Массовая и элитарная культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:53, реферат

Краткое описание

Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человеком, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.

Содержание

Введение
1 Массовая культура
1.1 Исторические условия и этапы становления массовой культуры
1.2 Экономические предпосылки
1.3 Философские основания
2 Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
3 Искусство и массовая культура
4 Элитарная культура
5 Роль элитарной и массовой культуры в формировании личности
6 Элитарная культура как антипод массовой
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Массовая и элитарная культуры.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

1

Массовая культура

5

 

1.1 Исторические условия  и этапы становления массовой  культуры

5

 

1.2 Экономические предпосылки

9

 

1.3 Философские основания

12

2

Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени

 

18

3

Искусство и массовая культура

20

4

Элитарная культура

24

5

Роль элитарной и  массовой культуры в формировании личности

26

6

Элитарная культура как  антипод массовой

27

 

Заключение

30

 

Список использованной литературы

32


 

 

 

 

Введение

 

Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человеком, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной1.

Изначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура – это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, которые располагаются в определенной исторической последовательности и образуют единую линию духовной эволюции человека.

В конце XIX – начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

В начале XX века широкую известность получила концепция «локальных» цивилизаций – замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.

Сегодня многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях исконной противоположности Запада и Востока.

Сегодня многообразие типов  культуры можно рассматривать в  двух аспектах:

  • многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах
  • внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

  • высокую (элитарную)
  • народную (фольклорную) культуру
  • массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

 

 

1 Массовая культура

 

Массовой культурой  называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

 

1.1 Исторические  условия и этапы становления  массовой культуры

 

По поводу истоков  массовой культуры в культурологии  существует ряд точек зрения.

В качестве примера можно  привести наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

1. Предпосылки массовой  культуры формируются с момента  рождения человечества, и уж, во  всяком случае, на заре христианской  цивилизации. В качестве примера  обычно приводятся упрощенные  варианты Священных книг (например  «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой  культуры связаны с появлением  в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо – автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д., и нашего соотечественника Матвея Комарова – создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.

3. Большое влияние  на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века – роман.

И все-таки, это предыстория  массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Для рубежа XIX-XX веков  стала характерной всеобъемлющая  массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» выводит само понятие «масса» из определения «толпа». «Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо, масса – не выделенных ничем. Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное».2

Очень познавательна  книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии», в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:

  1. Масса – как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию класс);
  2. Масса – как синоним невежественности;
  3. Массы – как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники);
  4. Масса – как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности);
  5. Масса – как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе – это варвар.

Д. Белл делает вывод: массы – есть воплощение стадности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский  социолог М. Маклюэн. Но он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника создала публику, электронная – массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскапистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Конечно, в наши дни  масса существенно изменилась. Массы  стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. 3

 

1.2 Экономические предпосылки 

 

Истоки широкого распространения  массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени». Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и, прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа – имиджа или стереотипа) – это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.

Массовая культура в  художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям.

Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

Несмотря на свою кажущуюся  бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях. 4

 

1.3 Философские  основы

 

Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа киренаиков, основанная в V веке до н. э. другом Сократа Аристиппом. Эта школа создала этическое учение – гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. Идеи гедонизма развили эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый тип «глобальной культуры». Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная ветвь гедонистической функции художественной культуры становится одной из определяющих в массовой культуре.

Информация о работе Массовая и элитарная культуры