Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:42, курсовая работа
Не случайно с каждым днем нарастает поток массовых праздников, художественных ритуалов, новых обрядов, художественно-пропагандистских кампаний во всех регионах страны. Однако вместе с возрастанием общественного значения, массовой популярности подобных форм, все в какой-то степени более заметны отрицательные тенденции в их практической организации, отражающиеся на практику культурно-просветительной работы в целом, вызывающие негативные оценки отдельных массовых мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Массовые праздники: элементы и особенности 3
1.1.История массовых праздников 3
1.2. Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах 3
Глава 2. Особенности массового мероприятия Белоруссии 3
2.1. Деятельность учреждения культуры «Дворец культуры области» г. Могилева 3
2.2. Анализ массового мероприятия на примере Дня победы (9 мая) 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
Массовые праздники как форма организации досуга населения
СОДЕРЖАНИЕ
Не случайно с каждым днем нарастает поток массовых праздников, художественных ритуалов, новых обрядов, художественно-пропагандистских кампаний во всех регионах страны. Однако вместе с возрастанием общественного значения, массовой популярности подобных форм, все в какой-то степени более заметны отрицательные тенденции в их практической организации, отражающиеся на практику культурно-просветительной работы в целом, вызывающие негативные оценки отдельных массовых мероприятий.
Причиной возникновения шаблона, стандартности методики организации массовых праздничных форм культурно-просветительной работы, на наш взгляд, является слабая изученность более конкретных социальных потребностей, вызывающих к жизни определенный праздник и создающих его уникальность. В научно-методическом осмыслении и практической организации массовых праздников сегодня обычно пользуются их собирательным образом, используют общую организационно-педагогическую методику в отсутствие учета специфики каждого более конкретного праздника и его реальной аудитории не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения в том или ином массовом празднике [17].
Дальнейшее совершенствование
Специальное значение приобретает проблема функционирования массовых праздников, более конкретного города, региона, села, являющихся базой формирования комплекса идейно-воспитательного влияния на широкие массы трудящихся.
Цель исследования: изучить особенности массовых праздников как формы организации досуга населения.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Объект исследования: массовые праздники.
Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах.
Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие улицы и площади огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра в "майского в короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и иных городах Советской России, а также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, фиксируя и выявляя в народном искусстве политические и общественные идеалы, господствующие в данную эпоху [20].
Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация [11].
Массовый праздник подразумевает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный именно для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном некотором объекте, имеющем в данный момент решающее значение.
Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между игровым и серьезным, строго некоторым и произвольно свободным. Если в обыденной жизни игровое и практическое действие разделены между собой, то праздник подобного разделения не знает, в силу того, что в нем всегда есть символический, условный, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил в наибольшей степени переломных, существенных моментов человеческой жизни [6].
«Является совершенно несомненным, что основным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник обязан быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести достаточно высоко эстетическое впечатление. Именно для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое, в свою очередь, празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы» (А.В.Луначарский) [10].
Социальная сущность праздника, прежде всего, проявляется в том, что он представляет собой специальный тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение этого общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.
Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, драматурга, художника, композитора, организатора.
Тема - это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером.
Идея - это главной вывод, главная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Тема чаще всего задана в самом начале праздника, а к идее как к общему основному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария [30].
В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Конфликт, экспозиция, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Само соединение разных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает некоторой возможностью возникновения противоборствующих сил.
В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное контрдействие и действие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность разных тем и жанровых разновидностей.
Нельзя в особенности в массовом празднике, имеющем в своей основе более конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д [8].
Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, задержки, остановки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И именно поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают достаточно большое значение.
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он в обязательном порядке обязан быть образным, зрительным, отвечающем в то же время замыслу сценариста и режиссёра. Поиски подобного хода, являются специфичными именно для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом во время монтажа эпизодов сценария, он словно показывает всё действие [29].
При этом патетика способна чередоваться с комическими моментами , трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специализированном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти танец, песни, отрывок из кинофрагмента, спектакля, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии чаще всего перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут достаточно большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций - главное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых, в свою очередь, решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям [8]:
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Завершенность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие в обязательном порядке обязано быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.
После кульминационного момента обязана следовать развязка, финал действия.
Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах крайне велико.
К более конкретным видам досуговой деятельности можно отнести:
1) занятия, связанные
с потреблением культурных
2) занятия
творческого характера –
Подобным образом, во время характеристики досуга, исследователи выделяют его типы, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга:
Типология отражает характер воздействия главных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В соответствии с этим все занятия в свободное время исследователи дифференцируют на три главных типа:
1) культурно-творческий тип (общий признак – создание или воспроизводство духовных и материальных ценностей);
2) культурно-потребительский тип (общий признак – потребление духовных ценностей);
3) рекреативный тип (объединяет разные виды отдыха и развлечений) [30].
Приведенная типология главным образом соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и в какой-то степени более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют в какой-то степени более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность досуга – это, в первую очередь, внутренняя культура человека, подразумевающая наличие у него некоторых личностных свойств, помогающих содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, организованность, потребности и умения, интересы, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга [25].
Иными словами – это набор ценностных ориентаций и форм поведения, благоприятствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Разнообразные формы и виды досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции достаточно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:
- во-первых, рекреационную (отдых, восстановление психической и физической энергии);
- во-вторых, развивающую (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное развитие личности).
Объем, содержание или способ проведения, а также иные параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые, в свою очередь, выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека [28].
Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения