Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:45, реферат
Общение выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями из совместного существования. В процессе общения происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т.д. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей. "Нет сферы человеческой деятельности, которая не могла бы быть рассмотрена сквозь призму общения, не говоря уже о том, что само общение, опосредованное знаками, все более кристаллизуется в самостоятельную деятельность с определенной психологической структурой…" [1; 268].
1. Введение
в теорию межкультурной
1.1 Общение и коммуникация. Основные формы коммуникации
Общение выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями из совместного существования. В процессе общения происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т.д. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей. "Нет сферы человеческой деятельности, которая не могла бы быть рассмотрена сквозь призму общения, не говоря уже о том, что само общение, опосредованное знаками, все более кристаллизуется в самостоятельную деятельность с определенной психологической структурой…" [1; 268].
Процесс общения в силу своей практической значимости привлекает внимание специалистов самых разных областей гуманитарного знания: философии, психологии, социологии, культурологи, этнологии, лингвистики.
Наряду с понятие "общение" в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин "коммуникация", который прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Понятия "общение" и "коммуникация" - частично совпадают. Они соотнесены с процессами обмена и передачи информации, хотя эти понятия различны по форме и содержанию. Термин "коммуникация" образован от латинского слова "communicatio", имеющего значение "делать общим, связывать, общаться".
Исходя из различных точек зрения и подходов, коммуникация - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств и имеющей своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами.
Общение людей безгранично и разнообразно. Разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В современной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, деловая, социальная, межэтническая, внутригрупповая, массовая и межкультурная. В современной коммуникативистике выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается [2].
1.2 Понятие "Межкультурная коммуникация"
"Межкультурная коммуникация" представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т.д. в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их менталитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов знания - языка и культуры - обеспечивает эффективное и плодотворное общение" [3; 95].
Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает человек. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В связи с этим каждый участник межкультурной коммуникации располагает своей собственной системой правил, обусловленных его социокультурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном общении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социокультурного и этнического характера.
В настоящее время изучением межкультурной коммуникации занимается целая группа гуманитарных наук: культурология, коммуникативистика, социология культуры, лингвокультурология, этнопсихология и др.
Чтобы поддерживать разнообразные и многоуровневые контакты и формы общения, необходимо не только знание соответствующего языка, но и знание норм и правил иноязычной культуры. Каждый участник международных контактов быстро осознает, что одного владения иностранным языком недостаточно для полноценного межкультурного взаимопонимания, что требуется знание самого процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания партнеров и избежать его. Человеческое взаимопонимание становится одной из важнейших сторон развития современного общества. Для современного человека характерна нарастающая потребность в полноценном общении, стремление "быть наилучшим образом понятым и оцененным окружающими". Основным средством достижения взаимопонимания людей является их общение, в процессе которого люди проявляют себя, раскрывают все свои качества.
В общении человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания, способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность, как носитель культуры.
межкультурная коммуникация контекст общение
Хотя человек познает мир через себя, проецируя собственный опыт мировосприятия на другого человека, нужно помнить, что "другой" это, прежде всего, означает "отличающийся от меня". Непохожесть людей друг на друга создает благоприятные условия для обретения человеком новых навыков и способностей, совершенствования уже имеющихся, но, с другой стороны, чем больше различий в характерах, воспитании, образовании и уровне культуры у взаимодействующих партнеров, тем больше возможностей для возникновения между ними противоречий и конфликтов. Поэтому люди должны владеть разнообразным арсеналом форм и средств культурного общения, основами психологических знаний о поведении партнеров по общению.
Решение отмеченных вопросов является предметом нового научного направления, получившего название "межкультурная коммуникация".
Межкультурное
общение в современном мире.После
Второй мировой войны активно расширялась
сфера влияния американской политики,
экономики и культуры. Правительственные
чиновники и бизнесмены, работавшие за
границей, часто обнаруживали свою беспомощность
и неспособность разобраться в ситуациях
непонимания, возникавших при работе с
представителями других культур. Нередко
это приводило к конфликтам, взаимной
неприязни, обидам. Даже совершенное знание
соответствующих языков не могло подготовить
их к сложным проблемам работы за границей.
Постепенно возникло осознание необходимости
изучения не только языков, но и культур
других народов, их обычаев, традиций,
норм поведения.
На рубеже второго и третьего тысячелетий
становится все более очевидным, что человечество
развивается по пути расширения взаимосвязи
и взаимозависимости различных стран,
народов и их культур. Этот процесс охватил
различные сферы общественной жизни всех
стран мира. Сегодня невозможно найти
этнические общности, которые не испытали
бы на себе воздействие как со стороны
культур других народов, так и более широкой
общественной среды, существующей в отдельных
регионах и в мире в целом. Это выразилось
в бурном росте культурных обменов и прямых
контактов между государственными институтами,
социальными группами, общественными
движениями и отдельными индивидами разных
стран и культур.
Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозньгх конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений. Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они — в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.
8.4.Национальные особенности делового общения. Международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные и др. Можно выделить ряд факторов, определяющих общность подходов к этическим вопросам для Западной и Восточной Европы. Это
- единая христианская культура,
-этническая близость
-и длительная история
Известны определенные черты характера
и поведения, влияющие на этику делового
общения, общие для целых групп народов.
Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно
разделил народы Европы на четыре подтипа
- нордийцы,
-динарцы,
-средиземноморцы
-и остийцы.
К нордийцам он относит народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции. По темпераменту они холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, обладают силой воли. Характерные черты - уверенность в себе, критический ум, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку, понимание возвышенного, аристократические наклонности, постоянство в привязанностях, любовь к свободе. Нордийцы обладают высоким чувством долга и ответственности перед собой и другими, имеют творческий дух, отличаются волей к власти и умением руководить другими.
К динарцам немецкий психолог относит народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии. Это люди, склонные к веселости и открытому проявлению своих настроений. Их отличают чувство гордости, отвага, честь, воинственность, приверженность собственному образу жизни, обычаям и любовь к народному искусству. Динарцы обидчивые и одновременно добродушные люди, склонны к грубым шуткам. Им не хватает дисциплины и четкости мысли, присущей нордийцам.
К средиземноморскому подтипу принадлежат
жители Пиренейского полуострова (испанцы,
португальцы), Корсики, Сардинии, Италии,
юга Франции, юга Балканского полуострова,
а также севера Африки и испаноязычные
народы Латинской Америки. Это люди по
темпераменту неспокойные, энергичные,
переменчивые в настроении, любящие жизнь,
склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые,
быстро схватывающие идеи и талантливые.
Суждения у средиземноморцев чувственные
или интуитивные, они часто попадают в
курьезные ситуации из-за своей неугомонности.
Многие из них посвящают себя искусству
или поэзии. В общественно-политической
жизни эти люди пророки, обновители морали,
организаторы духовной жизни нации.
Подтип остийца распространяется на народы
Восточной Европы. По мнению Х.Гюнтера,
с которым трудно согласиться, но привести,
однако, нужно, так как оно отражает довольно
распространенный на Западе стереотип,
остийцев характеризует отсутствие четко
выраженных привязанностей, твердо сформировавшихся
чувств, неумение владеть собой, склонность
поддаваться соблазнам, любовь к однообразию
и твердо установленному заработку. Нередко
имеет место отсутствие острой мысли,
ненадежность в делах и предприятиях,
любовь к чиновничьим должностям, бюрократизм.
В жизни они реалисты, по взглядам - демократы,
но, как правило, вступают в партию большинства.
В искусстве любят расплывчатые формы,
теплоту и мягкость линий. Труд остийцев
имеет невысокое качество.
Система моральных установок и иерархия
ценностей народов Востока. Меткое замечание известного киногероя
о том, что "Восток - дело тонкое",
имеет под собой серьезные основания.
Специфические, "тонкие" черты народов
Востока наиболее отчетливо проявляются
в сфере общения. Как представляется, иначе
быть и не может, так как слишком велики
отличия в нравственной, религиозной и
культурной ориентации народов Востока
от понятных и близких нам европейских
норм. Знакомство с культурой другого
народа для многих людей, как правило,
начинается, а часто и заканчивается, общением
в деловой или неформальной обстановке
с его представителями. При этом важное
значение, а на Востоке особенно, приобретает
знание и учет принятых правил и норм поведения,
этики и этикета того или иного народа.
Сошлемся на мнение востоковеда. "Система моральных установок, определяющих характер общения, включает универсальные, общечеловеческие ценности (почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятие чести, достоинства, такие черты характера, как скромность, терпимость, благожелательность и др.). В принципе такой набор характерен для любого народа. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свою специфику. Принцип гостеприимства входит в моральные кодексы любого народа, но далеко не у всех он стоит впереди. Почитание старших и родителей занимает одно из первых мест в системе моральных ценностей большинства народов Азии, и весьма слабо выражено у европейцев... Кроме того, этические системы ряда народов Востока содержат специфические нормы. В основе этики и эстетики индонезийцев лежит противопоставление "грубый-мягкий".Эталоном служит мягкость, которая должна проявляться во всем: в походке, в жестикуляции, в мимике, в танцах, в манере говорить." Складывавшиеся веками специфические нормы этики и этикета у многих народов Востока закреплены в сводах правил, которые неукоснительно соблюдаются в общении с соотечественниками, а часто оказывают и значительное влияние на характер отношений с иностранцами. Так, кодекс чести афганцев "Пуштунвалай" предусматривает оказание гостеприимства и покровительства путникам любой национальности. Соблюдаются подробно разработанные этикетные правила, регулирующие проживание, угощение, развлечение и проводы гостей. Однако афганец никогда не примирится с присутствием на своей территории "непрошеных гостей" или оккупацией, о чем свидетельствует история, в том числе и недавняя.
Этическая система японцев включает
концепцию "амаэ", оправдывающую
принцип подчинения, зависимости от родителей.
Она, однако, распространяется только
на ограниченный круг лиц, включающий
родственников. В отношениях с знакомыми
главными принципами для японца будут
сдержанность и предусмотрительность.
К чужим же японец относится вполне безразлично
до тех пор, пока они не вторгаются в его
мир. Таким образом, японец использует
ту или иную модель поведения в зависимости
от того, с кем имеет дело. "В каждом
обществе формируется и усиленно пропагандируется
образ идеального в нравственном отношении
человека. Каким должен быть идеальный
человек в Бирме, Иране или Индии? Естественно,
ответы на эти вопросы будут различными,
и зависят они от веками складывавшихся
этических ценностей. Если в Европе и еще
больше в Америке ценятся такие качества,
как инициативность, предприимчивость,
нестандартность, то для японцев они скорее
будут отрицательными. Идеальный японец
- это тот человек, который прежде всего
соблюдает установленные порядки, живет
в мире с соседями и никак не проявляет
своей индивидуальности. У одних народов
больше всего ценится доброта (малайцы),
а у других стойкость и терпимость ко всяческим
невзгодам (кочевники-бедуины)."
Разнообразие этнических типов, религий,
этических систем и нравственных установок
народов Востока, не позволяют выработать
универсальные нормы делового и неформального
общения с ними, т.к. учета требуют перечисленные
особенности каждого из них. Общими принципами,
однако, могут быть такие:
Информация о работе Межкультурное общение в современном мире