Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:06, реферат
В этом реферате мне бы хотелось рассмотреть основные, самые востребованные области массовой культуры, определить их нравственную ценность, духовный потенциал. Выявив закономерности существования популярной культуры, можно будет говорить об уровне эстетического развития современного общества. Это очень важный в наше время вопрос, над которым современному человеку нужно глубоко задуматься.
Секция: «Обществознание»
Тема работы: «Массовая культура и общество»
Автор: Синютина Мария
ГОУ СОШ № 283
Руководитель работы: Соболева Анна Евгеньевна
В современном обществе часто употребляется термин «современная культура». Почему же многие не воспринимают образцы современного искусства, какие факты заставляют нас задумываться о его уровне?
В этом реферате мне бы хотелось рассмотреть основные, самые востребованные области массовой культуры, определить их нравственную ценность, духовный потенциал. Выявив закономерности существования популярной культуры, можно будет говорить об уровне эстетического развития современного общества. Это очень важный в наше время вопрос, над которым современному человеку нужно глубоко задуматься.
Для того чтобы определить, представляет ли современная культура ценность, или же, наоборот, способствует деградации сложившихся в обществе культурных идеалов и нравственного развития, рассмотрим три основных направления современного искусства: популярные литературу, музыку и кинематограф. Проанализируем явление массовой культуры и основы существования культуры.
Мой реферат состоит из трех частей.
В первой части я говорю о явлении массовой культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом потребления. В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, потому как произведения рассматриваются как предметы потребления, способные приносить коммерческую прибыль.
Далее рассматривается отдельно каждое из трех направлений популярного искусства.
Анализируя популярную музыку, я пришла к следующим выводам:
Современная массовая музыкальная культура отличается высоким уровнем потребления, низким духовным потенциалом, направлена на разрушение нравственности.
Если рассмотреть массовую литературу, можно отметить, что аудитория читателей стремительно сокращается, из современной литературы наиболее широко распространена та, которая не требует серьезного сосредоточения для понимания художественного произведения. Книги существуют, как средство развлечения. К минимуму сводится читаемость элитарной литературы. Нельзя сказать, что современная популярная литература не представляет культурную ценность, но ее произведения рассчитаны на среднестатистического читателя. Чем выше продаваемость произведения, тем большей аудитории понятна эта книга, тем проще идейный смысл произведения. С другой стороны, общество стремится к повышению нравственности, что видно по большой продаваемости книг с ярковыраженой духовностью. Такие книги не могут быть поняты большинством общества, так как относятся скорее к элитарным, чем к массовым.
Анализируя явление массового кинематографа, я пришла к заключению, что его продукция влияет на общество. Массам внушаются идеи и мировоззрение конкретного создателя. Каждый человек мыслит стереотипно, что часто приводит к смещению культурных ценностей.
В реферате затрагивается вопрос о контроле общественных идей и настроений с помощью средств массовой коммуникации. Именно потому, что сегодня телевидение - одно и из массовых средств информации, нужно учитывать, что с экрана не всегда сходят лучшие образцы культуры. Телевидение тиражирует примеры массовой культуры и несет опасность стандартизации личности.
Я воспользовалась теорией восприятия обществом новых художественных идей. Для нового искусства характерно то, что делит аудиторию на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, кто неспособен понять. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству.
Если обратиться к массовому искусству, то видно, что там все происходит наоборот. Массовое искусство понятно большинству, тогда как меньшинство обладает более развитым художественным вкусом.
Вполне возможно, что образцы массовой продукции станут примером классического искусства для человека будущего.
В ходе исследования я пришла к следующему заключению:
В современном обществе все больше влияния получает массовая культура, совокупность явлений искусства, выступающих в качестве индустрии развлечений, формирующих эстетические вкусы человека массы.
Современные массовые направления не способствуют развитию в обществе культурных и эстетических идеалов, а ведут к разрушению сложившихся духовных.
Произведения массовой культуры не ставят перед потребителями сложных духовных задач, не повышают культурный уровень человека. Они строятся на природных интересах человека, делают массу агрессивной и бесчувственной. Массовому потребителю становятся не интересны произведения элитарной культуры, так как их понимание требует развитой духовной культуры.
Явление массовой культуры проявляется как положительное отношение к поиску новых средств социализации людей, с другой стороны, проявляется беспокойство за человека, попадающее под влияние организованных форм проведения досуга.
Я думаю, мой реферат может быть использован как дополнительный материал на уроках обществознания, культурологии.