Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:32, контрольная работа
Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной - важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это - своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания. В данной контрольной работе будет рассмотрена материальная культура, ее развитие.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Материальная культура. Её элементы…………………………………………5
1.1 Понятие о материальной культуре…………………………………………………..5
1.2 Отличие материальной культуры от духовной……………………………………..7
Глава 2. Материальная культура эпохи первобытного общества……………………10
2.1 Формирование материальной культуры эпохи палеолита (древнего каменного века)………………………………………………………………………………………10
2.2 Материальная культура эпохи неолита (нового каменного века)………………..14
2.3 Материальная культура в период медно-бронзового и железного века…………19
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………………
В целом, освоение навыков
земледелия и животноводства явилось
самым крупным достижением
2.3 Материальная культура в период медно-бронзового и железного века
Темпы технического и культурного прогресса были различны в разных регионах земного шара - наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там, на этих щедро наделенных природными богатствами территориях, произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры - освоение металла. Как полагают ученые на основании новейших данных, на Ближнем Востоке первый металл - медь - стал известен уже в 7-6 тысячелетиях до нашей эры, а в Северной Африке - в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Длительное время медь использовалась для изготовления украшений и мелких орудий (рыболовных крючков, шильев), а в арсенале технических средств ведущую роль по-прежнему играл каменный инструментарий. На первых порах самородная медь обрабатывалась холодным способом - ковкой. Лишь позднее осваивается горячая обработка металлической руды в специальных плавильных горнах. В 3 тысячелетии до нашей эры становится известна технология изготовления сплавов, увеличивающих твердость меди путем добавления к ней различных минералов. Так появляется бронза - сначала сплав меди с мышьяком, затем с оловом. Бронза в отличие от мягкой меди была пригодна для изготовления широкого спектра орудий - в частности режущих и метательных.
В 3 - 2 тысячелетиях до нашей эры на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Именно с этим временем принято связывать основные хронологические рамки бронзового века. Процесс освоения металла протекал неравномерно, и успехи в этой области зависели в первую очередь от наличия природных запасов руд в том или ином регионе. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии - на Кавказе в конце 3 - 2 тысячелетиях до нашей эры, в Южной Сибири во 2-м тысячелетии до нашей эры.
Бронзовые орудия и предметы вооружения имели несомненные преимущества перед каменным инструментом - они были значительно эффективнее в работе и долговечнее. Постепенно бронза вытеснила камень из основных сфер трудовой деятельности. Особую популярность приобрели бронзовые топоры, ножи и наконечники. Кроме того, из бронзы изготовлялись декоративные предметы - пуговицы, бляхи, браслеты, серьги и т.п. Металлические изделия получали методом отливки в специальных формах.
Вслед за медью и бронзой было освоено железо. Родиной первых железных изделий было Южное Закавказье (современная Армения) - как полагают, этот металл там научились плавить уже во второй половине 2 тысячелетия до нашей эры. Железо быстро распространяется по Евразийскому континенту. 1 тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры принято называть железным веком. Основными источниками получения нового металла являлись магнетит и красный железняк - эти руды особенно богаты содержанием железа. Населению тех территорий, где не было достаточно благоприятных условий для появления собственной металлургии железа, этот металл и изделия из него становятся известны от более прогрессивных соседей. Например, на Японские острова и бронза, и железо попали практически одновременно в 1 тысячелетии до нашей эры благодаря культурным контактам с жителями материковых районов Восточной Азии.
Железо как материал для изготовления орудий постепенно вытеснило бронзу, так же, как она когда-то вытеснила медь. Необыкновенная прочность этого металла была основной предпосылкой его хозяйственного использования - для изготовления оружия, орудий обработки земли, различного инструментария, конской сбруи, деталей колесного транспорта и т.д. Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.
Процесс распространения металлов - меди, бронзы и железа - на значительной
части земного шара происходил в рамках первобытной эпохи. Племена, освоившие навыки добычи и обработки металла, в своем развитии неизбежно обгоняли те группы древнего населения, которым еще не была известна эта технология. В обществах, знакомых с металлом, активизировались производящие отрасли хозяйства, различные промыслы и производства. Например, использование теплотехнических средств для плавки металлической руды повлияло на прогресс в сфере гончарства, а именно - в технике обжига керамической посуды. Железные инструменты, в какой бы отрасли они не применялись, позволяли осуществлять более сложные технологические операции, получать изделия высокого качества.
Заключение
Таким образом, в результате развития материальной культуры человеческого общества и его хозяйственной деятельности формировалась и изменялась организация всего первобытного общества. Материальная культура, совершенствование орудий труда древнего человека оказывали непосредственное влияние и на его мышление, а оно на его физический облик, прежде всего на лобные доли головного мозга. Внутри черепной коробки стала разрастаться серая поверхность головного мозга, которая как раз служит основным хранилищем информации и средством мышления. При этом ускоренными темпами развивались лобные доли - хранилища и производители социально значимой информации. Именно в лобных долях осуществляется регулировка поведения, производится анализ общения с подобными себе. Развитие мозга обогащало мышление, что вело к совершенствованию орудий труда.
С каждым новым периодом темп жизни человечества все ускорялся. Благодаря новым, более совершенным орудиям труда постепенно отпадает необходимость трудиться большими коллективами. Отдельная семья могла выполнить работу, на которую раньше требовалось усилие всего рода. Увеличивается имущественное неравенство и общественное различие внутри племен. Так в конце каменного века погибающий родовой строй взрастил строй цивилизации. [10;23]
Материальная культура
- результат, средство и условие деятельности
людей. Ее содержание не исчерпывается
тем, что она удовлетворяет
Список литературы
1. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 2010. – 320с.
2. Гуревич П.С. Человек и культура: Основы культуроведения. М.: Дрофа, 2012.- 240с.
3. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 2010.- 101с.
4. Ермичев А.А. Долгий путь к идеалу. // Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 2009.-409с.
5. История, археология, этнография Карелии: Нац. б-ка Респ. Карелия; Сост.: О. П. Кошкина и др.; Ред.- библиогр. Е.И. Такала. - Петрозаводск, 2013.-397с.-223с.
6. "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 2011.-100с.
7. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Н.А. Бердяева. М.: Наука, 2011.-305с.
8. Культурология XX век. Словарь. СП6.: Университетская книга, 2009.-307с.
9. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. - М.: Наука, 2010.-340с.
10. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. – М.: Дрофа, 2012.-560с.
11. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2011.-230с.
12. Малюга Ю.Я. Культурология (уч. пособие). М.: Типографис ПОЛИМАГ, 2013.-221с.
13. Межуев Б.Н. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 2009.-430с.
14. Турчин B.C. Дали // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музрукова. М., 2010.-650с.
15. Фетисова Т.А. Культура города // Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М.: ИНИОН, 2011.-375с.