Марк Шагал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:55, биография

Краткое описание

Марк Шагал-график, живописец, сценограф; один из крупнейших художников 20 века. Родился 6 июля 1887 года в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В детстве Шагал учился в хедере. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

Вложенные файлы: 1 файл

Марк Шагал.docx

— 264.41 Кб (Скачать файл)

Последовавший затем  «русский период» (1914–22) был временем обобщения накопленного опыта. Тематика и стилистика Шагала разнообразны —  от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром-панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра, и т. д. 

Первые годы после  возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги  своей жизни; он, в частности, работал  над иллюстрированной автобиографической книгой. 

Почти до конца 1920-х  гг. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями  к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г.). Эти иллюстрации  наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала; в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая  проявляется во всем: другие, по сравнению  с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры; меняется сам характер графики. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. 

В эти годы Шагал  продолжал заниматься живописью, писал  много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923–26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). 

Следующие десятилетия  были наполнены драматическими историческими  событиями; кроме того, Шагал перенес  личную трагедию — смерть жены в 1944 г. Элегическое настроение, свойственное ранним работам Шагала, особенно «русского  периода», сменилось предчувствием  трагедии, которая вскоре разразилась («Время — река без берегов», 1930–39, Музей современного искусства, Нью-Йорк). 

В 1931 г. Шагал создал по заказу А. Воллара 39 гуашей — иллюстраций к Библии, в которых отчетливо видны изменения образного строя: Шагал отказался от реминисценций темы «штетла» (см. Местечко), его пейзажи монументальны, а образы патриархов вызывают в памяти портреты старцевРембрандта

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торыменора); ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Но трагедия не замкнута в локальных рамках: повторяющиеся мотивы — огонь, бегство, атрибутыгалута — определяют всемирный масштаб еврейской Катастрофы. Образ распятого Иисуса, который ассоциируется в современном мире с темой мученичества, становится для Шагала новым символом — переживающего смертные муки еврейства. 

В позднем творчестве Шагала преобладает религиозная  тематика. Выполненные в 1950–60-х гг. 17 больших полотен, вошедших в цикл «Библейские образы», отчасти основывались на более ранних работах Шагала («Рай», «Авраам и три ангела», «Песнь Песней», все — Музей «Библейские  образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и  трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кельн). 

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически  близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника

Живопись Шагала 1970–80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника  в прошлое — к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе —  галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели — размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража. 

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, вначале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории — например, поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала — в переводах с идиш и написанных по-русски — опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма»). Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде — великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни. 

Описание картин Марка Шагала. 
 
Одной из замечательных работ этого периода творчества Шагала является картина «Над городом». Простые деревенские домики и сарайчики, протянувшиеся вдоль забора, подернуты дымкой. В небе над причудливо выстроенным городом летят мужчина и женщина. Странные их фигуры распластались почти горизонтально, мужчина придерживает женщину за грудь. Кажется, что тайные любовники совершают побег из спящего утреннего города. Теплые краски, цветные пятна домов и людей передают тягу художника к сказочным образам. Мечтательность и вдохновенный порыв, смешение реальности и воображения, находящегося будто бы под влиянием какого-то сна из детства, наполняют картину. «Над городом» запечатлевает вдохновляющий художника союз с Беллой Розен-фельд, которая впоследствии станет его женой

 
Ярчайшим произведением Шагала является «Виолончелист». На нем – исполненный тревоги и творческого порыва музыкант, играющий на виолончели, представляющей собой его тело. В этом образе Шагал подчеркивает цельность натуры художника и его таланта. Тут же очень характерный для художника образ преданного человеку животного, смотрящего на виолончелиста и подыгрывающего ему на маленькой скрипке.  
 
 
 
 
 
 
 
Произведения художника. 
 
 
«Полёт над городом». 
 
 
 
«Автопортрет у мольберта». 
 
 
 
«Виолончелист». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Марк Шагал