Марксистская концепция культуры. Математические знания египтян,вавилонян, шумеров, китайцев, индийцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Спор о культуре не завершен. Можно ли счесть его бесполезным? Нет. Получены важные “промежуточные результаты”. Прежде всего, такой промежуточный результат - так сказать, минимизация числа подходов к определению категории культуры. Эмпирическая классификация становится возможной именно с этой поры. В самом общем виде основаниями классификации служат или могут служить: мера обобщенности, дисциплинарная отнесенность, степень психологичности, социологичности и/или антропологичности и т.д. Но пользу таких процедур и у нас, и на Западе справедливо подвергают сомнению, что имеет следствием среди прочего также и своего рода “инфляцию” понятия культуры.

Содержание

Введение 3
Развитие идеи культуры и марксистская концепция 4
Марксистская концепция культуры: краткий обзор 7
Заключение 12
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

ууу мнлардай.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

Марксистская  концепция культуры, вобрав в себя высшие достижения европейской мысли  сер. 19в., оказала огромное идейное  и методологическое влияние на развитие европейской философской, экономической, общественно-политической и культурологической мысли. Влияние марксизма было столь очевидным, что не будет преувеличением сказать, что он сам стал важнейшей частью европейской культуры сер. 19-20 вв. Ясность и глубина марксистского анализа культуры, умение проникнуть в самую суть явления, увидеть за отдельным целое, концептуальная стройность привлекали и привлекают к марксизму многих выдающихся культурологов, весьма разнородных по своим культурологическим взглядам и политическим убеждениям, - среди них Т. Адорно и Э. Фромм, Г. Маркузе и Ж. - П. Сартр, Н. Бердяев, С. Франк, М. Бахтин, А. Лосев др. Так, ведущий представитель неофрейдизма Э. Фромм подчеркивал предельную антропоцентричность и гуманизм как главную идею "марксовых текстов". Именно эта предельная антропоцентричность, гуманистический характер марксистских идей были не замечены как критиками, так и многими последователями марксизма. Как никакая иная теория, марксизм подвергся грубому искажению, вульгаризации, примитивной схематизации. Примеры подобных "методов" критики мы видим и в новейших культурологических трудах: "марксистская культурология должна быть дополнена иными методологическими подходами и принципами (в том числе идейно противоположными марксизму и отрицающими его плодотворность и ценность), которые призваны скорректировать односторонность и чрезмерный теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры и культурной истории". Блестящий ответ подобным критикам дал Жан-Поль Сартр: " Так называемое "преодоление" марксизма в худшем случае может быть лишь возвратом к домарксистскому мышлению, в лучшем случае - открытием мысли, уже содержащейся в той философии, которую мнят преодоленной" *.

Классики  марксизма не считали себя культурологами, да и самой культурологии как  науки к этому времени еще  не существовало. Среди их трудов нет  работ, посвященных исключительно  проблемам культуры. Однако всесторонний анализ культурных явлений и процессов, путей развития мировой культуры, предпосылок создания культуры богато представлен во многих трудах классиков  марксизма и создает стройную теорию культуры, глубоко отличную от всех предшествующих Антология культурологической мысли. / Под ред. С.П.Мамонтова, А.С.Мамонтова. - М., 2006, с. 104..

Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. процесс деятельности сознания, выражающий себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется, прежде всего, как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде всего условий материального бытия человека. Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Таким образом, культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Центральное звено в  культуре и, соответственно, центральное  понятие той теории культуры, которая  здесь представлена, составляет именно традиция. Традиция - форма социального  наследования, моментами которой  можно считать обычай и обряд  из вышеприведенного ряда. Традиция - и, следовательно, вообще культура - принципиально  консервативна: ведь ее смысл состоит  в трансляции сквозь время с помощью  примера, показа и языка специфических  форм опыта каждой социальной общности. Неподвижность, адинамизм - эссенциальное свойство культуры, без которой лишается смысла понятие культурной преемственности. Таким образом, на второй ступени в категориальном аппарате теории культуры мы впервые встречаемся с центральной теоретико-культурной категорией - категорией “традиция”. В этой категории фиксируются моменты стабильности, устойчивости в существовании каждой конкретной культуры - то, что делает культуру каждый раз тождественной себе. В традиции опыт приобретает интегральный смысл. По сути дела, отказ от традиций и есть смена культурных ориентиров, смена культур. Недостаточная разработанность категории “традиция” в культурологическом плане служит серьезным препятствием для построения общей теории культуры Культурная антропология. / Под ред. Ю.Н.Емельянова, Н.Г. Скворцова. -С-Пб, 2006, с. 114..

В частности, роковым образом сказывается  невозможность справиться с проблемой  традиций на судьбах зарубежного  и отечественного креативизма: динамика культуры - очевидная вещь, соблазнительно истолковать источник этой динамики как личностное творчество. Но тогда-то и возникает роковая ситуация: культура немыслима без традиций, традиция же консервативна, ей противопоказано творчество.

С этим и связана необходимость  эпистемологических комментариев к  сугубо культурологической категории. Парамарксистски ориентированный специалист не увидит никакой трудности в обозначенной ситуации: привычка все трудности решать с помощью “диалектики” легко выручает. Процедура не взыскует сложности и универсальна до безобразия. Всякий предмет противоречив, говорят нам. Это противоречие отражается в понятии. Значит, противоречиво и понятие традиция: оно включает не только момент сохранения, но и... изменения.

Основа  социальной динамики - смена традиций, то есть именно ломка, преодоление культуры. Сложный сам по себе, этот процесс, в котором переплетаются проявления разнопорядковых закономерностей, тем не менее, безусловно, направляется мощными стимулами, лежащими вне культуры. Вместе с тем это внешнее воздействие должно проявляться во внутренних механизмах, и фермент культурной динамики составляет процесс смены социальных идеалов, происходящий на высших этажах здания культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Антология культурологической  мысли. / Под ред. С.П. Мамонтова,  А.С. Мамонтова. - М., 2006. - 204 с. 

2. Арнольдов А.И. Введение в  культурологию. - М, 2007. - 248 с. 

3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 2008. - 340 с.

4. Бердяев Н.А. О культуре. - Философия  творчества, культуры и искусства.  -М, 2006. - 334 с.

5. Вебер М. Избранные произведения. - М, 2008. - 477 с. 

6. Введение в культурологию.  Учебное пособие для ВУЗов  (под ред. Попова Е. В) - М, 2007. - 366 с. 

7. Данилевский Н.Я. Россия и  Европа. - М, 2008. - 302 с. 

8. Культурная антропология. / Под  ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова.  -С-Пб, 2006. - 378 с.

9. Культурология. XX век. Антология. - М, 2006. - 405 с. 

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация.  Общество. - М, 2008. - 178 с. 

 

 


Информация о работе Марксистская концепция культуры. Математические знания египтян,вавилонян, шумеров, китайцев, индийцев