Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 16:03, доклад
Анализируется понятие «менталитет», его структура, основные элементы. Автор обращается к работам русских философов по данной проблеме. Рассматриваются основные отличительные черты русского менталитета. Большое внимание уделяется противоречивости русского характера, и его отличию, непринадлежности к западной или восточной цивилизации
Краткий конспект творческой работы:
Анализируется понятие «менталитет», его структура, основные элементы. Автор обращается к работам русских философов по данной проблеме. Рассматриваются основные отличительные черты русского менталитета. Большое внимание уделяется противоречивости русского характера, и его отличию, непринадлежности к западной или восточной цивилизации.
Основные термины:
Ментальность, менталитет – черты поведения и мировоззрения, бессознательно наследуемые представителями национальности и объединяющие людей в нацию.
Соборность – всеединство народа, церкви и государства, совпадение религиозного и нравственного начала в человеке, коллективизм в противопоставлении индивидуализму.
Религиозность – следование религии во всех проявлениях жизни, вероисповедание как мировоззрение, как образ жизни.
Евразийство – философско-теоретическое течение, возникшее в 19 веке, базирующееся на признании России особенной цивилизационной формацией, отличной как от Востока, так и от Запада, и потому требующая развития по особому, третьему пути.
1. Менталитет русского народа
Менталитет русского народа – вопрос, никогда не оставлявший в покое философов России и всего мира. Ментальность русского человека – настолько обширный, многообразный, противоречивый и глубокий вопрос, что не существует какого-либо единого мнения на эту тему. Задолго до появления термина «менталитет» в зарубежной философии отечественные мыслители сосредоточили свои усилия на анализе «русской души» [4], «души общественного целого», понимая ее как единый комплекс специфических нравственно-психологических черт. Понятие «русская душа» является очень важным и многогранным элементом отечественной культуры. Это и специфика российской духовности («тайна русской души»); и внутренний мир человека («вложить всю душу»); и сам человек как главная персона («душа общества»); и свойства ее характера («добрая душа»); и просто человек («в доме ни души»); и его бессмертное начало («подумать о душе»); и мера открытости индивида («со всей душой»); и социально-духовная смерть человека («мертвые души») и т.д. В решении проблемы самобытности русского народа, отечественные философы использовали понятия «русская душа», «душа общественного целого», «характер русского народа» и др. Эти понятия позволяли отечественным философам исследовать то, что сегодня определяют как менталитет.
Этимология понятие «ментальность», «менталитет» восходит к латыни: mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. И. В. Кондаков определяет менталитет как совокупность глубинных, неосознаваемых смысловых и поведенческих структур, которые мало изменяются в течение длительного времени [1. C.32]. Менталитет – нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно фиксируемый источник мышления и эмоций. Это понятие объединяет в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенностей национальной культуры. Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов базовые общечеловеческие ценности в культуре разных народов имеют разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, придавая ей национальное своеобразие.
У истоков осмысления особенностей русской души стоят такие мыслители, как Владимир Мономах, Нил Сорский, Г.Сковорода. Большой вклад в разработку проблемы своеобразия русского народа внесли Л. Гумилев, Л. Толстой, В. Соловьев, Ф. Достоевский. Особый интерес представляют труды мыслителей конца XIX – XX веков, которые обратились к анализу противоречивых сторон русского характера, что и составляет специфическую черту его ментальности. Это своеобразие ментальности народа неразрывно связано с географическими, климатическими и историческими факторами, геополитическим положением. Русский национальный «евразийский» характер сформировался под влиянием следующих причин:
1. Принятие православного
2. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий отпечаток не только на истории русского народа, но и на самом характере русской души.
3. Расположение России между цивилизациями Запада и Востока, что стало глубинной основой ее двойственности. Будучи своеобразным мостом между Европой и Азией, Россия вобрала в себя черты и западной и восточной цивилизации.
Эти особенности и послужили причиной того, что культура России является настолько оригинальной и самобытной, что является чуждой для восприятия как Востока, так и Запада, что и породило рассуждения о «загадочной русской душе». На Западе Россию считают восточной страной, на Востоке же Россия – представитель западной цивилизации. Действительно, в России сформировался особый культурный архетип, стремление к общинности, коллективности, соборности, в отличие от западного индивидуализма или фанатичной толпы Востока. Россия – нечто среднее между глубокой восточной мудростью и стремлением к поверхностным достижениям Запада. И эта особенность проявляется во всем.
Например, понимание счастья в ментальности русских. Мы можем наблюдать у многих русских писателей, в первую очередь, у Ф. М. Достоевского, что счастье определяется через страдание. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского мыслителя В.Соловьева. По его мнению, сострадая, человек “...соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими” [3].
Эта особенность русского менталитета, скорее всего, находит свои корни в православии, где страдание является одним из основных элементов. Да и в целом, все сферы общественной жизни всегда оценивались с позиции религии, нравственности, морали. Важнейшими характеристиками русской ментальности всегда было преобладание морального сознания над правовым и политическим. Поэтому все действия всегда оцениваются с точки зрения моральности, разумности. Слово “разум” обязательно включает морально-этическую оценку. Главное качество умного, разумного, интеллигентного человека – это скромность, порядочность, доброжелательность, доброта, честность и желание помогать другим. На втором месте – эрудиция, ум, образование. Духовность, деликатность, ответственность, высокие моральные качества характеризуют интеллигентного человека, который не обязательно должен быть интеллектуалом, иметь диплом о высшем образовании и заниматься умственным трудом.
Многие философы отмечают, что ментальность русского народа весьма противоречива. Например, русский человек может быть весьма трудоспособным и ленивым в одно и то же время. Мы привыкли усиленно работать, чтобы достигнуть цели в короткие сроки, а затем долго отдыхать – это обусловлено особенностью сельской жизни, когда необходимо много работать летом и осенью, делая заготовки на зиму, а зимой можно и «поваляться на печи». Это проявлялось и в советские времена, когда за пятилетки умудрялись выполнить и даже перевыполнить завышенные руководством планы. Так, Д.С.Лихачев отмечает, что характер русского человека «... далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости» [2].
Заключение
Итак, менталитет русского народа отличает самобытность, непринадлежность ни к европейской, ни к восточной цивилизации, высокий уровень моральности, обусловленный глубокой религиозностью. Религиозность русского человека проявлялась даже во времена насаждения атеизма в СССР, когда на место религии люди поставили идеологию. Поэтому религиозность русского человека можно охарактеризовать не просто как исповедание определенной религии, а необходимость веры в высшие силы, необходимость наличия духовной составляющей жизни.
В то же время русский человек обладает такими качествами, как леность, невежество, склонность к пьянству и насилию. В этом совмещении несовместимого и заключается особенность русской культуры, русской соборности. И действительно, русская душа – всегда что-то непонятное для другого человека. Русская культура очень глубока и разнообразна, но в то же время прекрасна и неповторима.
Библиографический список