Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:37, реферат
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса.
Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Основные школы культурологии
Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Расово-антропологическая школа
Основная статья: Расово-
Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.
Социологическая школа
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.
Символическая школа
Самая молодая и одна из
самых влиятельных современных
школ. Все процессы, происходящие в
культуре, рассматриваются
Культурология в России
Становление культурологической
науки в России связано с деятельностью
советского-армянского ученого Э.С.
Маркаряна (1929-2011) и его первыми
научными исследованиями по культурологии
в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление
в советской науке [3]. На рубеже 1980-1990-х гг.
культурология в России получила официальное
признание и была легализована как направление
науки и направление высшего образования.
За последние десятилетия в России сложились
школы:
- философии культуры (А. И. Арнольдов, Г.
В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин, М. Б. Туровский
и др.).
- теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
- истории культуры (С. Н. Иконникова, И.
В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
- социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, А. И. Шендрик и др.),
- культурной антропологии (А.А. Белик,
Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
- прикладной культурологии (О.Н. Астафьева,
И. М. Быховская и др.),
- культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и
др.),
- семиотики культуры (Ю.М. Лотман, В. Н. Топоров, Вяч. В. Иванов, Е. М. Мелетинский и др.),
- культурологического образования (Г.
И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова,
Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский Росси