Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:38, контрольная работа
Цель работы – ознакомление с ролью и последствиями массовой и элитарной культур в жизни современного общества. Задачи работы:
- выявить сущность «массовой культуры»;
- рассмотреть исторические условия становления массовой культуры, ее проявления в обществе;
Активность в познании мира, любовь к своему отечеству, стремление к физическому и духовному совершенству были характерны для человека античного мира. Школы и гимназии, литература и театр, история и философия служили для формирования таких качеств. Глубокая религиозность в сочетании со строго определённой иерархией культурных ценностей, нашедших выражена в социальной структуре общества, были характерны для средневекового западноевропейского общества. В нём на первый план выходили проблемы формирования личности глубоко верующей, не сомневающейся в догматах веры и готовой отстаивать их, не считаясь ни с чем. Человек средневековья должен был смириться со своей ролью в обществе, которая была обусловлена его социальным происхождением. Человеческая плоть изначально объявлялась греховной, препятствующей проявлению высшей духовной сущности человека.
В эпоху Ренессанса обнаружилось, что человек заключает в себе не только духовное, но и чувственное начало. Человек должен был стремиться не только к духовному, но и к физическому совершенству. Активность человека Нового времени была направлена не только во внутренний мир, но и в большей степени на окружающую его среду. Человек загорался верой в беспредельные возможности своего разума.
Буржуазное общество, требующее
от своих членов определённого уровня
образования, как будто создаёт
условия для доступности
В капиталистическом обществе отчуждающее действие системы духовного производства распространяется и на представителей самого господствующего класса. Хотя осуществляемые им функции управления значение общесоциальных, всеобщих, но, став собственностью этого класса, они сразу начинают терять содержательность всеобщности. Деятельность служителей этого класса становится уже не средством удовлетворения потребностей общества, а средством удовлетворения их индивидуальных потребностей. Всеобщее же содержание этой деятельности и им самим представляется как чуждое. Таким образом, класс, отстранивший другие классы от развития, сам становится духовно ограниченным.
В капиталистическом обществе творческие личности выступают как рабочая сила, а произведения — как потребительская стоимость. Поэтому художника из сферы "массовой культуры" оценивают прежде всего по производительности, по распространению, по реакции аудитории, прежде всего, по прибыли и показателям убытка. Основной чертой "массовой культуры" являются рыночные умонастроения, которые трактуют искусство, науку, религию, политику как предметы потребления, подчинённые соображениям прибыли, а не внутренней логике содержания.
Список использованной литературы
6. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.: Наука, 1991.– 623 с.
1 Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.– М.: Центр, 2001. – с. 43
2 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.: Наука, 1991.– с. 309.
3 Там же. С. 309
4 Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.– М.: Центр, 2001. – с. 43
5 Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.– М.: Центр, 2001. – с. 44
6 Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.– М.: Центр, 2001. – с. 45
7 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.: Наука, 1991.– с. 309.
8 Там же. С. 226
9 Там же. С. 221-222
10 Астафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы / Б. В. Астафьев. – Л.-М.: Искусство, 1966.– с. 29