Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:04, доклад
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного
культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного
культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное
по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандар-
тизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потреб-
ления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урба-
низированного общества.
Массовая культура - это культура масс; культура, предназначенная для потребления на-
родом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна
подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, её вкусы
и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями
моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным
вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики «низкой»,
примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или
подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные
инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания.
При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом
вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального
общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой
массовых коммуникаций. В современной социологии понятие «массовая культура» все
более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная
значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в
условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного
общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем
не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных со-
циальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и
тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется
всеобщностью, она охватывает широкую серединную часть общества, затрагивая специ-
фическим образом и элиту, и маргинальные слои.
Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей,
в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер»
приобрело в ней универсальный характер. Для массовой культуры характерно возникно-
вение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и рас-
пределения в
целях подчинения массового сознания
интересам монополий и
ного аппарата, искажения и заглушения протеста.
Возникновение массовой культуры.
Существует ряд точек зрения по поводу истоков массовой культуры:
1. Предпосылки
массовой культуры формируются
с момента рождения
всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера можно привести
упрощенные варианты Священных книг ( «Библия для начинающих» ), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17-18 веков
приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего ауди-
торию читателей за счет огромных тиражей. В качестве примера можно привести твор-
чество английского писателя Даниэля Дэфо (1660-1731)-автора широко известного романа
«Робинзон Крузо».
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Вели-
кобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить
главный вид художественного творчества 19 века - роман.
Всё выше изложенное - это предыстория массовой культуры. Массовая культура проявила
себя в США на рубеже 19-20 веков.
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа
19-20 веков
стала характерной
сферы общественной жизни. Активная роль людских масс в различных социальных сферах
была проанализирована в ряде философских сочинений 20 века.
В наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информиро-
ванными. Субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и инди-
виды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как
индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей,
постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, т.е. одно-
временно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» ха-
рактеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриаль-
ном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. Массовое произ-
водство культуры понимается по аналогии с поточно - конвейрной индустрией. Истоки ши-
рокого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализа-
ции всех общественных отношений, на которую указывал ещё Карл Маркс в «Капитале».
Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» всё многообразие социальных отношений
в буржуазном обществе. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочета-
нии с мощным развитием средств массовой информации и привело к созданию нового фено-
мена - массовой культуры. «Массовая культура» сформировалась одновременно с общест-
вом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи,
а затем и видео и компьютерная техника способствовали её распространению. Целью массо-
вой культуры
является не столько заполнение
досуга и снятие напряжения
и стресса у человека индустриального
и постиндустриального
бительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый
тип - пассивного,
некритического восприятия этой
культуры у человека. Всё это
и создает личность, которая легко
поддается манипулированию.
Направления массовой культуры:
а) индустрия «субкультуры детства» (детская литература, промышленно производимые игрушки, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или замас-
кированной универсализации воспитания детей, внедрение в сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных представлений о мире;
б) СМИ, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковываю-
щие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений деятелей из специализиро-
ванных сфер общества;
в) система государственной идеологии и пропаганды «патриотического» воспитания граждан,
контролирующая
и формирующая политико-
лирующая его сознанием в интересах правящих элит;
г) массовые политические движения (партийные и молодежные организации, массовые поли-
тические демонстрации), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью
вовлечения в массовые политические акции широких слоёв населения, мало понимающих
смысл предлагаемых им политических программ;
д) система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потреб-
ностей, образа и стиля жизни;
е) индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключен-
ческая, фантастическая и «бульварная» литература, развлекательные жанры кино,эстрадная,
рок- и поп-музыка, виды шоу-индустрии, индустрия курортных и «культурно-туристических»
услуг; всё это оптимизировано под вкусы и интересы взрослого и подросткового потребителя,
где используются средства технического тиражирования данной продукции и её «доставки на
дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической
релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой со-
циальных процессов повседневности.
Вывод:
«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством
«анти - усталости», полукультурой. Американский психолог М. Белл заявил: «Эта культура
демократична. Она адресована людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации, людям
стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную цен-
ность».
Борьба с «массовой культурой» стала одной из важных задач в программах и практике де-
мократических
сил в капиталистических
Но, всё же массовая культура, учитывая все особенности сознания, представляет продук-
цию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грёз и иллюзий, создает
впечатление обращения к конкретному индивиду.