Материалы в декоративно-прикладном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.

Содержание

Уральский камнерез
Хохломские изделия
Палех, Мстера и Холуй
Архангельское ткачество
Вышивка
Домовая (корабельная) резьба
Приёмы художественной обработки металлов
Красносельский ювелирный промысел
Русские художественные лаки
Чукотский костерезный промысел
Гжельская керамика
Художественная обработка камня
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Орловская вышивка - с.Домнино Орловской области.  
      В промысле сохраняется уникальная местная техника вышивки - "орловский спис" (многоцветная вышивка верховыми швами). Здесь используются и другие виды вышивки, характерные для Орловщины: белая и цветная строчка, роспись, набор.  
    
      Рязанская вышивка - гг.Рязанъ, Михайлов, Кадом Рязанской области.  
      Современная рязанская вышивка развивается на основе традиций местной крестьянской вышивки отдельных районов области. В многоцветной вышивке Рязани, выполняемой по льну, соединяются различные техники - белая и цветная строчка, счетная гладь, роспись, косая стежка и др.  
   В г.Кадоме развиваются уникальная техника тонкой ажурной белой строчки - кадомский "вениз" и филейная вышивка.  
   В Г.Михайлове яркая вышивка счетной гладью и крестом используется не только самостоятельно, но и как дополнение в изделиях с традиционным Михайловским цветным кружевом.  
         Тверская вышивка - с.Бедное Раменского района Тверской области.  
      Промысел развивает своеобразную технику местной вышивки - ведновскую строчку, выполняемую по крупной сетке, в которой используются мотивы геометрического орнамента. Иногда белая строчка сочетается с более сложными цветными узорами. Вышивкой оформляется столовое и постельное белье.     
      Торжокское золотое шитье - г.Торжок Тверской области.  
      Золотошвейное производство существовало здесь в средневековых монастырских мастерских с XIII в. Расцвет народного художественного промысла относится к XYIII - первой половине XIX вв.  
   В настоящее время техника золотого шитья с его традиционным богатством орнаментальных мотивов и разнообразием технических приемов и швов используется в изготовлении аксессуаров женского костюма: воротников, поясов, головных уборов и пр., а также в создании сувенирных декоративных изделий. На промысле работает школа художественной вышивки.

Домовая (корабельная) резьба 

В старину корабли  строились также из дерева, их украшали хорошо видным издали крупным растительным орнаментом, а на носу, на месте бушприта, часто вырезались изображения фантастических существ, связанных с представлениями о водной стихии. С заменой деревянных корпусов судов металлическими или, вернее, с введением металлической обшивки судов и с развитием техники в XIX в. мастера - плотники и резчики перенесли свое искусство "на берег" и стали украшать собственные и соседские избы. Поэтому на причелинах горьковских изб можно увидеть изображения русалок или, как их еще называют, "берегинь" (фигура, оберегающая судно или дом). Мастера были обыкновенно людьми компанейскими, веселыми, работали и строили с песнями, шутками; вероятно, поэтому у русалок-берегинь на избах Горьковского края веселые, смеющиеся лица и они благодушно взирают с причелин на прохожих.  
    
   Домовая (корабельная) резьба имеет свободный характер. По всей доске обычно располагается богато и свободно разработанный растительный рисунок, листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розетки, т.е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху, так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг. Вырезая цветок таким образом, мастера имели в виду и солнце, которое изображалось в виде большого многолепесткового цветка или цветочной розетки. Сложно было придумать и разметить подобный рисунок но еще сложнее было выполнить его топором и долотом из достаточно твердого и долговечного дерева, которое обыкновенно шло на постройки.  
    
   Глухая рельефная резьба в ХГХ и первой половине XX в. применялась для украшения мебели - шкафов, столов, рам для зеркал, футляров для напольных и настенных часов.  
    
   Несмотря на свои достоинства, эта резьба уже не была такой сложной, как на горьковских причелинах. В наше время резные украшения делают крайне редко, в исключительных случаях. Однако опытный мастер-резчик должен владеть всеми видами резьбы, в том числе и теми, которые применяются крайне редко. Может случиться, что его мастерство потребуется для осуществления какого-либо исключительного заказа или при оформлении уникального сооружения, наконец для восстановления и реставрации старинного памятника русской архитектуры.

Приёмы художественной обработки металлов

Чеканка - способ обработки  металлов давлением, при котором  на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканку, или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканить можно в основном двумя способами: выколачивать на готовой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком. Помимо молотка выколачивают пуансонами и чеканами в виде металлических стержней с различными концами (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение - выколачивание зернистой фактуры на поверхности металла. Чеканку используют и как чистовую отделку изделий художественного литья.  
    
   Гравирование - нанесение на поверхность твердых материалов рисунков, узоров и т.д. режущими граверными инструментами; выполняется специальным инструментом - штихелем. Техническими приемами резьбы по металлу могут быть выполнение рисунка контурной или штриховой линией различной ширины и глубины или гравировка с выбиранием участков поверхности, т.е. удаление фона около изображения.  
    
   Инкрустация или насечка - набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов. При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкрустационные детали и заправляют их на место.  
    
   Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образующих так называемую веревочку. Сканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань изготовляют из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканого украшения соединяют друг с другом пайкой. Работы, в которых скань в виде ажурного узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.  
    
   Эмаль (финифть) - прочное стеклообразное покрытие, бывает различных цветов. Покрытие наносят на поверхность металла в холодном или горячем виде. Холодные эмали наносят кистью или распылителем и дают им просохнуть. Горячие эмали в виде пасты наносят шпателем, после просушивания подвергают обжигу, после этого эмаль приобретает твердую блестящую поверхность. Эмали различаются и по светопроницаемости; они могут быть прозрачные, полупрозрачные и глухие.  
    
   Выемчатая эмаль - заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, растолченной в порошок и смешанной с водой эмалью. После обжига затвердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с металлом. Эмаль по скани - заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.  
    
   Перегородчатая эмаль - на тонкой золотой пластине со слегка загнутыми краями припаивают тончайшие металлические перегородки, а затем участки, образующие контур изображения, заполняют эмалевой массой. После обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками золотых перегородок, находящимися в одной плоскости с эмалевой поверхностью.  
    
   Ажурная (оконная) эмаль - лобзиком выпиливают ажур из металла, шабером зачищают пропиленные места и делают набор сканного ажура. Промежутки, ячейки между перегородками заполняют слабо окрашенной прозрачной эмалью. Прозрачной эмалью покрывают и гравированные на металле изображения. После обжига эмаль образует прозрачную красочную пленку.  
    
   Эмаль по высокому чеканному рельефу - для закрепления эмали на чеканную поверхность металла наносят мелкую гравировку, после чего ее покрывают эмалью и обжигают.  
    
   Роспись по эмали - выполняют по глухой эмали разного цвета. Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, образуя красочное изображение.  
    
   Чернь - на гравированную поверхность серебряной пластины наносят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соединения серебра, меди, свинца и др. Наносят его в размельченном виде, а затем подвергают обжигу. Расплавившись, чернь прочно заполняет все углубления.  
    
   Литье - для художественного литья используют чугун, бронзу, алюминиевые и цинковые сплавы, для ювелирных работ - серебро и золото. Целые изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороннюю песчаную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по форме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называемый "выплеск", когда жидкий металл расплескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.  
    
   Штамповка (штампование) - обработка металла давлением в результате пластической деформации заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки вырубают плоские заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений.  
    
   Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Болванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего изделия, закрепляют в патроне токарно-давильного станка, металлическую заготовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным наконечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.  
    
   Накатка - этим способом наносят изображение или нужную фактуру на изделие, имеющее концентрическую форму. Стальное колесико, на поверхности которого выгравирован рисунок, соприкасаясь с заготовкой, закрепленной в патроне токарного станка, при вращении оставляет след в виде рельефного рисунка.  
    
   Ковка представляет собой такой вид работы, при котором путем нагрева и размягчения металлу придается желаемая форма. Ковку делят на следующие операции: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание (гнутье) и закручивание. При изготовлении сложных изделий применяют пресс-формы.  
    
   Травление служит для снятия поверхностного слоя металла посредством химической обработки (кислотами и щелочами), для удаления окалины, обезжиривания изделий перед пайкой и нанесением гальванопокрытий. Способом глубокого травления можно выполнять различные плоскорельефные изображения.  
    
   Гальванопластика - изготовление художественных изделий из серебра, цинка и чистой меди электролитическим способом. В раствор электролита помещают гипсовые, графитовые или восковые формы, и под действием электрического тока происходит наращивание металла.  
    
   Монтировка - сборка металлических художественных изделий из отдельных деталей. При сборке деталей используют пайку, сварку, обжим на токарном станке, закатку и т.п.  
    
   При соединении камня с металлом в ювелирных изделиях применяют крепление: путем обжима краев гладкого ободка металла; посредством остроконечных зубчиков, захватывающих боковые скосы камня; заусенцами, при этом края металла обрабатывают штихелем, с помощью клея.  
    
   Отделка изделий - предмет полируют, покрывают тонким слоем более стойкого металла. Металлические изделия золотят, серебрят, хромируют, меднят, никелируют. В декоративных целях химическим способом можно образовать на поверхности металла стойкие и приятные на вид пленки различного цветового оттенка.

Красносельский  ювелирный промысел

Промысел, получивший развитие уже в конце XIX в. и охвативший тысячи кустарей, всегда работал на широкий круг заказчиков. Поэтому  здесь выпускали и дешевые  украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные заказные вещи (кубки, вазы).  
    
   Мастера промысла практически всегда владели и владеют сейчас всеми видами художественных и технических приемов обработки металла. Универсальные навыки поддерживаются существующей на промысле с начала 1900-х годов художественной школой (сейчас - художественное училище).  
    
   Современное творчество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота).    

Среди многих видов работ  наибольшей оригинальностью и многообразием  орнамента выделяется филигрань. В  ней проявляются лучшие творческие идеи мастеров и художников. Она используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений. В технике филиграни на промысле впервые созданы скульптурные работы - обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушленная искусственной патиной - оксидированием филигрань демонстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров.

Русские художественные лаки

Слово лаки в полном своем  значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность.  
    
   В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы).  
    
   Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия "тотай", что означает "бестелесный") и приобретали после затвердения в сыром помещении чрезвычайную прочность: на китайские и японские лаки не воздействуют ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.  
    
   В свое время славились и персидские лакированные изделия: коробки, пеналы, подставки для книг и пр., которые делались из бумажной массы, смешанной с различными клеями (прототип папье-маше). Поверхность изделий покрывалась тончайшей красочной миниатюрной росписью клеевыми красками. Живопись закреплялась затем несколькими слоями прозрачного, с золотистым оттенком растительного лака.  
    
   Китайские, японские и персидские лаки ввозились в Европу. Особую популярность получили здесь китайские изделия. Под влиянием моды на "китайский стиль" в лаковой мебели возникли европейские лаковые производства - в Италии, Франции, Англии, Германии (XVII-XVIII вв.).  
    
   Влияние дальневосточных лаков сказывалось и в России ("Лаковый кабинет" в Монплезире, исполненный русскими "лакирных дел" мастерами в "китайском стиле", лаковые секретеры и пр.).  
    
   Вторая волна влияний, вытеснившая "китайский стиль", возникла в конце XVIII в. в связи с появлением в Европе лаковых расписных табакерок. XVIII век иногда называют "веком табакерок", поскольку привычка нюхать табак коснулась всех - от знати до простолюдинов.  
    
   Наряду с табакерками из золота, серебра, черепаховой кости и прочих дорогих материалов стали делать (более всего в Германии) табакерки из прессованного картона, пропитанного растительными маслами и просушенного при температуре до 100°С. Такая основа изделий получила название папье-маше ("битая бумага").  
    
   Табакерки, покрытые несколькими слоями черного грунта и черного лака, расписанные миниатюрами и золотым орнаментом, по своим художественным качествам не уступали восточным лаковым изделиям. Миниатюрная живопись европейских лаков создавалась по принципу трехслойной классической масляной живописи и по существу подражала ей и в сюжетах (для европейских лаков характерны сюжеты из античной мифологии, аллегории, идеализированные портреты вельмож и жанровые мотивы из городской и сельской жизни).  
      Вместе с модой нюхать табак появились и в России европейские лаковые табакерки. А коль скоро спрос на них возрастал, естественно возникла необходимость их местного производства. Так в самом конце XVIII в. (в 1796 г.) в сельце Данилково, в 30 километрах от Москвы, рядом с деревней Федоскино, был налажен выпуск русских лаковых табакерок. Основателем нового дела был купец П.И.Коробов, владелец небольшой бумажной мельницы на речке Уче и фабрики по выделке чернолаковых козырьков.

Чукотский костерезный  промысел

Своеобразие этого искусства  состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и "одушевляющим" его.  
    
   Разнообразные предметы из кости выполнялись как необходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшалась гравированным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разгаданы, или скульптурным изображением, усиливающим функцию предмета, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте.  
    
   Самостоятельные скульптурные изображения животных, представляющие собой охранительные амулеты, выполнялись очень обобщенно и несколько примитивно. Часто они входили в набор амулетов, связанных в одну цепочку, которую выполняли из целого клыка.  
    
   Преобразования жизни на Чукотке, происходившие с установлением Советской власти, постепенно меняли быт и взгляды мастеров на свое искусство. Мастера-чукчи и эскимосы - объединяются в 1931 г. в мастерскую, расположенную в поселке Уэлен. Теперь резчики все реже создают предметы из кости. В основном их творчество связано с созданием скульптуры и гравюры на кликах.  
    
   Охота на морских животных по-прежнему играет важную роль в жизни народов Крайнего Севера. Поэтому анималистическая тема является ведущей в скульптурных работах. Хорошо зная повадки и особенности животных, постоянно наблюдая их во время охоты, мастера выбирают для изображения самые типичные моменты движения, самые важные моменты борьбы. Охота на моржа или схватка медведя с собаками полны напряжения и динамики, убедительны и правдивы при известной условности в передаче пространства и трактовке формы.  
    
   Художники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту. При небольшом размере скульптуры, которая может легко уместиться в ладони, мастер лаконичными средствами дает точную характеристику животного, акцентируя самые необходимые детали.  
    
   Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха (моржиху или нерпу с детенышем) и скультурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке. Ритм в чередовании фигур охотников и животных (если, например, изображается сцена охоты) создает выразительную группу, в которой хорошо просматривается движение, а верно выбранный силуэт подчеркивает декоративность скульптуры.  
    
   На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события.  
    
   В своем локальном проявлении гравюра на клыках моржа - самостоятельное направление в творчестве мастеров Уэлена. И в отличие от скульптуры, лаконичной по содержанию и форме, гравюра предстает как развернутый рассказ с обстоятельной информацией о .происходящем. Это может быть повествование о жизни оленеводов, легенда о борьбе людей со сказочным существом, показ национальных игр, прибытие парохода с различными товарами и его разгрузка.  
    
   Любая тема в гравюре рассказывается весьма своеобразно, чередование сцен показывается и на природе, и внутри помещения как непрерывное повествование, имеющее начало, кульминационные моменты и завершение действия.  
    
   При откровенной повествовательной, приближающей гравюру к реалистической изобразительности, она сохраняет явные черты декоративного почерка. Каждое изображение (человек, лодка, льдины, животные и т. д.) имеет контурный абрис черного цвета. Его внутренняя штриховая разработка оживляется цветом затертого в линейные углубления красителя.  
    
   Тональная определенность красного, синего, зеленого и других цветов помогает декоративности, создает колористическое разнообразие гравюр на кости, желтоватый цвет которой естественно включается в пространство композиции.  
    
   Гравюру на кости выполняют инструментом, напоминающим коготь птичьей лапы и потому называемым "коготком". Внутреннюю часть рисунка выполняют стамесочкой - "кисточкой". Она наносит бороздки, в которые затем втирают цвет.  
    
   Глубоко самобытное искусство резчиков и граверов Чукотки представляет совершенно уникальное по форме и содержанию явление народного творчества, успешно развивающееся в наши дни.

Гжельская керамика

Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.  
    
   После открытия русским ученым Д.И.Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.  
    
   Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.  
    
   Со второй, половины XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.  
    
   Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Применяя механические способы декорирования фарфора (печать, декалькомания), они выпускают на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.  
    
   Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Однако их продукция в 1930-е годы еще не достигает высокого уровня. Лишь со второй половины 1940-х годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б.Салтыкова при участии талантливой художницы Н.И.Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным.  
    
   Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.  
    
   Творческие силы мастеров и художников сконцентрированы в объединении "Гжель", которое представляет народный промысел в новом качестве. Здесь ведется систематическая работа по совершенствованию технологии производства изделий, благодаря чему удается создавать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурными деталями, и небольшую скульптуру. Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях - целые сюжеты с пейзажем, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, изображаемые условными средствами декоративного искусства.  
    
   Не забывают художники Гжели и традиционную майолику. Здесь также широк диапазон предметов. Чайники, солонки, часы, кувшины и другие изделия привлекают внимание многоцветностью эмалевых красок и вызывающими улыбку шаржированными скульптурными изображениями. В этих изделиях, отличающихся от фарфора некоторой тяжеловесностью и упрощенностью рисунка, с особой силой проявляется традиция народного творчества.

Информация о работе Материалы в декоративно-прикладном искусстве