет, как главе дома стражем во всем быть, как жить в мире и согласии с женами и детьми, как дом в достатке содержать, как душевно и телесно чистыми остаться, что актуально во все времена. "Домострой" принадлежал с числу чтений, предназначенных для верхушки городского общества XVI в. и также был очень популярен. 

Вопрос 10 

«Национальный шатровый стиль русского зодчества  ХVI век.» 

Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного.

Прекрасный, податливый и достаточно прочный  материал — дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. Композиция дополнялась наружными лестницами, крыльцами. Асимметричная расстановка объемов, высокие разнообразные но формам кровли — шатровые, многоскатные, «кубастые», «бочки», «крещатые бочки» и другие, разнообразная обработка фасадов с их деталями — все это сообщало сооружению, архитектура которого вобрала в себя традиционные принципы более ранних зданий этого типа, исключительную живописность и своеобразие истинно русского национального характера постройки. Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания, но хорошо известен по документальным материалам. 

Вопрос 11 

«Особенности  Московской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.» 

Московская школа  иконописи сложилась позднее  новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. Имненно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства. 
До нас, к сожалению, не дошли московские фрески и иконы XII–XIII веков, так что мы не можем составить себе представление о живописи этого времени. Появление в XIV в. в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. На Русь Феофан прибыл не позднее 1378 года, в расцвете своего таланта. Он в совершенстве знал все тонкости палеологовской эстетики, несомненно имел при себе богатое собрание наиновейших образцов. Он был человеком высокой духовной культуры. Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи. С появлением на исторической сцене Андрея Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана. Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными.
 

Вопрос 12 

«Идеология старообрядчества. Влияние религиозного раскола ХVII в. на русский культурный архетип»  

Появление старообрядчества связано с реформой патриарха Никона, направленной на исправление богослужебных книг, которые, по объяснению ряда церковных историков, пестрели ошибками и нелепостями, так как переписывались от руки не всегда грамотными переписчиками, зачастую не понимавшими смысла текста. Никон обладал не более широкими взглядами на смысл и значение обрядности, чем его противники, ошибочно "смешивая обряд с догматом". Во многих работах, посвященных истории старообрядчества, высказывается удивление по поводу того, "к смогли незначительные исправления, например новое написание Иисус вместо Исус, изображение четырехконечного креста вместо восьмиконечного и т. д., стать питательной почвой для мощного социально-религиозного течения. Для многих церковных историков это основной аргумент, позволяющий упрекнуть старообрядцев в консерватизме и темноте. Но церковь и государство сразу же заняли исключительно непримиримую позицию, не допускающую компромиссов и послаблений в отношении противников реформы. О том, что церковь сама ожесточила и отдалила от себя старообрядцев, ясно говорит "клятва" на старые обряды, отмененная Поместным Собором православной церкви только в 1971 г. Таким образом, история старообрядчества теснейшим образом связана с историей русской церкви и Российского государства в целом. Сопротивление новшествам приняло более ожесточенный характер. Соловецкие монахи открыто отказались принять реформу, и писали царю, что лучше умрут за веру. Хованщина была последним открытым выступлением приверженцев старины против государственной власти, и провал стрелецкого бунта показал, что меряться силой с государством бессмысленно. Оставался лишь один выход - отмежеваться от него. Далее, раскол не был чисто церковным явлением. А.П. Щапов правильно видел в старообрядчестве явление не только религиозное, но и политическое. старообрядцы утверждали, что предсказанные в Священном писании знамения и признаки осуществились: в мире воцарился антихрист и наступили "последние времена".Время Екатерины IIположило конец непримиримой вражде правительства и староверов. Государство ищет пути для того, чтобы сделать старообрядцев лояльными и полезными подданными. 

Вопрос 17 

«Триединая формула  государственной идеологии «Православие - самодержавие - народность».  

Триединая формула основ образования – православие, самодержавие, народность, высказанная Уваровым в 1832 г., вскоре начала распространяться на все сферы культурной жизни России. Понятие православие в этой формуле трактовалось не только как церковный догмат, но и как беспрекословное гражданское повиновение государственной власти, освещенной религией. Православие, объединявшее в себе основные общечеловеческие ценности, не противоречило взглядам верующих других концессий, широко представленных в стране. По существу это означало политику веротерпимости.

Информация о работе Лекции культурно религиозное наследие