Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:15, доклад
Людмила была особенной и очень талантливой женщиной, с прекрасным голосом. Актриса легко и непринужденно сделала то, на что сейчас у продюсерских агентств уходят годы и миллионы долларов – заставила целую страну восхищаться собой и подпевать незатейливой песенке про то, что пять минут могут сделать очень много.
Гурченко Людмила Марковна
12.11.1935, Харьков - 30.03.2011, Москва
Введение
Я выбрала тему реферата «Людмила Гурченко как великая актриса», потому что Людмила Марковна одна из моих любимых актрис. Людмила была особенной и очень талантливой женщиной, с прекрасным голосом. Актриса легко и непринужденно сделала то, на что сейчас у продюсерских агентств уходят годы и миллионы долларов – заставила целую страну восхищаться собой и подпевать незатейливой песенке про то, что пять минут могут сделать очень много.
Людмила Марковна Гурченко роди
Народная артистка СССР (1983)
Лауреат приза "Золотой орел" "За
лучшую женскую роль" на кинофестивале
в Маниле (1982)
Лучшая актриса года по версии журнала
"Советский экран" (1983)
В 1953 году, после окончания десятилетки,
она поехала в Москву и поступила во ВГИК,
в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары
Макаровой. ВГИК она окончила в 1958 году.
В кино Людмила Гурченко дебютиро
Однако вскоре Гурченко проявила также
и талант драматической актрисы, свидетельством
чему ее главная роль Марии в фильме 'Рабочий
поселок' (1966). Переломным для нее стал
фильм Виктора Трегубовича 'Старые стены'
(1973 г., премьера - 1974 г.), где она исполнила
роль Анны Георгиевны. Гурченко блестяще сыграла (и спела) в музыкальной
ленте 'Соломенная шляпка' (1974 г., премьера
- 1975 г.), поставленной Леонидом Квинихидзе.
Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать такие фильмы, как 'Двадцать
дней без войны' Алексея Германа, 'Сибириада'
Андрея Михалкова-Кончаловского, 'Пять
вечеров' Никиты Михалкова, 'Вокзал для
двоих' Эльдара Рязанова, 'Любимая женщина
механика Гаврилова' Петра Тодоровского,
'Полеты во сне и наяву' Романа Балаяна.
В 1982 году из
печати вышла книга Людмилы Гурченко 'Мое взрослое
детство'. Позже актриса опубликовала
книги 'Аплодисменты' и 'Люся, стоп!' (2003).
Кроме того, вышли несколько пластинок
с песнями в исполнении Людмилы Гурченко.
Семья.
В личной жизни
актрисы было достаточно драм и разочарований.
Первым ее мужем был человек непростой
судьбы, красавец Борис Андроникашвили,
сценарист и историк, сын репрессированного
писателя Б. Пильняка и двоюродный брат
знаменитого грузинского режиссера Шенгелая.
Через три года
студенческий брак распался. Гурченко осталась одна
с ребенком на руках. Сегодня у их дочери
Маши своя судьба. К кино она никакого
отношения не имеет - работает медсестрой,
растит дочку Елену.
Вторым мужем Гурченко был актер Александр
Фадеев, третьим - Иосиф Кобзон. Гурченко не любит вспоминать об этом периоде
своей жизни. Актриса говорит, что Кобзон
у нее теперь вызывает "одно чувство
- глубокой иронии".
Четвертый избранник
Людмилы - музыкант Константин Купервейс.
Со своим последним
мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма
"Секс-сказка" по Владимиру Набокову,
где он был продюсером. Потом они вновь
встретились на съемках фильма "Любовь". Когда съемки завершились,
они решили больше не расставаться.
"Карнавальная ночь"
Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню "Пять минут", мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.
В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за "Карнавальной ночью" вышла музыкальная комедия "Девушка с гитарой". Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме ("Гулящая", 1961), драмах ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), военной драме ("Роман и Франческа", 1960), фарсе ("Женитьба Бальзаминова", 1965), спортивной комедии ("Укротители велосипедов", 1963).
И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
70-е. Актриса одной роли
В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме "Табачный капитан", в 1973 - "Цирк зажигает огни", на следующий год - в "Соломенной шляпке", в 1975 - в "Небесных ласточках", а еще через год - в картине "Мама".
Ради роли в музыкальном фильме "Мама" Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова - "Неоконченная пьеса для механического пианино". Съемки "Мамы" принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.
Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону - со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…
Вырваться за рамки амплуа
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли - Рита в мелодраме "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Эти работы были отмечены призами: "Золотой орел" - "За лучшую женскую роль" - на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран".
Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма - и в эти моменты актриса наиболее убедительна.
А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны).
Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982).
Отношения с актерами и режиссерами
Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали ее невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" рассказывал: "…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни - это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" - я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого трудоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!".
Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова "Пять вечеров", где она играла в паре со Станиславом Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Кончаловского "Сибириада". С Никитой Михалковым актриса снималась и в других фильмах, в частности в том же "Вокзале для двоих". Людмила Марковна заявляла, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее "со всеми ее потрохами, эклектикой и чечеткой"? Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.
90-е годы
В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993).
В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле "Недосягаемая", поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества "женщины средних лет" в "романтическом фарсе".
Суперзвезда отечественного кино
Несмотря на свой возраст, Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране, она по-прежнему оставалась любима миллионами простых зрителей и была уважаема ведущими мастерами отечественного кино. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.
О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму. И потому успела так много...
Интересные
факты.
Существует легенда, что якобы после
фильма 'Карнавальная ночь' в Гурченко влюбился высокопоставленный чиновник
Госкино СССР и стал настойчиво добиваться
взаимности. Но Гурченко отвергала все ухаживания чиновника.
В отместку за гордость Гурченко якобы была на долгие годы 'отстранена'
от кино, ее не снимали.
Легенда никоим образом не соответствует
действительности, в чем легко убедиться,
ознакомившись с богатой фильмографией
актрисы: из 54 лет ее кинокарьеры было
всего двенадцать лет (в основном, во второй
половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не
снималась. Наиболее же плодотворными
были 1976-ой и 1978-ой (по 6 фильмов), 1973-ий (5
фильмов), 1972-ой, 1990-ый, 2000-ый и 2005-ый (по
4 фильма) годы.
Появление же этой легенды объясняется
путаницей Л. Гурченко и З. Кириенко, с которой такая история действительно произошла.
14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала
бедро. Она была госпитализирована, ей
была сделана хирургическая операция.
30 марта состояние актрисы ухудшилось,
что было вызвано тромбоэмболией легочной
артерии, в результате актриса скончалась.
Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме
литераторов в Москве. Похороны прошли
в тот же день на Новодевичьем кладбище.
Актриса похоронена рядом с другими артистами
- Татьяной Шмыгой, Олегом Янковским и
Вячеславом Тихоновым.
Использованные
материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD
ООО "Медия-Сервис-2000");
"Все обо всех" (М. "Слово" 1999)