Лекции по "Культурологии"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:25, курс лекций
Краткое описание
Роль античной мифологии в мировой культуре
Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии.
Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.
Вложенные файлы: 1 файл
- Роль античной мифологии в мировой культуре
Писатели, художники различных европейских
стран стали брать сюжетами своих произведений
эпизоды из древнегреческой мифологии.
Изображению мифических сюжетов и божеств
посвящены некоторые произведения выдающихся
итальянских художников эпохи Возрождения
- Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры),
Сандро Боттичелли (картины “Рождение
Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера
перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой
мифологии взял сюжет для своей замечательной
статуи Персея выдающийся итальянский
скульптор Бенвенуто Челлини.
На сюжеты, заимствованные из греческой
мифологии, написана пьеса В. Шекспира
“Троил и Крессида”, поэма “Венера и
Адонис”. Имена мифологических героев
встречаются и во многих других произведениях
Шекспира. Скульптурными группами, созданными
на сюжеты древнегреческой мифологии,
украшены многие замечательные здания,
построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX
вв.
2. Ораторское искусство
Ораторское искусство – это искусство
публичной речи, рассчитанной на непосредственное
восприятие слушателями. Включает в себя
контакт с аудиторией, богатство интонации
и мимики, пластику, жесты и движения и
само обаяние личности оратора позволяют
добиться высокого эмоционального подъема
в аудитории.
3. Отличие Древней Восточной культуры от Античной
Древний Восток значительно повлиял на
формирование Античной культуры. Но культурно
– историческое единство не исключает
принципиальных отличий. Это пути развития
каждой культуры, характер мировоззрения
принятых ценностей, степень централизации
жизни той или иной страны, близость к
власти, уровень социальной напряженности.
4. Римская философия
Римская философия формируется под решающим
влиянием греческого, в частности эллинистического,
философского мышления. Приблизительно
с этого времени в Риме развиваются три
философских направления, которые сформировались
уже в эллинистической Греции,- стоицизм,
эпикуреизм иэклектицизм.
Стоицизм.
Наибольшее распространение как в республиканском,
так и позже в императорском Риме получил
стоицизм. Иногда его считают единственным
философским направлением, которое в римский
период приобрело новое звучание. Наиболее
видным представителем римского стоицизма
(новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк
Аврелий.
Эпикуреизм
Единственной материалистической (для
своего времени отчетливо материалистической)
философией в античном Риме был эпикуреизм,
который значительно распространился
в последние годы Римской республики и
в начале императорского правления. Наиболее
выдающимся его представителем был Тит
Лукреций Кар
Эклектицизм.
Значительно большее распространение
и значение, чем в эллинистической Греции,
получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам
относится ряд видных личностей римской
политической и культурной жизни как в
последние годы Римской республики, так
и D первый период империи. Наиболее известным
среди них был выдающийся политик и оратор
Марк Тулий Цицерон (106-45 до и. э.), создатель
латинской философской терминологии.
5. Наука Древнего Египта
Математика.
Могли выполнять четыре основных арифметических
действия: сложение, вычитание, умножение,
деление и умели решать уравнения с одним
неизвестным. Математические и геометрические
сведения были нужны писцам в практической
жизни для начисления налогов, определения
количества или размера земельных участков.
В Египте существовала система написания
количественных и порядковых чисел. Система
целых числе была основана на десятичной
системе.
Календарь.
Современные ученые не могут определенно
назвать время, когда был создан первый
древнеегипетский календарь. Новый год
в государстве начинался во время таяния
снегов на вершинах гор Судана, когда уровень
воды в реке значительно повышался. Начальная
стадия разлива Нила ежегодно приходилась
на дни летнего солнцестояния, поэтому
начало года было закреплено за 19 июля.
Измерения.
В Древнем Египте существовало следующие
меры длины: локоть(длина предплечья до
кончика среднего пальца), он подразделялся
на ладонь, пядь, ступню и палец. С точки
зрения современных измерений, длина одного
локтя составляла 466 мм, ладони — 66,5 мм,
пальца — 16,6 мм. Локоть состоял из семи
ладоней, ладонь — из четырех пальцев.
Во времена III династии был принят "царский
локоть", т.е. к обычному локтю прибавлялась
пядь (52,3 см).
6. Скульптура Древней Греции
Архаический период.
Скульптура архаического периода отличалась
несовершенством, создавая, как правило,
обобщенный образ. Это так называемые
курсы (“юноши”), именуемые также архаическими
Аполлонами. До нашего времени дошло несколько
десятков таких статуй. Наиболее известная
мраморная фигура Аполлона из Теней. На
устах его играет характерная для того
времени “архаическая улыбка”, глаза
широко раскрыты, руки опущены и сжаты
в кулаки. Принцип фронтальности изображения
соблюден в полной мере. Архаические женские
статуи представлены корами (“девушками”)
в длинных ниспадающих одеждах. Головы
девушек украшены локонами, сами статуи
полны изящества и грации. К концу VI в.до
н.э. греческие скульпторы постепенно
научились преодолевать первоначально
свойственную их статуям статичность.
Классический период.
Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью
своих фигур, включающих как бы два движения
(исходное и то, в котором часть фигуры
окажется через мгновенье), он мощно содействовал
развитию реалистического искусства ваяния.
Современники восхищались его находками,
жизненностью и правдивостью образов.
Великий скульптор Мирон, работавший в
середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую
огромное влияние на развитие изобразительного
искусства. Это его бронзовый “Дискобол”,
известный нам по нескольким римским копиям,
настолько поврежденным, что лишь их совокупность
позволила как-то воссоздать утраченный
образ.
Период эллинизма.
Как и в предыдущие периоды, скульптура
оставалась неотъемлемой частью архитектурного
убранства эллинистических городов. Монархический
строй эллинистических государств и иное
мировоззрение вызвали к жизни официальную,
придворную тенденцию искусства, воплотившуюся
в портретных и аллегорический статуях.
Лучше всего известны произведения пергамской
школы с характерной для нее патетикой
и подчеркнутым драматизмом скульптурных
изображений. Не обошла эллинистическую
скульптуру и страсть к гигантомании:
ярким образцом является огромная, 32-метровая
статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы,
установленная у входа в Родосскую гавань.
Над статуей “Колосса Родосского” 12 лет
трудился ученик Лисиппа Харес из Линда,
это чудо инженерного искусства заняло
последнюю строчку в списке “чудес света”.
7. Право в Древнем Риме
Правовое положение личности характеризуется
тремя статусами (состояниями): состоянием
свободы, состоянием гражданства и семейным
состоянием. С точки зрения состояния
свободы различались рабы и свободные,
сточки зрения состояния гражданства
– римские граждане и другие свободные
лица, с точки зрения семьи – самостоятельные
и подвластные.
Во все времена институт права собственности
занимал центральное место в гражданском
праве. Его основные положения обусловливают
содержание всех остальных разделов цивилистики
– права на чужие вещи, договорного, наследственного
права и т. п.
8. Пантеон древнегреческих богов
Зевс – верховный бог, Гера – покровительница
браков, Деметра – земледелие, Афина –
война. Афродита – богиня любви и красоты,
Гестия – богиня домашнего очага, Гефест
– ремесло.
9. Древнегреческая драматургия
Древнегреческая драматургия своими истоками
связана с сельскими празднованиями в
честь Диониса. К греческой драме относились
трагедии, сюжетом которых обычно были
мифы о героях и богах, но поэты 5 в. до н.э.
трактовали эти мифы по-своему. В греческую
трагедию стали проникать новые представления,
связанные с дальнейшим ходом развития
мировоззрения, морали, политики. Иногда
сюжетами были крупные исторические события.
10. Изобразительное искусство Древнего Египта
Изобразительное искусство представляют
рельефы и росписи, которые в великом множестве
украшали стены гробниц, заупокойных храмов,
колонны, саркофаги и вообще все то, что
могло быть ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного
канона в рельефе сложились еще в додинастический
период, что нашло свое отражение и в росписях,
развивающихся уже в искусстве Среднего
царства. Известная “Плита Нармера”,
созданная в честь царя Нармера, объединившего
Верхний и Нижний Египет, содержит в себе
основные канонические черты. К ним относятся:
1.Построчное размещение сюжетных сцен
(разделение плоскости горизонтальные
пояса).
2.Композиционная организация сцен (внутри
поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей
ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия, где фигуры движутся
одна за другой, через одинаковые интервалы,
с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур. Так как фараон
был главным действующим лицом в каждой
композиции, то его, как впрочем и богов,
изображали в больших размерах, чем все
остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания
фигуры на плоскости, когда голова и ноги
изображались в профиль, а торс и глаз
- в фас. Избирались самые четкие, ясно
читаемые аспекты, органично соединенные
силуэтом обобщающего типа и соотнесенные
с двухмерной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек
зрения с помощью их вертикального расположения:
то, что находится дальше, изображается
на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических
надписей.
Наиболее распространенной темой рельефов
и росписей была тема пира, обычно связанного
с заупокойным культом. Роспись из гробницы
в фиванском акрополе относится к периоду
Нового царства. Именно здесь с наибольшей
отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства, поскольку
любая сюжетная композиция использует
много различных “элементов” таких как
человеческие фигуры, предметы обихода
(столы, кресла, посуда), деревья, птицы,
животные и т.п. И все это множество изображений
размещается на плоскости, разделенной
на горизонтальные пояса так, чтобы каждая
из фигур и предметов ясно “читалась”
глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные
через одинаковые интервалы, с повторяющимися
жестами, они как будто застывают: вся
“картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается
как торжественное ритуальное действо,
воспарившее над обыкновенным миром реального
бытия. Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты, воссозданные в египетских
рельефах и росписях, благодаря композиционному
решению, приобретали характер священнодействия,
ибо они воспроизводили жизнь после смерти.
11. Спортивные состязания в Древней Греции
Спортивный игры посвященные богам (Зевсу,
Афине, Дионису).
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие
спортивные соревнования древности. Зародились
как часть религиозного культа и проводились
с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено
293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у
греков священным местом. От Олимпии произошло
и название Игр. Олимпийские игры были
значимым для всей Древней Греции событием,
выходившим за рамки сугубо спортивного
мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась
чрезвычайно почетной и для атлета, и для
полиса, который он представлял.
12. Римская школа
В Риме учебные заведения, или школы для
совместного обучения мальчиков и девочек,
были известны с III в. до н.э. Начальную
пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили
под руководством литератора, который
учил их (как в Греции грамматист) чтению,
письму и счету. Специальных школьных
зданий, подобных современным, не было,
обычно снимали помещение в частном доме.
Дети из малообеспеченных семей в начальной
школе завершали свое образование. Девочки
под руководством частного учителя —
грамматика — продолжали обучение дома.
Римляне серьезно относились к воспитанию
и образованию женщин. Девушки должны
были знать литературу, грамматику, риторику,
уметь петь, танцевать, понимать музыку,
некоторые из них специально занимались
географией, геометрией, математикой и
даже медициной. Мальчики 12 лет приступали
к среднему школьному образованию. На
этом этапе их учителем был грамматик,
с которым они читали греческих и римских
поэтов, писателей, философов, драматургов.
От него они получали знания о литературе,
ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось
изучение астрономии, грамматики и геометрии.
13. Скульптура Древнего Египта
Отличительная черта египетского изобразительного
искусства его каноничность. Оформившиеся
характерные особенности изобразительной
форм, композиционного решения становятся
обязательными для всех последующих произведений
определенного жанра, будто портретная
скульптура, рельеф, роспись. При всем
этом египетское искусство претерпевает
и некоторую эволюцию, ибо художественное
истинное творчество не может не реагировать
на те изменения, которые происходят в
духовной культуре общества. Поэтому мы
будем рассматривать весьма ограниченный
круг произведений, связанных со скульптурными
статуями, рельефами и росписями, отобрав
те образцы, в которых наиболее ярко отразились
основные моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго
определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой
левой ногой и опущенными руками, прижатыми
к телу (статуя Микерина с богинями, статуя
Ранофера); сидящая, с руками, положенными
на колени (статуя Рахотепа и его жены
Нофрет, статуя царского писца Каи).
Для всех характерны следующие художественные
приемы: фигуры построены со строгим соблюдением
фронтальности и симметричности; голова
поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;
фигуры неразрывно связаны с блоком, из
которого высечены, что подчеркивается
сохранением части этого блока в виде
фона; статуи раскрашивались: тело мужских
фигур - красновато-коричневого цвета,
женских - желтого, волосы - черного, одежды
- белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность
и строгое спокойствие. К этим общим для
всех скульптурных статуй закономерностям
следует добавить небольшой, но очень
существенный штрих - портретные черты
в передаче лица. Невозможно перепутать
лицо писца Каи с его чуть плоским носом
и выдающимися скулами и лицо царевича
Рахотепа с напряженными морщинками у
переносицы, аккуратными усиками и пухлыми
губами; надменное лицо зодчего Хемиуна,
чуть полноватое, с маленьким, но энергичным
и жестким ртом и лицо верховного жреца
Ранофера с правильно строгими и бесстрастными
чертами.
14. Греческая архитектура
Развитию строительного дела, архитектуры
способствовал рост городов, которые располагались
вокруг укрепленной части города (акрополя),
расположенного на холме. На его вершине
находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю города, у подножия -
жилые кварталы, где селились ремесленники.
Архитектура является одной из форм материальной
культуры, поскольку связана с меняющимися
потребностями человека, с развитием науки
и техники. Но она представляет собой также
вид художественной культуры, так как
отражает строй общественной жизни, уровень
духовного развития, его эстетические
идеалы, культурные ценности.
Эти ценности, эталоны воплощаются не
в хозяйственных и жилых постройках, а
в храмах. Относительно примитивные постройки
гомеровского времени из глины и кирпича-сырца
сменяют более совершенные здания из камня
- жилища, общественные постройки (булевтерии
- дома для собраний совета, палестры, стадионы,
театры и пр.). Если жилища греков просты,
то храмы как культурная ценность - хранилище
казны, художественных сокровищ, место
поклонения богам, являющееся центром
культурной и общественной жизни, были
величественны и монументальны, но они
не подавляли человека своими размерами.
Греческая архитектура ориентирована
на человека и соразмерна с ним, в чем воплотилась
одна из важных особенностей древнегреческой
культуры. Архитектурные сооружения предстают
в гармонии со средой, органично вписываются
в пейзаж и основываются на специфической
системе соотношений несомых и несущих
частей, называемой ордером (от латинского
"ордо" - строй, порядок).
Греки выработали различные типы построек,
например, храм периптер (прямоугольник,
окруженный колоннами), украшенный скульптурой,
скульптурными рельефами, представлявший
собой целый комплекс, ансамбль, включающий
архитектуру, скульптуру, живопись. Наиболее
древний ордер дорический. Он сложился
на основе строительного опыта дорийских
племен и отличается суровой мощью, некоторой
тяжеловесностью, массивностью. Его характеризуют
строгие, простые колонны с продольными
желобками, простая капитель (верхняя
выступающая часть колонны), двухскатная
крыша, треугольный фронтон - часть фасадной
стены под кровлей. (Например, храм Аполлона
в Сиракузах, сокровищница афинян в Дельфах,
храм Афины на острове Эгина, храм Зевса
в Олимпии). Затем складываются ионический,
коринфский, эолийский ордера. Ионический
ордер - более легкий, изящный, сформировался
в богатых торговых городах, видимо, не
без влияния Востока. Колонна имеет базу
и завершается двумя завитками. Хорошо
известны храм Артемиды (архитекторы Херсифон
и Метаген), храм Геры на острове Самос.
Коринфский ордер похож на ионический,
но украшен более сложной капителью с
растительными узорами.
Шедевром мировой архитектуры считается
ансамбль афинского Акрополя. В новых
условиях он стал не столько оборонительным
сооружением, сколько религиозным и художественным
центром города. Здесь хранилась казна,
сюда направлялись в праздничные дни торжественные
процессии. В создании Акрополя принимали
участие лучшие мастера: Иктин, Каликрат
и др. Они соединили при строительстве
Парфенона (храма, посвященного Афине-Парфенос
или Афине-Деве) черты дорического и ионического
ордера. Здесь поражает гармония с окружающей
средой, естественным рельефом, сочетание
с другими видами изобразительного творчества.
Внутри храма Фидий поставил 12-метровую
статую Афины.
15. Пирамида
Пирамиды были классическим типом царской
усыпальницы в эпоху Древнего царства.
Отдельные пирамиды носили названия, связанные
с именами фараонов, которым они принадлежали.
16. Наука в Древней Греции
Важнейшей чертой развития науки являлось
происходившее в V в. до н. э. выделение
из натурфилософии отдельных наук. Показателен
прогресс в медицине, связанный в первую
очередь с деятельностью Гиппократа. Для
Гиппократовой медицины характерен строгий
рационализм. По мнению Гиппократа, все
болезни вызываются естественными причинами.
Он требовал от врача индивидуального
подхода к больному, учета особенностей
как самого пациента, так и естественной
среды обитания его.
Математика развилась прежде всего под
влиянием пифагорейских ученых. В V в. до
н. э. она превращается в самостоятельную
научную дисциплину, перестает быть прерогативой
одних только пифагорейцев становясь
предметом профессиональной деятельности
ученых, не примыкавших ни к какому философскому
направлению. Прогресс математического
знания особенно заметен в арифметике,
геометрии, стереометрии. К V в. до н. э.
относятся также значительные успехи
в астрономии.
17. Основные характерные черты культуры Древнего Египта
Иероглифическое письмо, художественный
стиль, религиозные представления и культ
мертвых.
18. Колизей
Колизей - римское изобретение. Он состоял
из арены эллиптической формы, окруженный
выстроенными ярусами рядов сидячих трибун,
находясь на которых, многочисленная публика,
не подвергая себя риску, могла наблюдать
захватывающие кровопролитные зрелища.
Здесь проводились бои гладиаторов и выводили
напоказ диких экзотических зверей, чтобы
потом на глазах завороженной толпы стравить
их друг с другом в смертельной схватке.
19. Фараон
Фараон – живое божество, предмет общего
поклонения.
20. Римский пантеон
Как пример брались грецкие боги: Юпитер
(Зевс), Юнона (Гера), Либер (Вакх и Дионис),
Венера (Афродита).
21. Гладиаторские бои
Один из видов зрелищ, устраивавшихся
в древнем Риме в конце эпохи республики
и в эпоху империи для развлечения граждан.
Эти бои произошли от культовых погребальных
обрядов, связанных с жертвоприношениями.
Обычай убивать людей (военнопленных или
рабов) над могилой павшего предводителя
дружины или знатного соплеменника, был
в древности распространен повсюду. Так
было у скифов, эллинов, славян, германцев,
этрусков, почти у всех племен и народов.
Постепенно с обычаем резать пленных и
рабов, словно скот, во время похорон покончили,
вместо этого их начали заставлять сражаться
друг с другом. Победителю даровалась
жизнь, а кровь побежденного служила жертвой
покойнику.
22. Иероглифическое письмо
Иероглифическое— письмо, использующее
иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает
отдельную лексическую единицу (морфему,
слово). Иероглифическое письмо непосредственно
передает план содержания лингвистических
единиц. Является одним из древнейших
видов письма, непосредственным развитием
письма пиктографического. Наиболее известны
системы иероглифического письма древнего
Египта, в которой сочетались элементы
идеографического, силлабического и фонетического
(акрофонического) писем, Месопотамии,
индейцев майя. В настоящее время иероглифическое
письмо используется в Китае, Японии (в
комбинации с силлабическими системами-канами:
катаканой и хираганой), Корее и нескольких
районах Бутана (Trashi Yangtse-kha), иероглифические
системы последних являются производными
китайского иероглифического письма.
Особенносью китайской иероглифики является
использование составных иероглифов,
представляющих комбинацию идеограмм.
23. Мумия
Мумия - сохранённое забальзамированное
тело умершего. Мумией называется тело
не только человека, но и любого другого
живого существа, подвергнутого специальной
химической обработке, в результате которой
прекращается или замедляется процесс
разложения. Следует различать искусственно
и естественно мумифицированные тела.
24. Римский портрет
В скульптуре явлением, характерным для
оригинального римского искусства, стал
начиная со II в. до н. э. реалистический
портрет. В новизне и самобытности римского
скульптурного портрета нетрудно убедиться,
если сравнить грубоватые, крестьянские
лица на надгробных рельефах эпохи республики
с тонко моделированными, рафинированными
эллинистическими портретами. Пластический
реализм римских мастеров достиг расцвета
в I в. до н. э., породив такие шедевры, как
мраморные портреты Помпея и Цезаря.
25. Движение в скульптуре Древней Греции
Скульптура и живопись Греции V в. до н.э.
развивали традиции предшествующего времени.
Основными оставались изображения богов
и героев—покровителей полиса и «идеальных»
граждан. Однако искусство сделало шаг
к реализму, что связано с распространением
идеи «мимесиса» — подобия—как основной
эстетической категории.
В архаическую эпоху возникает монументальная
скульптура — вид искусства, ранее неизвестный
Греции. Древнейшие скульптуры представляли
собой изображения, грубо вырезанные из
дерева, часто инкрустированные слоновой
костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования
в технике обработки камня не только сказались
на архитектуре, но и привели к возникновению
каменной скульптуры, а в технике обработки
металла—к отливке скульптуры из бронзы.
В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют
два типа: обнаженная мужская фигура и
задрапированная женская. Рождение статуарного
типа обнаженной фигуры мужчины связано
с основными тенденциями развития общества.
Статуя изображает прекрасного и доблестного
гражданина, победителя в спортивных состязаниях,
прославившего родной город. По этому
же типу стали изготовлять надгробные
статуи и изображения божеств. Появление
рельефа в основном связано с обычаем
ставить надгробные памятники. В дальнейшем
рельефы в виде сложных многофигурных
композиций стали непременной частью
антаблемента храма. Статуи и рельефы,
как правило, раскрашивались.
Греческая монументальная живопись известна
намного хуже, чем вазопись. На примере
последней лучше всего прослеживаются
основные тенденции развития искусства:
возникновение реалистических начал,
взаимодействие местного искусства и
влияний, пришедших с Востока. В VII—начале
VI в. до и. э. преобладали коринфские и родосские
вазы с пестрыми росписями так называемого
коврового стиля. На них обычно изображались
растительный орнамент и расположенные
в ряд различные животные и фантастические
существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует
чернофигурный стиль: закрашенные черным
лаком фигуры резко выделялись на красноватом
фоне глины. Росписи на чернофигурных
вазах часто представляли собой многофигурные
композиции на мифологические сюжеты:
различные эпизоды из жизни олимпийских
богов, популярностью пользовались подвиги
Геракла, Троянская война. Реже встречались
сюжеты, связанные с повседневной жизнью
людей: битва гоплитов, состязания атлетов,
сцены пира, хоровод девушек и др.
Поскольку отдельные изображения исполнялись
в виде черных силуэтов на фоне глины,
они производят впечатление плоских. Вазам,
изготовлявшимся в разных городах, присущи
только им свойственные черты. Чернофигурный
стиль достиг особого расцвета в Афинах.
Аттические чернофигурные вазы отличались
изяществом форм, высокой техникой изготовления,
сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы
подписывали свои росписи, и благодаря
этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего
великолепный сосуд для вина (кратер):
роспись состоит из нескольких поясов,
на которых представлены многофигурные
композиции. Другой великолепный образец
росписи—килик Эксекия. Всю круглую поверхность
чаши для вина вазописец занял одной сценой:
на плывущем под белым парусом судне возлежит
бог Дионис, возле мачты вьются виноградные
лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг
ныряют семь дельфинов, в которых, согласно
мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.
- Архитектура, скульптура, живопись
- Архаическая эпоха--время становления
греческой архитектуры, время зарождения античного реализма.
Однако, художественная культура архаики
ценна не только как предвестие реализма
классики. Культуре архаики свойственна
и могучая цельность, в какой-то мере утраченная
классикой, и человечность, неведомая
древнейшим культурам.
- В этот период появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей
ставились статуи. Так возник самый распространенный
тип статуи - стоящий юноша-атлет (курос).
Первые статуи конца VII - начала VI в. до
н.э., отличались неподвижностью, они как
бы застыли в напряженных позах. Уже в
этих ранних скульптурах греки стремились
передать красоту обнаженного тела, сильного,
пропорционально сложенного. Образ прекрасного
и доблестного человека лежит в основе
искусства. Были распространены статуи
девушек - кор - в нарядных одеждах.
- В связи с возникновением новых форм
общественной жизни складываются различные
темы зданий общественного назначения;
среди них ведущее место принадлежало
храмам.
- Греки не старались строить храмы грандиозными,
подавляющими человека. Они стремились
к тому, чтобы здания были соразмерны людям,
чтобы человек рядом с ними чувствовал
себя значительным и сильным. Греки выработали
особую систему - ордер - установленное,
математически точное соотношение несущих
и несомых частей здания. Различаются
три ордера - дорический, ионический и
коринфский. Первые храмы были построены
в дорическом ордере. Эти храмы построены
в виде периптера - здания, окруженного
колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами;
рельефы или статуи помещались и на фронтонах
- плоских треугольниках, образованных
двускатной кровлей на торцовых сторонах
храма.
- Среди них первенствовали храмы богов -- покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство
мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа
родился в Спарте--древнейшем полисе Эллады.
Первоначально храмы строились на акрополях--
укрепленных возвышенностях, древних
центрах поселений. Позднее в связи с общей
демократизацией общества происходят
изменения в местоположении храмов. Их
возводят теперь в нижнем городе, чаще
всего на агоре--главной площади, бывшей
центром общественной и деловой жизни
полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие
всегреческую популярность, прежде всего
храм Аполлона в Дельфах.
- В классическую эпоху в греческом градостроительстве
хорошо прослеживаются новые тенденции.
Большинство греческих городов сохраняло
традиционную хаотическую систему застройки
с узкими кривыми улицами, отсутствием
удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой
колонизации регулярная система планировки
начинает оказывать влияние на градостроительную
теорию и практику.
- В классическом периоде в архитектуре
совершенствуется тип храма, устанавливаются
окончательно пропорции ордеров. Центром
культурной и художественной жизни V в.
до н.э. были Афины. Памятником могущества
Афин стал ансамбль афинского кремля -
Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы
под руководством Фидия, трудились над
его возведением. Украшенный колоннадой
вход - Пропилеи - ведет на Акрополь. В центре
Акрополя возвышается Парфенон (447 - 438
гг. до н.э.) - дорический храм богине Афине
Парфенос (Афине-Деве) - покровительнице
города. Его строители ввели элементы
ионического ордера. Скульптурный декор
Парфенона был создан под руководством
Фидия его учениками Алкменом и Агоракритом.
На рельефах фриза изображено шествие
в день праздника богини Афины - Великих
Панафиней. На фризе расположено более
500 фигур людей и животных, и не одна не
повторяет другую. На восточном фронтоне
Фидий изобразил миф о рождении богини
Афины в присутствии других богов Олимпа.
Особенно хороша статуя отдыхающего бога
Диониса. К числу лучших творений Фидия
принадлежит группа трех богинь, расположенная
в правой части фронтона. Для Парфенона
Фидий создал колоссальную, высотой 12
метров, статую богини Афины Парфенос
из золота и слоновой кости (442 - 432 до н.э.)
Афина была изображена в боевом наряде,
в золотом шлеме с горельефным сфинксом
и грифами по бокам. В одной руке она держала
копье, в другой - фигуру Победы. У ног вилась
змея - хранительница Акрополя. Эта статуя
считалась лучшим творением Фидия после
его Зевса. Она не сохранилась. Кроме Парфенона
на Акрополе были возведены и другие храмы.
Храм Нике Аптерос построен в 449 - ок. 420
гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере
близ входа на Акрополь. В ионическом ордере
был построен и Эрехтейон - третий храм
Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты -
асимметрия плана и портик, в котором колонны
заменены фигурами девушек - кариатидами,
поддерживающими перекрытие.
- Наиболее совершенной из всех работ Фидия
считался Зевс Олимпийский, величайший
труд его жизни. Сами греки отдавали пальму
первенства этой статуе, производившей
на современников неотразимое впечатление.
Статуя погибла, вероятно, сгорела вместе
с Олимпийским храмом.
- Великий скульптор Мирон, работавший
в середине V в. в Афинах, создал статую,
оказавшую огромное влияние на развитие
изобразительного искусства. Это его бронзовый
«Дискобол». Искусство другого великого
ваятеля -- Поликлета -- устанавливает равновесие
человеческой фигуры в покое или медленном
шаге. Образцом такой фигуры служит его
знаменитый «Дорифор» -- юноша-копьеносец.
В этом образе -- гармоническое сочетание
идеальной физической красоты и одухотворенности
вся фигура исполнена чисто эллинского
классического благородства.
- В конце V в. до н.э. начинается период
кризиса полисов. Величаво-возвышенное
искусство V в., прославляющее героя-гражданина,
уступает место произведениям, отражающим
индивидуальные чувства, личные переживания.
- Скопас, Пракситель и Лисипп -- величайшие
греческие ваятели поздней классики.
- В искусстве Скопаса дышат страсть и
порыв, беспокойство, борьба с какими-то
враждебными силами, глубокие сомнения
и скорбные переживания. Он изображает
раненых воинов с лицами, искаженными
страданием. Как и Скопас, Пракситель создавал
в мраморе свои величайшие произведения
т.к. статуя богини любви Афродиты. Пракситель
-- вдохновенный певец женской красоты,
столь чтимой греками IV в.
- Скульптор второй половины IV в. до н.э.
Лисипп создал новый образ юноши-атлета.
В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего
тело от песка) подчеркнута не гордость
победителя, а усталость и взволнованность
после состязаний.
- Эллинистическому искусству свойствен
интерес к личности конкретного человека,
к событиям повседневной жизни. Характерна
для этого периода статуя богини победы
Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме,
государстве Малой Азии, в 180 году до н.э.
был сооружен алтарь Зевса - мраморный
помост для жертвоприношений, увенчанный
колоннадой и украшенный рельефным фризом,
статуя Афродиты Милосской, созданная
скульптором Александром ок. 120 г. до н.э.
- Высокого развития достигла живопись.
Одним из первых на деревянных досках
стал работать Полигнот, уроженец острова
Фасос. Полигнот расписал Дельфийский
храм и Пропилеи. Его "Сошествие Одиссея
в Аид", представляющее собой ряд строго
выполненных композиций, понравилось
грекам.
- Но особенно громкой славой пользовался
его ученик Зевксис, представитель так
называемой ионийской школы. Он отказался
от условности и писал, подчиняясь натуре.
Создавая идеальные типы, он старался
выискивать среди окружающих подходящие
характерные черты и сливать их в одно
целое. Исполняя по заказу жителей Кротоны
"Елену", он взял себе в качестве натуры
пять красивейших девушек города, совмещая
в своей картине элементы красоты каждой
из них.
- Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно,
не обладала мягким колоритом, но зато
славилась силой рисунка и его строгой
разработкой. Здесь реализм понимали правильнее.
Самым блестящим представителем сикионцев
можно назвать придворного живописца
Александра Великого Апеллеса, который,
соединяя многие достоинства, сумел превзойти
ионийскую школу. Грация рисунка Апеллеса
превосходила все созданное до тех пор.
Поэтому его картина, изображавшая Афродиту
и Граций, особенно славилась в Элладе.
- Учителями римлян были этруски. Именно
они научили строить здания, но очень скоро
римляне превзошли их в этом искусстве.
Они стали лучше пользоваться материалами,
употреблявшимися уже и раньше, приспособили
новые, усовершенствовали способы строительства.
- В римском искусстве периода расцвета
ведущую роль играла именно архитектура,
памятники которой и теперь, даже в развалинах
покоряют своей мощью. Римляне положили
начало новой эпохе мирового зодчества,
в котором основное место принадлежало
сооружениям общественным, воплотившим
идеи могущества государства и рассчитанным
на огромные количества людей.
- Во всем древнем мире римская архитектура
не имеет себе равной по высоте инженерного
искусства, многообразию типов сооружений,
богатству композиционных форм, масштабу
строительства. Римляне ввели инженерные
сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани,
крепости) как архитектурные объекты в
городской, сельский ансамбль и пейзаж.
- Постепенно складывался новый тип гражданского
общества со своими запросами. Потребности
римского общества породили много типов
сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные
арки, акведуки и др. На римской почве получили
новое архитектурное решение дворцы, особняки,
виллы, театры, храмы, мосты, надгробные
памятники. В отличие от греческих архитекторов,
которые составляли планы зданий, не следуя
строгой симметрии его разных частей,
римляне исходили из строгой симметрии.
Они широко применяли греческие ордера
- дорический, ионический, коринфский.
В отличие от греческой классической архитектуры,
в которой ордера представляли собой сочетание
декоративного убранства с конструкцией
здания, римляне использовали греческие
ордера лишь как декоративный элемент.
Однако римляне развили ордерную систему
и создали собственные ордера, отличающиеся
от греческих, такими ордерами был композитный,
т. е. представляющий соединение элементов
всех греческих, ордеров в одном, ордер
и так называемая ордерная аркада, т. е,
совокупность арок, опирающихся на столбы
или колонны.
- Благоустраивается центр города -- римский
Форум, он расширяется, вокруг него строят
новые общественные здания и храмы, портики
его мостят плиткой. Появляются новые
типы общественных зданий. Очень плотная
застройка городской территории, скученность
и теснота не могла не вызвать необходимости
в специальных зеленых зонах-парках, расположенных
на окраинах города, так появились роскошные
сады Саллюстия и Лукулла.
- С распространением римского владычества
на Грецию и эллинистические государства
в Рим проникли утонченность и роскошь
эллинистических городов. Приток богатств
из завоеванных стран в течение III--I вв.
до н. э. изменили нравы римлян, порождая
среди господствующих классов расточительство.
Ввозились в огромном количестве знаменитые
греческие статуи и картины греческих
мастеров. Римские храмы, дворцы превратились
в музеи искусства.
- В республиканский период сложились
основные типы римской архитектуры. Суровая
простота жизненного уклада в условиях
постоянных ожесточенных войн нашла отражение
в конструктивной логике монументальных
инженерных сооружений. В них раньше всего
проявилось своеобразие римского искусства.
- Обращают внимание грандиозные сооружения
-- древние оборонительные стены Рима,
возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах:
Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные
из камня (ранняя -- VI в. до н. э. и так называемая
Сервиева стена -- 378--352 гг. до н. э.).
- Постепенно в следующие века Рим становится
наиболее богатым водой городом мира.
Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия
Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144
г. до н. э.), пробегающие десятки километров,
заняли видное место в архитектуре города,
в облике его живописных окрестностей,
входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской
Кампаньи.
- Арки сооружали по разным поводам -- и
в честь побед, и как знак освящения новых
городов. Однако их первичный смысл связан
с триумфом -- торжественным шествием в
честь победы над врагом. Проходя через
арку, император возвращался в родной
город уже в новом качестве. Арка была
границей своего и чужого мира.
- Театры и амфитеатры характерны для античных
городов. Еще в период поздней республики
в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра.
Последний был всецело римским изобретением.
Если греческие театры устраивались под
открытым небом, места для зрителей располагались
в выемке холма, то римские театры представляли
собой самостоятельные замкнутые многоярусные
здания в центре города с местами на концентрически
возведенных стенах.
- В 70--80 гг. н. э. был сооружён грандиозный
амфитеатр Флавиев, получивший название
Колизей. Колизей -- самый большой амфитеатр
античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти
тысяч зрителей. Мощные стены Колизея
(высота 48,5 м) разделены на четыре яруса
сплошными аркадами, в нижнем этаже они
служили для входа и выхода. В плане Колизей
представляет эллипс центр его композиции
-- ныне разрушенная арена, окруженная
ступенчатыми скамьями для зрителей.
- В древнем Риме скульптура ограничивалась
преимущественно историческим рельефом
и портретом. Скульптурный портрет относится,
к высшим достижениям римлян, обладает
непревзойденной, точной передачей индивидуальных
особенностей лица и характера, а также
рельефы, достоверно фиксировавшие исторические
события. Римский мастеров отличие от
греческого, который стремился изобразить
идеал, видел реальность в ее пластическом
единстве, больше склонялся к анализированию,
расчленению целого на части, детальному
изображению явления.
- 26. Капитолийская волчица
КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА бронзовая этрусская
статуя кон. 6 - нач. 5 вв. Древние изображения
Ромула и Рема, основателей Рима, не сохранились
(известны по монетам), заново сделаны
в 17 в. итальянским архитектором и скульптором
Л. Бернини. В настоящее время в Капитолийском
музее в Риме.
27. Римская риторика
В Древний Рим риторика проникает в I веке
до н. э.. Оригинальностью римская риторика
никогда не отличалась. Цицерону принадлежит
немалое число трактатов об ораторском
искусстве (напр. «Брут», «Оратор»). Наиболее
полное выражение римская риторика получила
в труде Квинтилиана. В римской риторике
продолжался спор об азианизме и аттицизме.
Первым последователем азианизма направления
был Гортензий, а впоследствии к нему примыкнул
Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых
сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее
изящным представителем аттицизма в римской
литературе можно считать Юлия Цезаря.
28. Особенности мировоззрения Древней Греции
Для греческого мировоззрения характерен
не только политеизм, но и представление
о всеобщей одушевленности природы. Каждое
природное явление, каждая река, гора,
роща имели свое божество. С точки зрения
грека, не было непреодолимой грани между
миром людей и миром богов, посредствующим
звеном между ними выступали герои. Такие
герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались
к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны,
они испытывали человеческие страсти
и могли страдать, подобно людям.
29. Культ умерших
Культ мертвых появился в Древнем Египте
ещё в доисторический период, до объединения
Верхнего Египта с Нижним. На протяжении
существования древнеегипетской цивилизации
культ мертвих переживал множество изменений,
но сущность его оставалась неизменной,
а именно человек и после смерти продолжает
жить и эта жизнь подобна земной.
30. Архитектура Древнего Рима
Развитие римской архитектуры было тесно
связано с ходом римской истории, усложнением
общественных отношений, ростом римского
города; оно происходило под греческим
и этрусским влиянием. Ранний город строился
без плана, беспорядочно, имел узкие и
кривые улицы, примитивные жилища из дерева
и сырцового кирпича. Крупными общественными
зданиями были лишь храмы, например храм
Юпитера на Капитолийском холме, построенный
в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на
Форуме. Внутри города сохранились пустыри
и незастроенные участки, дома знати окружали
сады. Сточные канавы сначала были открытыми,
но затем их перекрыли деревянным настилом,
а позднее и каменным сводом. В отличие
от греческих архитекторов, которые составляли
планы зданий, не следуя строгой симметрии
его разных частей, римляне исходили из
строгой симметрии. Они широко применяли
греческие ордера – дорический, ионический,
коринфский. В отличие от греческой классической
архитектуры, в которой ордера представляли
собой сочетание декоративного убранства
с конструкцией здания, римляне использовали
греческие ордера лишь как декоративный
элемент. Однако римляне развили ордерную
систему и создали собственные ордера,
отличающиеся от греческих, такими ордерами
был композитный, т. е. представляющий
соединение элементов всех греческих,
ордеров в одном, ордер и так называемая
ордерная аркада, т. е, совокупность арок,
опирающихся на столбы или колонны.
31. Литературные памятники Древнего Египта
«Тексты пирамид», «Тексты саркофагов»,
«Книга мертвых», «Песня арфиста», «Беседа
разочарованного со своей душой».
32. Древнегреческие философы
Демокрит, Сократ, Платон, Аристофан, Аристотель.
33. Особенности культуры Древней Греции
Греческая культура вышла на арену истории
раньше римской и развивалась на территории,
занимавшей южную часть Балканского полуострова,
а также побережья Малой Азии, Эгейского
и Ионического морей и прилегающие к ним
острова. Причем исследователи отмечают,
что цивилизация на греческой почве зарождалась
как бы дважды с достаточно большим временным
разрывом.
Греки активно перенимали научные и технические
достижения других народов. Поэтому всю
историю Древней Греции сейчас принято
делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой
цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);
II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);
III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI - время становления
Эллады, формирования полисов (городов-государств);
2. классический период (V-IV вв. до н.э.) -
пора наивысшего расцвета древнегреческой
культуры, развития демократии;
3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)-
завершение развития культуры Древней
Греции, утрата ею политической самостоятельности.
34. Римская литература
На становление и развитие римской литературы
оказало большое влияние не только народное
творчество, народная поэзия, распространение
письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения
были произведениями подражательными.
Да и трудно было первым римским поэтам
и писателям создать оригинальные произведения
на латинском языке, на скромном фундаменте
маловыразительной народной римской поэзии,
когда рядом существовала богатейшая
греческая литература, прекрасный эпос
Гомера, разработанная эллинская мифология.
Не удивительно, что первыми римскими
писателями были греки, а первые произведения
на латыни были переводами с греческого.
Первым римским поэтом был Ливии Андроник,
грек из города Тарента. При взятии Тарента
римлянами он попал плен, был рабом и обучал
грамоте детей своего господина. Впоследствии
он был отпущен на свободу и занялся литературой.
Римская комедия и трагедия развивались
в значительной степени под влиянием греческих
образцов и считались жанрами не исконно
римскими. Исконно римским литературным
жанром был жанр так называемой сатуры.
Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное
разными плодами. Затем сатурой стали
называть смесь разных стихов — длинных
и коротких, написанных сатурническим
и другим размером. Поэт Энний назвал словом
сатура свой сборник стихов полуразвлекательных,
полупоучительных.
Как литературный жанр, сатура получила
большое развитие и творчестве Гая Луцилия.
За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.)
Луцилий написал 30 книг сатур. В них он
обличает пороки современного ему общества;
корыстолюбие, взяточничество, моральное
разложение, клятвопреступление, жадность.
Широкое развитие рабства, расцвет экономики,
успешные завоевания Рима привели к росту
богатства, скоплению их в немногих руках,
погоне за ними, моральному разложению
олигархов. Реальная жизнь давала сюжеты
для сатир Луцилия, которые положили начало
реалистическому направлению в римской
литературе. После Луцилия окончательно
определился жанр сатиры как небольшого
обличительного произведения.
Драма и поэзия были главными, но не единственными
видами латинской литературы. Параллельно
развивалась и проза. Долгое время, вплоть
до II в. до н. э., сочинения в прозе были
немногочисленными и представляли собой,
главным образом, краткие записи исторических
событий и норм права. Как и ранняя поэзия,
ранняя римская проза была подражательной.
Первые литературные произведения и писались
по-гречески, хотя и них излагалась римская
история.
37. Пантеон богов древних египтян
Осирис, Изида, Гор, Амон, Атон.
38. Римский театр и зрелища
Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял
из арены эллиптической формы, окруженный
выстроенными ярусами рядов сидячих трибун,
находясь на которых, многочисленная публика,
не подвергая себя риску, могла наблюдать
захватывающие кровопролитные зрелища.
Римский Т., как и римская драма, имеет
своим образцом Т. греческий, хотя в некоторых
чертах и отличается от него. Места для
зрителей в римских Т. занимают не больше
полукруга, оканчиваясь в направлении
к сцене по линии, параллельной этой последней;
сцена имеет длину вдвое большую, нежели
в греческом; в римском Т. удобные лестницы
ведут из орхестры на сцену, чего не было
в греческом; глубина орхестры меньше
при той же ширине; входы в орхестру уже;
сцена ближе к центру пространства для
зрителей.
39. Архитектурные памятники Древнего Египта
Первым значительным сооружением в ряду
грандиозных царских усыпальниц была
т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера
в Саккара (28 в. до н. э). Классическим образцом
такого рода сооружений являются пирамиды
фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса,
Хефрена и Микерина. Их отточенная форма,
основанная на пропорциях “золотого сечения”,
была предельно лаконична и бесконечно
выразительна. Два элемента определяли
закономерности формы основание, квадратное
в плане, и схождение сторон в одной точке,
подобно тому, как вся египетская жизнь
сходилась, сфокусировалась в обожествленном
фараоне. Гениальная в своей простоте
пирамидальная конструкция несла художественное
обобщение самой сути египетского общества,
подчиненного безграничной власти фараона.
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.)
появляется новый тип заупокойного храма.
Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине
Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
40. Акрополь
Акрополь (др.-греч. ἀκρόπολης — верхний город) — возвышенная
и укреплённая часть древнегреческого
города, так называемый верхний город;
крепость (убежище на случай войны). На
акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей
данного города. Наиболее известен акрополь
в Афинах, внесённый в список Всемирного
наследия.
Информация о работе Лекции по "Культурологии"