Место культурологии в системе гуманитарных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей. Анализ общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. Исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи и культуры как одной из технологий самоорганизации общества. Исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...3
1. Предмет, задачи и направления культурологии………..………….4
2. Понятие культуры и ее место в жизни общества………….…..…6
3. Функции культуры………………………………………………....8
4. Место культурологии в системе гуманитарного знания……..…10
Список использованной литературы………………………………….…17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уфимский государственный  нефтяной технический  университет» 
 
 
 
 

Реферат по культурологии 

на тему:

«Предмет  культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных знаний» 

  
 
 
 
 

                                            Выполнил: студент

                                            группы БПз-09-02

                                            Юлдашева Э.Р. 

                                            Проверил: ст. препод.

                                            Хайртдинов Р.Х. 
 
 
 
 
 

План 

     Введение………………………………………………………………..…...3

  1. Предмет, задачи и направления культурологии………..………….4
  2. Понятие культуры и ее место в жизни общества………….…..…6
  3. Функции культуры………………………………………………....8
  4. Место культурологии в системе гуманитарного знания……..…10

     Список  использованной литературы………………………………….…17

 

Введение 

     Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

     Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности.

     Культурология – изучает общество и человека, но взятых в их «культурном» бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

     Культурология – это прежде всего наука о культуре. Часть слова «-логия» применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы.

     Культурология – это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

 

  1. Предмет, задачи и направления  культурологии
 

     Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

     Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος – мысль, причина) – наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.

     Объектом  познания культурологии является культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предметом – изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

     В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

     Термин  «культурология» был предложен  в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

     Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют.

     Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

     Предмет культурологии – исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве.

     Предмет культурологии включает следующие аспекты:

     - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

     - исследование общества с точки зренияего способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

     - Исследования содержания и форм  феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

     - Исследования культуры как одной  из технологий самоорганизации  общества.

     - Исследования культурного контекста  различных исторических явлений, теорий социальных систем.

     Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя.

     В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения  выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

     Направления культурологии как науки:

  • Социальная – изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
  • Гуманитарная – концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
  • Фундаментальная – разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
  • Прикладная – использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
 
  1. Понятие культуры и ее место в жизни общества
 

     Термин  культура стал употребляться как  самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в  словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф  называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре.

     В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких  слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как : целостный комплекс, который включает в себя знания , верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат.

     Описательные методы постижения культуры:

     Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

     Ценностные – трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей.

     Нормативные – исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.

     Адаптивные  – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

     Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

     Функциональные  методы:

     Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

     Символические  – акцентируют внимание на использовании символов в культуре.

     Герменевтические  – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

     Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного  творчества, которые накапливаются  в социальной памяти.

     Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

     Дидактические – рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.

     Социологические – предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.  

     3.Функции  культуры

     Термином  функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

  • Адаптационная функция – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.
  • Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
  • Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
  • Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.
  • Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Информация о работе Место культурологии в системе гуманитарных знаний