Лекция по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:52, лекция

Краткое описание

Рассматривая всевозможные концепции и теории, с целью объяснения источника культурных изменений, можно сталкнуться с огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культур-психологии, истории культуры и т.д. Однако, совокупность фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, закономерности повторения и преображения компонентов культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция культурные процессы.docx

— 19.01 Кб (Скачать файл)

Рассматривая всевозможные концепции и теории, с целью объяснения источника культурных изменений, можно сталкнуться с огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культур-психологии, истории культуры и т.д. Однако, совокупность фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, закономерности повторения и преображения компонентов культуры.

Сам термин "процесс" по отношению к социокультурным явлениям становится часто употребляемым в дискуссиях и появляется в ряде теоретических сочинений начиная с 40-х годов XX века. Большой интерес представляет изданная в этот период книга известного социолога П. Сорокина "Социальная и культурная динамика", где автор объясняет значение употребляемого термина "процесс" и подробно описывает его составляющие. Под процессом он понимал "любой вид движения, модификацию, преобразование, перестройку или "эволюцию" – любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве или речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов" [1]. Несколько позже, применяя уже системный подход к культуре, Лесли А. Уайт ярко описал культурный процесс как "поток взаимодействующих культурных элементов – инструментов, верований, обычаев и т.д. В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те в свою очередь, действуют на него. Это процесс состязательный: инструменты, обычаи и верования могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы – открытия и изобретения – культурных элементов..." [2]. В самом деле, каждое изменение явлений, свойств и отношений не происходит так, что сразу меняется все явление, все его свойства или все отношения, а изменение всегда имеет количественную сторону, способность ее нарастания и, наконец, границу возможного изменения, за которой следует качественное преобразование самого явления. "Действительно, – говорит В.И. Свидерский, – возьмем ли мы случай неорганической природы, область жизненных процессов, социальные явления или сферу познания – везде процесс идет таким образом, что элементы нового качества, постепенно нарастая и усиливаясь, подавляют элементы старого качества и приводят к изменению качественной природы явления. При этом изменение природы элементов данного явления сопровождается преобразованием и самой структуры, объединяющей элементы." [3]

Здесь же важно подчеркнуть, что понятие "культурный процесс" тесно связано с понятием "изменение в культуре", но не тождественно ему. Изменения в культуре, как мы уже отмечали, предполагают любые трансформации в ней, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Понятие "культурный процесс" несколько уже, для него характерна направленность и целостность – как проявление, присущих ему, внутренних закономерностей. Процесс – это изменение, имеющее внутренние закономерности.

Таким образом, рассмотренный в самых широких терминах, культурный процесс отражает все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. Культурный процесс содержит в себе взаимодействия, протекающие между культурными элементами в течение всего хода человеческой истории. Если мы рассматриваем его таким образом, то течение культурного процесса видится как великий и единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях.

Но единый культурный процесс, при необходимости, может быть подвергнут анализу, т.е. разделен на некоторое число образующих его подпроцессов: порождение культурных явлений, распространение культурных явлений, функционирование культурных явлений и пр. [4]. Кроме того, единый культурный процесс подвергается пространственно-временному ограничению, т. е. может рассматриваться на определенных участках пространства и времени, как отдельный сегмент культурного процесса. Например, в Западной Европе на протяжении средних веков или в России на рубеже XIX-XX вв.

В зависимости от принципа деления существуют разные классификации типов культурных процессов, но в конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п. (в том числе и в случаях процессов деструкции неэффективных систем, становящихся помехой функционированию и развитию более перспективных образований). Если посмотреть на культурный процесс с точки зрения синтеза, то можно сказать, что культурный процесс как целое состоит из более мелких процессов, каждый из которых функционирует по своим собственным правилам и в то же время взаимодействует с другими процессами и воздействует на них. Как выразил А. Кребер: "... эти различные процессы, в абстракции кажущиеся столь ясно и отчетливо разграниченными, оказываются состоящими во взаимодействии и взаимопереплетении. Часто они действуют одновременно, так что одно и то же явление может быть рассмотрено как пример двух или трех из них. Эта постоянная взаимосвязь процессов есть характерная особенность культуры." [5].

Культурные процессы могут иметь противоположную направленность. К числу основных причин, формирующих прогрессивный (инновационный)характер культурных процессов, можно отнести адаптацию к изменившимся внешним условиям бытия или необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий, а также творческую инициативу отдельных специалистов. Но культурные процессы могут иметь и деградирующуюнаправленность, связанную с утратой функциональной эффективности или социальной актуальности тех или иных объектов и структур, изменением практической функции, а также с их физической изношенностью или потерей. Наблюдаемые признаки являются следствием прежде всего нарастающих процессов маргинализации населения; падения эффективности процедур социализации и инкультурации личности членов сообщества средствами воспитания, образования, религии, государственной идеологии и пропаганды; деградации подсистемы ценностных ориентаций, традиционной морали, нравственности и т.п. Причины, ведущие к социокультурной деструкции, можно увидеть в резко изменившихся природных или исторических условиях существования, либо в социальных кризисах внутреннего развития сообществ.

Глоссарий

Культура - исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, создаваемой ими "второй природе".

Нормы культуры - определенные образцы, правила поведения или действия 

Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.

Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.

Список использованной литературы:

Сорокин П., Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 80. 

Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. С. 423. 

Свидерский В.И., О некоторых формах противоречивости в объективном мире.Л.,1968.С.94.

 


Информация о работе Лекция по культурологии