Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:45, контрольная работа
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
С 1671 г. Для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» – своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.
В середине века были предприняты
попытки организации
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте – сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.15
Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.
Книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями – бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный «травный орнамент» получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры – так называемому «прусскому барокко», характерной чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами – эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.16
Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.17
Дальнейшее распространение
рукописи печатной литературы выдвигало
потребность более
Обычно дети и подростки
обучались грамоте у духовных
лиц, подьячих или родителей, причем
женщины, как правило, даже в семьях
знати оставались неграмотными. Возможность
печатного издания учебных
В 40-х г.г. XVII в. Один из видных правительственных деятелей – Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. Открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся «гимнасион» (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. Была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. И первой половины XVIII века.
Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. Занял важное место в истории русского просвещения.19
Глава 3
Научные знания
Начавшееся ослабление позиции
церкви, развитие ремесленного производства
и торговли, рост связей с зарубежными
странами создали предпосылки для
дальнейшего накопления научных
знаний XVII в. Конечно, и в это время
продолжала распространяться старая литература
о природе с ее богословско-мистическим
истолкованием различных
Так, например, в семнадцатом
веке умели решать многие практические
задачи по математике, но теоретический
уровень математических познаний был
еще весьма невысок. Потребности
артиллерийского дела выдвинули
необходимость определения
Крупным памятником научных знаний XVII в. Является «Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки», составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в «Уставе» практические сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.21
Медицинские знания носили
также преимущественно
Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. «О строении человеческого тела».22
Астрономические знания в XVII
в. Также получили свое развитие, так
как потребность вычисления праздников
и различные хозяйственные
В середине века в Россию
стали проникать сочинения
Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.
Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).23
В развитии знаний о природе
XVII в. Занимает особое место как время
явно определившегося кризиса
О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли в XVIIв.
В силу самих условий исторической
жизни русская церковь к
При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах общественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церкви на народные массы – приведения церковной организации в соответствии с общим процессом централизации государственной власти. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и украинской церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.24
В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том, чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали категорические требования привести все книги в соответствие не с русскими, а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам. Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в 1656 году защитников старых обрядов официально отлучил от церкви, эти меры не помогли: возникло целое течение «старообрядчества». Так произошел раскол церкви.25
Заключение
Определяя основное содержание
и направление историко-
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры
XVII века отразило свойственные этому
времени особенности и
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.
Ссылки на использованную литературу