Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:49, реферат
Шли века, изменялась жизнь, с принятием христианства стали появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.
Все народно-праздничные образы были поставлены на службу новому историческому ощущению - от простых переодеваний и мистификаций (их роль в литературе Возрождения, например, у Сервантеса, громадна) до более сложных карнавальных форм. Происходит мобилизация всех веками выработанных форм веселых проводов зимы, поста, старого года, смерти и веселых встреч весны, жирных дней, убоя скота, свадеб, нового года и т.п. - всех веками отстоявшихся образов смены и обновления, роста и изобилия.1
ДОКЛАД
Тема
«Масленичный карнавал»
Ефремова
Светлана Евгеньевна
2003г.
Санкт-Петербург
Масленичный
карнавал
Шли века, изменялась жизнь, с принятием христианства стали появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.
Все народно-праздничные образы были поставлены на службу новому историческому ощущению - от простых переодеваний и мистификаций (их роль в литературе Возрождения, например, у Сервантеса, громадна) до более сложных карнавальных форм. Происходит мобилизация всех веками выработанных форм веселых проводов зимы, поста, старого года, смерти и веселых встреч весны, жирных дней, убоя скота, свадеб, нового года и т.п. - всех веками отстоявшихся образов смены и обновления, роста и изобилия.1
Масленица
— древний славянский праздник,
доставшийся нам в наследство
от языческой культуры. Это веселые
проводы зимы, озаренные радостным
ожиданием близкого тепла, весеннего
обновления природы. Даже блины, непременный
атрибут Масленицы, имели ритуальное
значение: круглые, румяные, горячие, они
являли собой символ солнца, которое все
ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно,
блины были и частью поминального обряда,
так как масленице предшествовал «родительский
день», когда славяне поклонялись душам
усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием
на Руси христианства появились новые,
церковные праздники, но широкая
Масленица продолжала жить. Ее встречали
и провожали с той же неудержимой удалью,
что и в языческие времена. Масленица
была воспринята церковью фактически
как религиозный праздник.
С приходом православия
празднование Масленицы стало более
масштабным.
Это всегда был самый веселый и любимый
славянский праздник. Считалось, что человек,
плохо и скучно проведший Масленицу, будет
неудачлив в течение всего года. Целую
неделю нельзя было помышлять о делах
и домашних заботах. Безудержное чревоугодие
и веселье рассматривалось как залог будущего
благополучия, процветания и успеха.
Масленица собрала
в себе множество разнообразных и разновременных
традиций, обрядов, действий и развлечений.
Здесь и аграрные, и семейные обряды, отголоски
языческих и христианских представлений
о человеческом существе и устройстве
окружающего мира.
Более важными были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепёшек, оладий, пирогов, хвороста и т.д. Обычаи, связанные с молодожёнами: смотры молодожёнов, гостевание их у родственников и знакомых. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.
Масленица для русских — все равно что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина, прощай!». Масленица же, предшествующая Великому посту, встарь называлась мясопустом, потому что на этой неделе уже запрещается есть мясо. Перед Великим постом масленичная неделя последняя, когда еще можно набить пузо обильной и сытной пищей, да и повеселиться от души.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
Это
веселый, разгульный и поистине всеобщий
праздник. У древних славян он был многодневным.
Христианская церковь пыталась искоренить
этот праздник как языческий, но смогла
лишь немного перенести его и сократить
дни празднования с четырнадцати до восьми.
Вся неделя празднования масленицы по церковной
терминологии именовалась мясопуст, т.е.
полное воздержание от мясных кушаний.
Известно, что наш мясопуст совершенно
соответствует западному карнавалу, название
которого составилось из двух латинских
слов: carnis — vale т.е. «говядина, прощай».
Но люди еще в седую старину нашли выход
из условий мясопуста: нельзя есть мясо,
но ведь существуют молоко, творог, сыр.
Отсюда в народе эта неделя получила название
«Сырная неделя». Кроме того, не воспрещается
рыба. Но главным атрибутом этого, уже не зимнего,
праздника у русских всегда считались
блины.
«С неделей сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей
И от души им всем желаем
Попировать повеселей».
Провожают песней масленицу:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладиями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом».
Повсеместно
в селениях, стоявших на равнине, а
нередко и при наличии
Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX в. среди сельской молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка.
Заканчивалась Масленица обычаем просить друг у друга прощения. В разных краях России сложились свои особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна — духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощенья помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.
Смена
забав и веселья в течение недели имела
определенную последовательность, что
закрепилось в названиях дней масленицы.
Понедельник называется встречей. В этот
день из соломы делали чучело масленицы,
надевали на него старую женскую одежду,
насаживали чучело на шест и с пением возили
на санях. Затем масленицу ставили на снежной
горе, где начиналось катание на санях.
Песни, которые поют в день «встречи», отличает
жизнерадостный, мажорный тон.
Вторник —
называли заигрыш. С этого дня начинались
различные игры, развлечения: катание
на санях, народные гулянья, представления.
В больших деревянных балаганах давали
представления во главе с Петрушкой и масленичным
дедом. На улицах попадались большие группы
ряженых, маскированных, разъезжавших
по знакомым домам, где экспромтом устраивались
веселые домашние концерты. Большими компаниями
катались по городу на тройках и на простых
розвальнях. Было в почете и другое нехитрое
развлечение — катание с обледенелых гор.
Среда — лакомка.
Она открывалась угощением во всех домах
блинами и другими яствами. В каждой семье
накрывали столы с вкусной едой, пекли
блины. В деревнях в складчину варили пиво.
Повсюду появлялись шатры, торговые палатки.
В них продавались горячие сбитни (напитки
из воды, меда и пряностей), каленые орехи,
медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым
небом, из кипящего самовара можно было
выпить чаю.
Четверг именовали разгулом, переломом,
широким четвергом: на этот день приходилась
середина игр и веселья. Возможно, именно
тогда проходили и жаркие масленичные
кулачные бои, кулачки, которые ведут свое
начало из Древней Руси. Были в них и свои
строгие правила. Нельзя было, например,
закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего,
вдвоем нападать на одного, бить ниже пояса
или по затылку. За нарушение этих правил
грозило наказание. Биться можно было
«стенка на стенку» (коллективные бои)
или «сам на сам» (один на один), вести так
называемые «охотницкие» бои для знатоков,
любителей таких поединков. И все-таки
это была игра, праздник, которому, естественно,
соответствовала и одежда. «Нарядные рукавицы
наденем, выйдем на улицу, — на кулачки и позабавимся», —
рассказывал кузнец Кондратий, один из героев
романа А. К. Толстого «Петр Первый».
Пятница масленичной
недели была известна как тещины вечёрки.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен
на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать
холостой молодежи найти себе пару.
Больше всего внимания и почестей оказывается
на масленице молодоженам. Традиция требует,
чтобы они нарядные выезжали «на люди»
в расписных санях, наносили визиты всем,
кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно
под песни скатывались с ледяной горы.
Однако самым главным событием, связанным
с молодоженами и справляемым по всей Руси,
было посещение тещи зятьями, для которых
она пекла блины и устраивала настоящий
пир (если зять был по душе, разумеется).
В некоторых местах «тещины блины» происходили
на лакомки, т.е. в среду на масленой неделе,
но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ,
то в пятницу зятья устраивали «тещины
вечерки» — приглашали на блины. Неуважение
зятя к этому событию считалось
бесчестием и обидой и было
поводом к вечной вражде между
ним и тещей.
Суббота — золовкины
посиделки: молодые невестки принимали
у себя родных. Новобрачная невестка обязана
была дарить своим золовкам подарки.
Как видим, каждый день этой щедрой недели
сопровождался особым застольем.
Воскресенье —
это проводы, целовник, прощеный день,
которым завершается масленичный цикл.
В книге М. Забылина «Русский народ» рассказывается,
как еще в начале XVII века иностранец Маржерет
наблюдал следующую картину: если в течение
года русские чем-либо оскорбили друг
друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье»,
они непременно приветствовали друг друга
поцелуем, и один из них говорил: «Прости
меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог
тебе простит!» Обида была забыта.
С этой же целью в прощеное воскресенье
ходили на кладбище, оставляли на могилах
блины, молились и поклонялись праху родных.
В воскресенье масленичной недели «сударыню —
Масленицу» взгромождали на сани, которые
везли ее по зимним улицам. За санями шествовал
масленичный «поезд»: целая вереница саней,
сопровождавших Масленицу. Видевшие его
должны были ругать масленицу, кричать
ей: «Убирайся вон, грязная старуха! Убирайся
вон, пока цела!». Детям не только разрешалось
шуметь. Но и всячески поощрялось шумное,
веселое поведение. За околицей устраивался
большой костер. Давали чучелу Масленицы
блин и торжественно сжигали на костре
со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!»
Блинами как бы хоронили Масленицу (блины
исстари были символом поминовения усопших),
принося их в жертву (блины бросали в костер)
как символ будущего плодородия.
В прощальных песнях,
которые поют в воскресенье Масленицы,
слышна уже минорная тональность. В них
масленица упрекается в том, что она обманула
людей, разорила их, все поела и посадила
на Великий пост. Но основное содержание
этих песен легко понять из начальных слов:
«Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот
праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все
хорошее, что она дала. В то же время стужу
гнали прочь, с нетерпением ожидая прихода
весны.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле -
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо -
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
В XVIII столетии Москва видела
три царственные увеселения на
масленице. В 1722 году, после Нейштадтского
мира, Великий Петр снарядил
О русской масленице между народом сохранились поговорки: Не житье, а масленица. Не всегда коту масленица. Масленица семь дней гуляет. Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом. Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ. Пируй и гуляй баба на масленице, а про пост – вспоминай.
Литература
1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
2. Панкеев И А Сударыня масленица Изд: Эксмо.,2003.
3. Сахаров Сказания русского народа – М.: Терра,1997.
4. Степанов
Н. Народные праздники на Святой Руси.
– М., 1990.