Материальная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

Вложенные файлы: 1 файл

история россии.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

С 1671 г. Для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» – своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты  попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две «бумажные мельницы», отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы – из Франции и Голландии.

Кроме того, в XVII веке писали также на бересте – сохранились  берестяные грамоты и даже целые  книги сбора ясака в Сибири.15

Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок  целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.

Книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями – бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный «травный орнамент» получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры – так называемому «прусскому барокко», характерной чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами – эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.16

Наряду с рукописными  книгами и грамотами все более  распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой  в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В  первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших  количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом  языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая  библиотека была в царском дворце.17

Дальнейшее распространение  рукописи печатной литературы выдвигало  потребность более организованного  обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки  обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность  печатного издания учебных пособий  значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари  пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.18

В 40-х г.г. XVII в. Один из видных правительственных деятелей – Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. Открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся «гимнасион» (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. Была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.

Первые частные школы  в Москве подготовили основание  в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными  греками Иоанием и Софронием  Лихудами. Это было первое учебное  заведение, ставившее своей целью  широкое образование. Славяно-греко-латинская  академия открывалась для людей  «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. И первой половины XVIII века.

Распространение грамотности  и просвещения в России подрывало  вековое господство религии и  церкви, все более расходилась  по рукам светская литература и иностранных  сочинений. XVII в. Занял важное место в истории русского просвещения.19

 

Глава 3

Научные знания

 

Начавшееся ослабление позиции  церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными  странами создали предпосылки для  дальнейшего накопления научных  знаний XVII в. Конечно, и в это время  продолжала распространяться старая литература о природе с ее богословско-мистическим  истолкованием различных явлений. Но наряду с этим появлялся интерес  к научной литературе западноевропейского  Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлениям природы. Именно в это время в России появляются переводы целого ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского  государства в XVII в. Требовали перехода к более конкретному и реалистическому  изучению природы, отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При  этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время  как ее теоретическая сторона  оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковники заявляли, что «кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился».20

Так, например, в семнадцатом  веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический  уровень математических познаний был  еще весьма невысок. Потребности  артиллерийского дела выдвинули  необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с помощью  теории Пифагора, но без анализа  ее теоретического основания.

Крупным памятником научных  знаний XVII в. Является «Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки», составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в «Уставе» практические сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.21

Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени  основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое  распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников».

Наряду с практическими  знаниями в области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. «О строении человеческого тела».22

Астрономические знания в XVII в. Также получили свое развитие, так  как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды  требовали и более точного  знания времени смены фаз Луны, временем и года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической  системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция  церкви.

Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение  землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий  обогатило географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько  карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились  сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).23

В развитии знаний о природе XVII в. Занимает особое место как время  явно определившегося кризиса средневекового мировоззрения и подготовки крушения господствовавших безраздельно религиозных  взглядов.

О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди  и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли в XVIIв.

В силу самих условий исторической жизни русская церковь к середине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних изменений.

При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах общественной жизни возникла необходимость  усиления воздействия церкви на народные массы – приведения церковной организации в соответствии с общим процессом централизации государственной власти. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и украинской церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.24

В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том, чтобы заменить при богослужении земные поклоны  поясными, а креститься впредь тремя  пальцами вместо двух. Затем последовали  категорические требования привести все  книги в соответствие не с русскими, а с греческими образами, выбрать  иконы, написанные по русским образам. Несогласных Никон подвергал  крутым наказаниям, вплоть до того, что  в 1656 году защитников старых обрядов  официально отлучил от церкви, эти  меры не помогли: возникло целое течение  «старообрядчества». Так произошел раскол церкви.25

 

Заключение

 

Определяя основное содержание и направление историко-культурного  процесса средневековой России, можно  с полным основанием говорить, что  эта культура уходила своими корнями  в народное творчество и имела  в нем главную питательную  среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества  Россия обнаружила замечательные богатства  творческих сил народа в культуре.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она  жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная  любовь к родной земле, красота трудового  и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над  неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый  юмор, меткое выделение типичных жизненных  явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для  произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные  качества народного творчества пробивали  дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому  времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и  экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством  замкнутого натурального хозяйства, слабо  развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и  особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние  оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И, тем не менее, русская  культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад  в ее развитие.

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части  нашего национального богатства, славы  и величия нашего народа.

 

Ссылки на использованную литературу

 

  1. Лихачев Д.С., Панченко Н.В., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л: Наука, 1984. - 295 с. (стр.39)
  2. Русская философия Х-XVII вв. Хрестоматия. Иваново, 1997 (стр.28)
  3. История России с IX века до наших дней. Учеб. пособие / Под общей редакцией Ю.В. Лукьяненко, В.И. Федосова. Воронеж. 1996. (стр.195)
  4. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Высш. школа, 1983. - 415 с. (стр.127)
  5. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1999. Ч. 2-5. ИвГУ: 63.5/Т35 (стр.33)
  6. Карамзин Н.М. 'История государства Российского: В 4 книгах. Книга вторая (т.IV-VI)' - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1989 - 560с. (стр.212)
  7. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Высш. школа, 1983. - 415 с. (стр.168)
  8. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории", изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г. -430с. (стр.324)
  9. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории", изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г. -430с. (стр.325)
  10. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — 572 с. (стр.281)
  11. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990. – 432с. (стр.341)
  12. Культура средневоковой Москвы: XIV – XVII вв. М., 1995. – 399с. (стр.66)
  13. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990. – 432с. (стр.342)
  14. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1999. Ч. 2-5. ИвГУ: 63.5/Т35 (стр.34)
  15. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990. – 432с. (стр.342)
  16. Кузнецов Б. За наукой в чужедальние края // Родина. 2000.  №10. С.34-38. Ж8810
  17. Кузнецов Б. За наукой в чужедальние края // Родина. 2000.  №10. С.34-38. Ж8810
  18. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990. – 432с. (стр.344)
  19. Кузнецов Б. За наукой в чужедальние края // Родина. 2000.  №10. С.34-38. Ж8810
  20. Кузнецов Б. За наукой в чужедальние края // Родина. 2000.  №10. С.34-38. Ж8810
  21. Строков А. А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955. (стр.261)
  22. Рябцев Ю.С. История русской культуры.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 560 с. (стр.406)
  23. Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII веков. СПб., 1999. С. 312-320.
  24. Пушкарев Л.Н. Культурные связи России и Украины во 2-й пол. XVII века // Вопр. истории. 2000. №7. С.136-143.
  25. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории", изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г. -430с. (стр.344)

Информация о работе Материальная культура