Христианство - Основные
религиозные течения
Христианство - мировая религия, объединяющая
около 2 млрд. приверженцев. Суть христианства
составляет учение о богочеловеке Иисусе
Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на
землю и принявшем страдания и смерть
во искупление людей от первородного греха.
Христианство возникло в 1 веке н.э. в ближневосточных
провинциях Римской империи. Первая, иерусалимская
христианская община состояла из учеников,
собравшихся вокруг Иисуса. К 4 веку христианство
стало государственной религией Римской
империи.
- Католицизм или католичество - крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд приверженцев) ветвь христианства, сформировалaсь в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054 году. Всемирная Католическая Церковь подразделяется на католицизм латинского обряда и католицизм восточных обрядов. Главой Католической Церкви является папа римский, возглавляющий государство-город Ватикан в Риме. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Ватиканом. Католическая церковь - крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину. Четверть Украины также исповедуют католицизм.
- Мормонизм - обобщенное название религиозной субкультуры, возникшей в результате распространения и развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, созданной в начале XIX века Джозефом Смитом в США. Краеугольным камнем богословия мормонов является учение о "восстановлении", согласно которому вскоре после смерти первых апостолов Христа истинная Церковь исчезла с лица земли. Только через много столетий, в 1820 году, Бог избрал Джозефа Смита, чтобы через него восстановить истинное учение и истинную организацию церкви. После смерти Смита роль "пророка, провидца и носителя откровений" по очереди наследовали еще четырнадцать президентов церкви. Основные положения вероучения мормонов записаны в тринадцати "Символах веры". Следует отметить, что этот документ не дает полного представления о верованиях мормонов, и многие характерные учения в него не включены.
- Православие - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской Империи в течение первого тысячелетия н.э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов. Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю. Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно - граница, вероучительными определениями) вселенских, а также некоторых поместных, Соборов. Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II-III веках н.э. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему по-своему трактованый Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа).
- Протестантизм (от лат. protestans - публично доказывающий) - одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.
Индуизм - религия, возникшая на индийском
субконтиненте. Историческое название
индуизма на санскрите - санатана-дхарма,
что в переводе означает "вечная религия",
"вечный путь" или "вечный закон".
Индуизм является древнейшей мировой
религией, которая уходит своими корнями
в ведическую цивилизацию. Так как индуизм
объединяет в себе различные верования
и традиции, у него нет единого основателя.
Индуизм - это третья по числу последователей
религия в мире после христианства и ислама.
Индуизм исповедуют более 1 млрд. человек,
из которых около 950 млн. проживают в Индии
и Непале. Другие страны, в которых индусы
составляют значительную часть населения,
это Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам,
Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания
и Канада.
Ислам - Основные
религиозные течения
Ислам - монотеистическая религия,
вместе с иудаизмом и христианством входит
в группу авраамических религий. Ислам
зародился среди арабских племен Западной
Аравии в начале 7 века. Основателем считается
пророк Мухаммад (ок. 570-632 гг.). Ислам признаёт
Мухаммада поcледним (но не единственным)
пророком, посланником Аллаха для всего
человечества. Помимо Мухаммада ислам
признает всех предыдущих пророков от
Адама, вплоть до Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса).
Приверженцы ислама называются мусульманами.
Чтобы стать мусульманином, необходимо
и достаточно публичного (в присутствии
двух полноправных свидетелей или трёх
неполноправных) принятия исламского
символа веры - Шахада.
- Суннизм - основное направление в исламе, возникшее в результате его раскола после смерти Мухаммеда. Суннизм оформился в X-XI вв. в Халифате как господствующее религиозное течение. Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али (сам Али его тоже отрицал) и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми. Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть "люди истины".
- Шиизм. Шииты - "те, кто держит сторону Али, зятя пророка Мухаммада". Это высказывание иранского историка XII в. Аш-Шахристани четко указывает на то, что после смерти пророка Мухаммада возникла группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) "божественным установлением" закреплено за родом Али. По мере накопления хадисов стала очевидной направленность Священного предания в сторону суннизма. В противовес этому шииты декларировали свое враждебное отношение к Сунне и начали формирование собственного Священного предания - Акбара. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы - Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммеда). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу - место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед - к гробнице имама Али ар-Ризы.
- Исмаилизм - название ряда направлений в Шиизме (низариты, ходжа и др.). Это одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине VIII в. Многие исмаилиты признают классический ислам как элементарную духовную форму - аль-захир. Более развитой духовной формой в их среде считается аль-батын - тайная эзотерическая доктрина исмаилизма, включающая аллегорическую интерпретацию Корана и естественные науки. Буквальное понимание Корана не являются для исмаилитов обязательным и он воспринимается как символический текст, однако исмаилиты следуют практически всем обрядовым и правовым требованиям шариата.
- Алавиты - название ряда шиитских сект, отколовшихся от шиитов в XII веке, но имеющих в своем учении некоторые элементы, свойственные исмаилитам, по некоторым не совсем достоверным сведениям, включающая элементы древневосточных астральных культов и христианства. Название "Алавиты" получили от имени халифа Али. Другое название - нусайриты - от имени Ибн Нусайра, считающегося основателем секты. По мнению некоторых источников, почитают халифа Али, как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают некоторые христианские праздники. Распространены в Сирии и Турции.
- Друзы - арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в XI-XII веках, когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа фатимидского сторонников взглядов исчезнувшего (по всей видимости, убитого) халифа аль-Хакима и, по сведениям противников друзов, даже признавшая его воплощением Бога. Получили своё название от основателя секты политического деятеля и проповедника Мухаммеда ибн Исмаила Наштакина ад-Дарази.
Джайнизм - религиозно-философское учение,
возникшее в Индии приблизительно в VI
веке до н.э. Основатель - Джино Махавира.
Насчитывает примерно 6 млн. приверженцев,
из которых 3,5 млн. в Индии. Основой философии
джайнизма, как дхармической религии,
является вера в череду перерождений (дхармачакра),
возможность освобождения от самсары
(мокша), строгий аскетизм, неизменная
ценность каждой жизни (в каждой форме
её проявления), и, как следствие, непричинение
им вреда - ненасилие (ахимса).
Иудаизм, иудейство - религиозное, национальное
и этическое мировоззрение еврейского
народа, самая древняя из трёх основных
монотеистических религий человечества.
В большинстве языков понятия "иудей"
и "еврей" обозначаются одним термином
и не разграничиваются, что соответствует
трактовке еврейства самим иудаизмом.
В религиоведении принято различать три
исторических периода в развитии иудаизма:
храмовый (в период существования Иерусалимского
храма), талмудический и раввинистический
(с VI века по настоящее время). Cовременный
ортодоксальный иудаизм сложился на основе
движния (секты) фарисеев, возникшей в
эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н.э.).
В современном иудаизме нет единого и
общепризнанного института или лица, имеющего
авторитет источника права, учительства
или власти. Источники права (Галахи) современного
Ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная
Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует,
в частности, те сферы жизни евреев, которые
в иных правовых системах регулируются
уголовным, гражданским, семейным, корпоративным
и обычным правом.
Синтоизм, синто - традиционная религия Японии.
Основана на анимистических верованиях
древних японцев, объектами поклонения
являются многочисленные божества и духи
умерших. Испытала в своём развитии значительное
влияние буддизма. Основа синто - в обожествлении
природных сил и явлений и поклонении
им. Считается, что всё сущее на Земле в
той или иной степени одушевлено, обожествлено,
даже те вещи, которые мы привыкли считать
неодушевлёнными - например, камень или
дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество
- (ками). Некоторые ками являются духами
местности, другие олицетворяют природные
явления, являются покровителями семей
и родов. Другие ками представляют глобальные
природные явления, такие, как Аматэрасу
Омиками, богиня Солнца. Синто включает
магию, тотемизм, веру в действенность
различных талисманов и амулетов. Главным
принципом синто является жизнь в согласии
с природой и людьми. По представлениям
синто, мир - единая естественная среда,
где ками, люди, души умерших живут рядом.
Жизнь - естественный и вечный круговорот
рождения и смерти, через которые всё в
мире постоянно обновляется. Поэтому людям
нет необходимости искать спасения в другом
мире, им следует достигать гармонии с
ками в этой жизни.
Сикхизм - религия, основанная в Пенджабе,
в северо-западной части Индийского субконтинента
гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539
гг.). К 1990 г. сикхский пантх (религиозная
община) насчитывал около 16 млн. членов,
14 млн. из которых жили в индийских штатах
Пенджаб и Харьяна. Сикхизм - самостоятельная
религия, возникшая в среде индуизма и
ислама, но не похожая на другие религии
и не признающая преемственности. Сикхи
верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего
Творца, непостижимого и недосягаемого.
Его настоящее имя никому не известно.
Лишь сам Бог знает цель творения, которая
преисполнена Любви. Это не Бог одного
народа, он никого не ведёт и не наказывает.
Он источает милосердие и любовь, и лишен
ненависти и пристрастий.
Даосизм - китайское традиционное учение,
включающее элементы религии, мистики,
гаданий, шаманизма, медитационной практики,
несущее также традиционную философию
и науку. Даосизм следует отличать от Учения
о Дао - более позднего явления, широко
известного под названием неоконфуцианство.
Зороастризм - религия, сложившаяся на основе
откровения пророка Спитамы Заратуштры
(греч. форма имени - Зороастр), полученного
им от бога Ахура-Мазды. Зороастризм является
одной из древнейших пророческих религий,
возможно первой из них. Дата и место жизни
пророка Заратуштры точно не установлены.
Различные исследователи датируют жизнь
Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия
до н.э. до 6 века до н.э. Современные зороастрийцы
ведут летосчисление по календарю "фасли"
от года принятия царём Виштаспой зороастризма
от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают,
что это событие произошло в 1738 году до
н.э. "Первая вера" - традиционный
эпитет Мазда Ясны.
Распространение религий в странах
мира
Бехаизм - космополитическое религиозно-политическое
течение; распространилось в странах Ближнего
Востока, Западной Европы, США. Основа
бехаистской веры строится на монотеизме
и верует в единого вечного трансцендентного
Бога. Бехаизм проповедует идею отрицания
национального государственного суверенитета,
соединения науки и религии и т.д. Бехаизм
получил своё название от прозвища его
основоположника Мирзы Хусейна Али Бехауллы
(буквально - блеск божий). Бехаизм первоначально
возник в Ираке в середине 19 в. как секта
в среде бабидов, бежавших из Ирана от
преследований шахского правительства
после подавления бабидских восстаний
1848-1852 гг. Положения Бехауллы, изложенные
им в посланиях (лаухах) и "Священнейшей
книге"("Китабе Акдес"), должны
были заменить Коран и "Беян" Баба.
Бехаулла устранил из бабизма его революционно-демократические
элементы, выступил против революционных
методов борьбы с иранской реакцией, защищая
частную собственность и социальное неравенство.
Главные центры Бехаизм находятся в США
(штат Иллинойс) и в ФРГ (Штутгарт).
Буддизм
- Основные религиозные течения
Буддизм - одна из трёх мировых религий наряду
с христианством и исламом. Буддизм возник
в древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и в ходе
своего развития разделился на ряд религиозно-философских
школ. Основателем Буддизма считается
индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, то есть пробужденного,
просветлённого. Особенностью буддийского
учения является его практическая направленность.
С самого начала Буддизм выступил не только
против особого значения внешних форм
религиозной жизни, в частности ритуальности,
но и против абстрактных спекуляций, характерных
для концепций брахманизма, и выдвинул
в качестве центральной проблему бытия
личности. Основное содержание буддийских
книг - практическая доктрина "спасения",
или "освобождения". Она изложена
в учении о "четырёх благородных истинах":
существует страдание, причина страдания,
состояние освобождения от страдания,
путь, ведущий к освобождению от страдания;
короче - существует страдание и освобождение
от страдания. С одной стороны, страдание
и освобождение предстают как исключительно
субъективное состояние, с другой стороны
(особенно в системах развитых школ Буддизма)
- как бытие - это страдание, Буддизм определяет
страдание, прежде всего некая "реальность",
имеющая и объективную (космическую) основу.
- Хинаяна, наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникла в начале н.э. вскоре после появления буддизма, понятие Хинаяна введено сторонниками махаяны в начале 1-го тысячелетия н.э. Хинаяна включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Хинаяна склонны отождествлять её с учением тхеравады ("школы старейших"). В ходе своего развития и распространения Хинаяна утвердилась в южных странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив название южного буддизма. Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения "освобождения"
(нирваны) приняла в Хинаяне форму провозглашения нравственного и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от каких-либо внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для Хинаяны характерны относительно строгие и одновременно негативные нравственные принципы. Идеалом Хинаяны является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В философском плане это связано с непризнанием души и бога как самостоятельных сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отдельных психофизически элементов - дхарм, определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении. Будда в Хинаяне - историческая личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божественной властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.
- Махаяна - самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной, разновидности буддизма. Высшим религиозным идеалом в Махаяне считается бодхисатва - универсальный, но воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата - идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны. Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определённого набора предельных качеств (так называемых парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе Махаяны занимает символика "трёх тел Будды": "тела Закона" ("Дхармакая") - образа вселенского духовного бытия Будды; "тела Наслаждения" ("Самбхогакая")
- идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе; "тела Призрачного" ("Нирманакая") - материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика Махаяны строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира.