Место и роль России в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

Целями данной работы являются:
- выявить место России в мировой культуре;
- раскрыть характерные черты русской культуры;
- сопоставить религиозный и светский период культурного развития;
- определить взаимовлияние русской и мировой культуры в условиях глобализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Место и роль России в мировой культуре………………………….....................4-7
Характерные черты русской культуры………………………….……..……4
Два периода: религиозная и светская культура………………….….……5-6
Культура России в условиях глобализации…………………………..……..6
Заключение………………………………………………………………………..….7
Список источников литературы, Интернет-ресурсов……………………..………9

Вложенные файлы: 1 файл

культурология - работа.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБО УВПО

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)

Университет машиностроения

 

Кафедра «История и политология»

Дисциплина: «Культурология»

 

Студент Ярыгин С.Ю.

             Индекс группы - 482

 

ТЕМА РЕФЕРАТА

«Место и роль России в мировой культуре»

 

Научный руководитель: Рыбина М.В.,

к.и.н., доцент

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Место и роль России в мировой  культуре………………………….....................4-7

  1. Характерные черты русской культуры………………………….……..……4
  2. Два периода: религиозная и светская культура………………….….……5-6
  3. Культура России в условиях глобализации…………………………..……..6

Заключение………………………………………………………………………..….7

Список источников  литературы, Интернет-ресурсов……………………..………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Несмотря на продолжительные споры  о прошлом, настоящем и будущем  русской культуры, все ее исследователи  сходятся в том, что русская культура – органическая часть мировой культуры. Ее пограничное положение между Западом и Востоком определило ее евразийский характер, наличие в ней различных культурно-этнических компонентов.

Русская культура при своем возникновении и развитии испытала воздействие культур других народов, многое заимствовала у них и, в свою очередь, делилась с ними своими достижениями. Вместе с тем, русская культура, как и всякая другая национальная культура, отличается этническим своеобразием. К установкам русской культуры, по мнению многих авторов, относятся: коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм, фетишизация государственной власти, патриотизм.

В истории русской культуры выделяются два больших периода: религиозная культура русского средневековья и светская культура нового и новейшего времени. Характерной чертой развития современного мира является противоборство двух тенденций: универсализации, глобализации, формирование единой мировой культурной общности, которой противостоит тенденция к культурному обособлению.

Процессы глобализации отражаются на русской культуре как части  мировой. В ней происходит ломка  традиционных стереотипов, формируется  демократическая модель культуры с  издержками рыночного механизма, коммерциализации. Выход из кризиса мировой культуры ученые связывают с концепцией гуманизма и антропоцентризма.

Целями данной работы являются:

- выявить место России в мировой культуре;

- раскрыть характерные черты  русской культуры;

- сопоставить религиозный и  светский период культурного развития;

- определить взаимовлияние русской  и мировой культуры в условиях глобализации.

Для характеристики основных черт и духовных ориентиров русской культуры были проанализированы учебные пособия по культурологии Т.Г. Грушевицкой, А.П. Садохина, Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.

Главное внимание в данных публикациях  уделено особенностям развития русской культуры в период религиозного средневековья и светской культуры XVIII-XX веков.

Культура в эпоху глобализации и современная социокультурная ситуация в России обоснованы в учебнике А.В.Костиной.

Кроме того, были использованы материалы энциклопедий, справочников и статьи из Интернета.

 

 

 

 

Место и роль России в мировой культуре

 

1. Характерные черты русской культуры

 
          Зарождение русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешенной проблемой. Реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов. Индоевропейцы – это земледельческие племена с яркой и интересной культурой, сформировавшиеся к VI тыс. до н. э. в районе среднего и нижнего Дуная и  Балканский полуострова.  Постепенно расселяясь по территории Европы, индоевропейцы вступали во взаимодействие с коренным населением, частично ассимилировали его, в результате возникали новые культуры, одной из которых стала восточнославянская.

В становлении русского этноса принимали непосредственное участие соседствующие с восточными славянами на севере племена балтов, германцев, кельтов, финно-угров  на юге, иранцев и скифо-сарматов и др. Таким образом, к моменту складывания древнерусская народность, т. е. те древнерусские летописные племена, о которых писал в «Повести временных лет» Нестор, представляла собой результат взаимного смешивания нескольких этнических компонентов: индоевропейского, тюркского, балтского, финно-угорского, скифо-сарматского и в некоторой степени германского.

В процессе этногенеза славяне  познавали окружающий их мир, составляли представление о нем, которое ярко и образно переводили в систему религиозных верований, в цикл аграрно-магических обрядов, а также обрядов, связанных с культом предков. Таким образом, сложилась славянская языческая картина мира.

Языческие верования, требовавшие  наглядного символического воплощения религиозных представлений,  способствовали развитию древнерусского искусства. 

Таким образом, в результате синтеза  и частичной ассимиляции различных  культур, складывания первоначальных основ государственности и религиозных  представлений на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество – Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства.

Население, которое объединяла Киевская Русь, было оседлым, т. е. земледельческим, хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, поэтому экономической тяги племена и племенные союзы славян друг к другу в тот период не испытывали.

Существенную роль сыграл фактор общности языка, который внутренне цементировал земли Киевской Руси. Представители всех восточнославянских племен понимали друг друга, а значит бессознательно чувствовали родство.

 

 

 

 

2.  Два периода: религиозная  и светская культура

 

С Х в. доминантной формой интеграции средневековой культуры Руси стало  христианство, которое пришло из Византии. Христианство сформулировало новую и единую для всего государства христианскую картину мира.

На Руси был введен с XI в. единый архитектурный стиль храма: крестово-купольный. В пору расцвета Киевской Руси были построены великолепные соборные храмы, прославляющие ее величие. Бог, по христианскому учению, предстает абсолютной красотой.

В динамике исторического процесса на разных его уровнях наблюдается  циклическая смена доминирования религиозной и светской культуры.

 

 "Светская" культура в России, как и в Западной Европе, есть явление распада предшествовавшей ей церковной культуры.

В России этот процесс  отхода от целостной церковности  и создания нового стиля "мирской" жизни начался приблизительно уже  в конце XV-го века, -  он осложнился тем, что новый стиль жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность, а позже и очарование которой действовали чрезвычайно сильно на русских людей. 

Уже в ХVII-ом веке у нас заводится театр, а при Петре Великом, под его прямым наблюдением и по строгому приказу, насаждаются разные формы западного быта (костюмы, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и т.д. Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам, происходившим в русской душе, - и прежде всего внутренней секуляризации, которая создавала потребность и внешнего выражения своего.

Менялись не только внешние формы жизни. - вырастала потребность и в новой "идеологии", - вместо былой (церковной). Всюду вспыхивает жажда образования и именно светского, - в данный момент находимого на Западе. Быстрота, с какой русские люди овладевали важнейшими результатами западной культуры, с какой они выходят один за другим на путь самостоятельного творчества, - поразительна. Но в этой быстроте было и другое: отрываясь от церковного уклада жизни, русские люди в первое время попадали в безоговорочный плен Западу, не имея у себя никаких зачатков для выработки самостоятельного типа жизни.

Христианство, оказало сильнейшее воздействие  на русскую культуру, особенно в  области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с  жизнью церкви, с религией.

Таким образом, на формирование единства культуры России оказали влияние и религиозная и светская культура, в частности форма материального производства, единство языка и письменности, язычество и христианство, форма общественных, а позднее государственных отношений. Доминантной формой интеграции культуры явилось православие, поэтому культура России, как и культура европейских государств, рассматривается через призму христианства, т. к. оно определяет все стороны жизни в прошлый и настоящий период времени.

 

  1. Культура России в условиях глобализации

 

Глобализация это процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х г.г. ХХ века, 10 лет назад.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и  потребительской культуры между  разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Это можно расценивать как утрату национальных культурных ценностей и в связи с этим возникает необходимость борьбы за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся  и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Так же, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Сегодня на подавляющем  большинстве российских рынков мы видим одно лишь иностранное. Дед Мороз подменяется Санта-Клаусом, русский квас - кока-колой, пирожки - гамбургерами, простокваша - йогуртом и так далее. Даже на российские товары, которые с успехом производятся в РФ, производители помещают брэнды и лейблы, тяготеющие к зарубежным аналогиям.

Засилье зарубежной культуры заметно невооруженным глазом во всех сферах отечественной общественной жизни. На прилавках музыкальных  магазинов вместо классики, в которой  русскоязычные композиторы особенно сильны, огромное место занимают произведения зарубежной «попсы» или «металла», содержание которых не только малопонятно для русского слушателя, но часто и значительно хуже по качеству нормальных русских песен.

К сожалению, именно молодежь и дети, являясь основными потребителями популярной музыки, и к тому же обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, навсегда впитывают иностранную музыкальную культуру, которая может быть не только хорошей, но и плохой.

Однако, результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться.

Это внушает оптимизм в то, что наша традиционная российская культура не будет окончательно заменена на каноны мировой культуры, в частности на американскую, которая захватила многие сферы культуры большинства стран мира.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обзор источников, литературы, Интернет-сайтов позволяет сделать следующие  выводы:

- Являясь частью мировой культуры  Россия занимает срединное положение между Западом и Востоком. Н. Бердяев определял ее как огромный «Востоко-Запад». В. Соловьев отмечал, что Россия примиряет Запад и Восток, стремясь отринуть «бесчеловечного бога»  и «безбожного человека» Запада. Отсюда бинарное строение русской культуры, ее противоречивость и неустойчивость как типологическая черта.

На формирование национального  характера, культурного архетипа в  значительной мере оказали влияние географическая среда, социальная структура и система ценностей.

Географическая среда, суровость природы, необъятность просторов, непредсказуемость внешних воздействий привели к формированию интуитивизма, а не рационализма, неприязни к размеренному постоянному труду.

Социоцентричность русского общества предопределила в русском характере коллективистские представления, негативно сказалась на развитии личностного потенциала.

Информация о работе Место и роль России в мировой культуре