Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:04, доклад

Краткое описание

Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного
культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Масс. кул-ра..doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Массовая  культура - понятие, которое  используется  для  характеристики  современного

культурного  производства и  потребления. Это  производство культуры, организованное

по типу  массовой, серийной  конвейерной  индустрии  и  поставляющее такой  же стандар-

тизированный, серийный, массовый продукт для  стандартизированного массового потреб-

ления. Массовая культура - специфический  продукт  современного индустриального  урба-

низированного общества.

Массовая  культура - это культура масс; культура, предназначенная  для  потребления на-

родом; это  сознание  не  народа, а  коммерческой  индустрии  культуры;  она  враждебна

подлинно  народной  культуре. Она  не  знает  традиций, не имеет национальности, её вкусы

и  идеалы  меняются  с  головокружительной  быстротой в  соответствии  с  потребностями

моды. Массовая  культура  обращается  к  широкой  аудитории, апеллирует  к  упрощенным

вкусам, претендует на то, чтобы быть народным  искусством.

Критический  анализ  массовой культуры  акцентировал  в ней  характеристики  «низкой»,

примитивной  культуры, «культуры  масс», создающей  угрозу  «высокой  культуре»,  или

подчеркивал  использование  элитами  массовой  культуры,  возбуждающей  «низменные

инстинкты» для  духовной  эксплуатации  масс, массовой  стандартизации и обезличивания.

При  более  оптимистических  подходах  массовая  культура  рассматривалась  как  в целом

вполне  удовлетворительная  форма  культуры, характерная  для  зрелого  индустриального

общества с  высоким  уровнем  образования, высоким  уровнем  жизни, с  развитой системой

массовых  коммуникаций. В  современной  социологии  понятие  «массовая  культура»  все 

более  утрачивает  свою  критическую  направленность.  Подчеркивается  функциональная

значимость  массовой  культуры, обеспечивающей  социализацию  огромных  масс  людей в

условиях  сложной, изменчивой  среды  современного индустриального  урбанизированного

общества. Утверждая  упрощенные,  стереотипные  представления,  массовая  культура тем 

не  менее  выполняет  функцию  постоянного  жизнеобеспечения  для  самых  различных со-

циальных  групп. Она  обеспечивает  также  массовое  включение  в  систему  потребления  и

тем самым функционирование массового производства. Массовая культура  характеризуется

всеобщностью,  она  охватывает  широкую  серединную часть  общества, затрагивая  специ-

фическим  образом  и  элиту, и  маргинальные  слои.

Массовая  культура  утверждает  тождественность  материальных  и  духовных  ценностей,

в равной степени  выступающих как продукты массового  потребления; понятие «бестселлер»

приобрело в ней универсальный характер. Для массовой культуры характерно возникно-

вение и ускоренное развитие   особого профессионального аппарата,  задачей которого является  использование содержания  потребляемых благ, техники  их  производства  и рас-

пределения в  целях подчинения массового  сознания интересам монополий и государствен-

ного аппарата, искажения и заглушения протеста. 

  

  Возникновение  массовой  культуры.

Существует ряд  точек зрения по поводу истоков массовой культуры:

1. Предпосылки  массовой культуры формируются  с момента рождения человечества, и, во

всяком  случае, на  заре  христианской  цивилизации. В  качестве примера можно привести

упрощенные  варианты  Священных  книг ( «Библия  для начинающих» ), рассчитанные  на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой  культуры связаны с появлением  в европейской литературе 17-18 веков

приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего ауди-

торию  читателей  за  счет  огромных  тиражей. В  качестве  примера можно привести твор-

чество английского  писателя Даниэля Дэфо (1660-1731)-автора широко известного романа

«Робинзон Крузо».

3. Большое   влияние на развитие  массовой  культуры оказал принятый в  1870 году в  Вели-

кобритании  закон об  обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить

главный вид  художественного творчества 19 века - роман.

Всё выше изложенное - это предыстория массовой культуры. Массовая культура проявила

себя в США  на рубеже 19-20 веков.  

Феномен появления  массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа

19-20  веков   стала  характерной  всеобъемлющая   массовизация  жизни. Она затронула  все 

сферы общественной жизни. Активная роль людских масс в  различных социальных сферах

была проанализирована в ряде философских сочинений 20 века.

В  наши  дни  масса  существенно  изменилась. Массы  стали  образованными, информиро-

ванными. Субъектами  массовой  культуры  сегодня  являются  не просто  масса, но и инди-

виды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как

индивиды, и  как  члены  локальных  групп, и  как  члены массовых  социальных общностей,

постольку  субъект  «массовой культуры»  может рассматриваться  как двуединый, т.е. одно-

временно и  индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» ха-

рактеризует особенности  производства культурных ценностей  в современном индустриаль-

ном  обществе, рассчитанное  на  массовое  потребление  этой  культуры. Массовое  произ-

водство культуры понимается по аналогии с поточно - конвейрной индустрией. Истоки ши-

рокого распространения  массовой культуры в современном  мире кроются в коммерциализа-

ции всех общественных отношений, на которую  указывал ещё Карл  Маркс в «Капитале».

Маркс рассмотрел через призму понятия «товар»  всё многообразие социальных отношений

в буржуазном обществе. Стремление видеть товар в сфере  духовной деятельности в сочета-

нии с мощным развитием средств массовой информации и привело к созданию нового фено-

мена - массовой культуры. «Массовая культура» сформировалась одновременно с общест-

вом массового  производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи,

а затем и  видео и компьютерная техника  способствовали её распространению. Целью массо-

вой  культуры  является  не  столько  заполнение  досуга  и  снятие  напряжения  и стресса у человека индустриального  и постиндустриального общества, сколько стимулирование потре-

бительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что  в свою очередь формирует особый

тип - пассивного, некритического  восприятия  этой  культуры  у  человека. Всё это  и создает личность, которая легко  поддается манипулированию. 

Направления массовой культуры:

а) индустрия  «субкультуры  детства» (детская  литература, промышленно  производимые игрушки, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или замас-

кированной универсализации  воспитания детей, внедрение в сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных представлений о мире;

б) СМИ,  транслирующие  населению  текущую  актуальную информацию,  «растолковываю-

щие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений деятелей из специализиро-

ванных сфер общества;

в) система государственной  идеологии и пропаганды «патриотического» воспитания граждан,

контролирующая  и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипу-

лирующая его  сознанием в интересах правящих элит;

г) массовые политические движения (партийные и молодежные организации, массовые поли-

тические демонстрации), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью 

вовлечения  в массовые  политические акции  широких слоёв  населения, мало понимающих

смысл предлагаемых им политических программ;

д) система  организации  и  стимулирования  массового  потребительского  спроса (реклама, мода), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потреб-

ностей, образа и стиля жизни;

е) индустрия  досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключен-

ческая, фантастическая и «бульварная» литература, развлекательные  жанры кино,эстрадная,

рок- и поп-музыка, виды шоу-индустрии, индустрия курортных  и «культурно-туристических»

услуг; всё это оптимизировано под вкусы и интересы взрослого и подросткового потребителя,

где используются средства технического тиражирования  данной продукции и её «доставки  на

дом»  потребителю  посредством электронных  СМИ  и достигается  эффект психологической 

релаксации  человека, перегруженного  нервными  стрессами  и  утомительной  ритмикой со-

циальных процессов  повседневности.

  
 
 
 
 

Вывод:

«Массовую культуру»  называют  по-разному:  развлекательным  искусством, искусством

«анти  - усталости», полукультурой. Американский психолог М. Белл заявил: «Эта культура

демократична. Она  адресована  людям  без  различия  классов, наций, уровня  бедности  и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации, людям

стали доступны многие произведения искусства, имеющие  высокую художественную цен-

ность».

Борьба с «массовой  культурой» стала одной из важных задач в программах и практике де-

мократических сил в капиталистических странах.

Но, всё же массовая культура, учитывая все особенности сознания, представляет продук-

цию, которая  легко  воспринимается, позволяет окунуться  в мир грёз и  иллюзий, создает

впечатление обращения  к конкретному индивиду.

Информация о работе Массовая культура