Методы борьбы с коррупцией в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:44, доклад

Краткое описание

Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы босбы с коррупцией в РБ.docx

— 23.96 Кб (Скачать файл)

                    Реферат

по теме: Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Студента 1 курса

                                                                                   Группы ТМ-132

     Ляха Константина

 

 

 

 

 

 

Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Являясь глобальной проблемой  современности, коррупция сегодня  в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого  и постоянного внимания со стороны  государства, поскольку это опасное  явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических  устоев общества, недоверие населения  к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.

В республике сформировалась определенная система организации  борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

– разработку и принятие антикоррупционной нормативной  правовой базы;

– организация работы всех государственных органов по реализации действующего антикоррупционного законодательства, их взаимодействию в этой сфере;

– создание и обеспечение  деятельности специальных подразделений  по борьбе с коррупцией;

– образование на различных  уровнях комиссий, координационных  советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;

– обеспечение научного сопровождения деятельности государственных  органов по борьбе с коррупцией посредством  создания специальных информационно-аналитических  и криминалистических центров, освещения  данной проблематики в СМИ и др.

Принимаемые государством меры позволили значительно усилить  антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.

Вместе с тем, внедряясь  в различные сферы экономики  и общества, приобретая новые криминологические  характеристики, коррупция продолжает оказывать деструктивное влияние  на устойчивое социально-экономическое  развитие государства и поэтому  остается серьезной угрозой его  национальной безопасности.

В связи с этим принятие Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы обусловлено  необходимостью продолжения эффективной  реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

Функции координатора Государственной  программы возложены на республиканское  координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, которое:

– координирует деятельность государственных органов и иных организаций по выполнению мероприятий  Государственной программы;

– осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками  Государственной программы в  ходе реализации ее мероприятий;

– ежегодно до 15 марта информирует  Президента Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы  за прошедший год.

Координационное совещание  по борьбе с преступностью и коррупцией является постоянно действующим  межведомственным органом по координации  правоохранительной деятельности государственных  органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие экстремизму, незаконному  обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, распространению наркомании и борьбу с коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Председателями координационных  совещаний являются Генеральный  прокурор Республики Беларусь и нижестоящие  прокуроры территориальных и  специализированных прокуратур. В состав координационных совещаний на правах членов входят руководители государственных  органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, руководители государственных  органов и иных организаций, участвующих  в борьбе с преступностью и  коррупцией.

Специальные подразделения  по борьбе с коррупцией и организованной преступностью создаются в органах  прокуратуры, внутренних дел, государственной  безопасности по решению соответственно Генерального прокурора Республики Беларусь, Министра внутренних дел  Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Законом также конкретно  определены и иные государственные  органы и организации, участвующие  в борьбе с коррупцией. Таковыми являются:

– Комитет государственного контроля и его органы;

– Государственный таможенный комитет и таможни;

– Государственный пограничный  комитет и его органы пограничной  службы;

– Министерство по налогам  и сборам и его инспекции;

– Министерство финансов и  его территориальные органы;

– Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Все государственные органы и иные организации участвуют  в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь, посвященное противодействию  коррупции, постоянно совершенствуется. В нем находят отражение не только нормы, устанавливающие уголовную  ответственность за криминальные проявления коррупции, но и направленные на предотвращение данного явления.

 

                               О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ    

 Коррупция считается  важной общественно-политической  проблемой, снижающей темпы экономического  роста. Преступления, совершаемые  должностными лицами, и особенно  с коррупционной направленностью,  причиняют существенный вред  авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию  органов государственной власти  и управления, а также аппарата  управления иных органов и  организаций независимо от форм  собственности, подрывают доверие  граждан к властным структурам. 
     В Республике Беларусь сформирована непримиримая позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям. В последние годы на государственном уровне приняты активные меры по борьбе с этим негативным явлением. Это, прежде всего, Закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу в январе 2007 г. В 2007-2010 годах реализовывалась Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007 - 2010 годы. В сентябре 2010 г. утверждена Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы. 
     Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 №644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией» в столице образовано и действует координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, председателем которого является прокурор города Минска. В состав совещания входят руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Минского городского суда. Такие же совещания образованы и действуют во всех районах города. 
     Противодействие коррупционным проявлениям - это обязанность всех государственных институтов и организаций. В этой связи законодательством предусмотрен ряд антикоррупционных мер: 
     Планирование антикоррупционной деятельности. Государственным органам и иным организациями необходимо разрабатывать ежегодные планы мероприятий, направленные на предотвращение коррупционных    проявлений, с учетом специфики организаций; 
     Обеспечение финансового контроля. Нормативными правовыми актами Республики Беларусь для некоторых категорий лиц установлена обязанность представлять по месту работы декларации о доходах и имуществе. 
     Контроль в сфере декларирования доходов и имущества. Государственные органы (организации), в которые представляются декларации о доходах и имуществе, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе. 
     Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица. Данные лица в целях недопущения коррупционных проявлений, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией», а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства. 
     Борьба с коррупцией, как важнейшая государственная задача, требует особого и постоянного внимания со стороны государства. К ней должны быть привлечены все основные сегменты гражданского общества. Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.       

 В целях комплексного  подхода к вопросам противодействии  коррупции в столице, снижения  уровня и изменения структуры  преступности, координации деятельности  государственных и общественных  структур Председателем Мингорисполкома по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь утверждена Региональная программа по борьбе с преступностью и коррупцией в г. Минске на 2011 год. Одним из соисполнителей данной программы является главное управление юстиции Минского горисполкома. 
        Современная преступность оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, негативно отражается на уровне жизни населения. В связи с чем, важное значение имеет принятие решительных мер по противодействию данной преступности, совершенствованию правовой базы борьбы с преступностью, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и ведомств.

Борьба с коррупцией в Беларуси совершенствуется   

Пересмотреть перечень преступлений, относящихся к коррупционным, потребовал Президент страны Александр Лукашенко  на прошедшем в августе совещании  по вопросу совершенствования деятельности органов прокуратуры. “Борьба с  коррупцией — это борьба не со стрелочниками, а с теми, кто является двигателем этого зла”, — подчеркивал глава  государства. Взяв этот тезис на вооружение, правоохранители добились немалых  успехов по ряду “громких” дел  в Беларуси.

В частности, Следственный комитет  окончил расследование уголовного дела в отношении Евгения Полудня, квалифицировав действия обвиняемого  по ч. 3 ст. 424 (“Злоупотребление властью  или служебными полномочиями”), ч. 2, 3 ст. 426 (“Превышение власти или служебных  полномочий”), ч. 3 ст. 430 (“Получение взятки”) Уголовного кодекса Беларуси. Напомним, Евгений Полудень 27 декабря 2011 года был освобожден от должности заместителя министра внутренних дел — начальника милиции общественной безопасности и уволен из органов внутренних дел в запас Вооруженных сил в связи с совершением проступков, дискредитирующих звание сотрудника органов внутренних дел. Его уголовное дело передано в Генпрокуратуру для направления в суд.

Как отмечают в Следственном комитете, при расследовании дела было установлено, что Евгений Полудень систематически на протяжении длительного периода времени получал от должностных лиц органов внутренних дел материальные ценности и денежные средства. У следствия также есть данные о том, что замминистра из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно злоупотреблял своими служебными полномочиями. Это повлекло причинение ущерба госсобственности в крупном размере и существенный вред государственным интересам в виде дискредитации органов власти.


Информация о работе Методы борьбы с коррупцией в РБ