Меценатство как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Для современного человека это может показаться, по меньшей мере,
странным. Но людям той эпохи это казалось абсолютно нормальным. Чтобы
понять, какие же причины двигали русскими меценатами, что было для них
главным в жизни, и была затеяна эта работа. А термин «меценатство»
употребляется здесь как синоним благотворительности, а не просто
покровительства искусствам, как можно было бы представить, если исходить
исключительно из рассмотрения этимологии слова, восходящей к древнему
Меценату, имя которого и стало нарицательным.

Содержание

Введение.
1. Меценатство как явление
2. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв.
3. Золотой век меценатства
4. Роль меценатства в развитии отечественной культуры
5. Заключение
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 33.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль меценатства в развитии отечественной культуры

      Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с XVIII в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной,музейно-собирательной и памятнико-охранительной деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии XIX – начала XX веков дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музее.

Расцвет меценатства наступил во второй половине XIX века, благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений.

Нередко меценатство становилось  обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый  город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич – великолепное здание Художественного театра.

Меценатство покровительствует культуре и общественному развитию, уровень  которых, как известно, влияет на экономическое  и социальное развитие государства, на благосостояние наций.

Меценат в отличие от других благотворителей  не может действовать только на свой страх и риск. Необходим коллектив  единомышленников, деятелей с одинаковым выбором ответственности перед  обществом, перед жизнью и уровнем  ее развития. Людям, которым важна  страна, в который они живут  не чуждо общество, будущее своих  детей.

В результате рассмотрения культурно-исторических фактов постановки благотворительности и меценатства  в России, мы установили, что личность благотворителя- мецената социализировалась  под влиянием социокультурной среды. Она не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его  в собственные ценности. Личность как субъект общественных отношений  характеризует воздействие на среду  с помощью деятельности в сферах образования, издательского дела, коллекционирования, искусства.

Перестройка и радикальные  реформы по капитализации страны, развитию системы рыночных отношений  лишили российскую культуру устойчивого  государственного финансирования и  заставили работников культуры самостоятельно искать средства для ее сохранения и поддержания. С другой стороны, в стране появились значительные частные капиталы и частные лица, небезразличные к вопросам отечественного просвещения, искусства и культуры. Более того, сама культура - по крайней мере, некоторые ее области, - стали достаточно привлекательными для вложения частных капиталов и получения на них весьма весомой прибыли. 

Преемственность традиций благотворительности и меценатства  характеризует связи настоящего, будущего и прошлого в развитии культуры России. Благодаря преемственности  в развитии общественного сознания сохраняется и развивается далее  духовное наследие поколение.

В современной социокультурной  жизни России имеет место историческая связь между спонсорством и меценатством, идет непрерывный процесс преемственности. Традиция обеспечивает включение спонсорской  деятельности в исторический процесс  общественного социокультурного развития, как к новой нормативной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили  расцвет национальной культуры в  конце XIX - начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила невыполнимые проекты. Предприниматель, жертвующий большие средства на поддержку национальной культуры, дает понять, что он собирается вести свои дела основательно, это некий знак солидности предприятия. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как "непроизводительные" сферы деятельности людей, не могут  существовать без поддержки, и чем  больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут открыть и  сохранить. Искусство всегда является продажным, в смысле продажи и  работы на заказ. Но чаще всего меценат  или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше  проявить себя через более высокую  оплату. Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для честного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведения своих дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то искупить свои грехи, в более позднее время - желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путем смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны - поддерживать их стремление совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определенный опыт взаимодействия групп, слоев населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.

 

  1. Литература.

 

  1. Аронов А.А.  «Золотой век русского меценатства». М.; 1995г.
  2. Боханов А. Н.  «Коллекционеры и меценаты в России». М.; 1989г.
  3. Бурышкин П.А. «Москва купеческая». М.; 1991г.

Информация о работе Меценатство как явление