Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:57, реферат
С начала эпохи «перестройки» отечественные либералы много и охотно говорят о пагубности советской экономической автаркии1 и о благотворности вхождения России, равно как и любой другой страны, в «мировой рынок» или в «мировое капиталистическое хозяйство». Широкие массы советских людей сперва поверили в эти рассуждения «передовых экономистов» и дали им карт-бланш.
Введение 3
1. П.Н. Савицкий. Биографические сведения 4
2. Мировоззрение, творчество и научное наследие 6
3. Геоэкономические и геостратегические идеи 8
3.1. Автаркия и континентальное разделение труда 11
4. Историческая концепция Евразийства 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. П.Н. Савицкий. Биографические сведения 4
2. Мировоззрение, творчество и научное наследие 6
3. Геоэкономические и геостратегические идеи 8
3.1. Автаркия и континентальное разделение труда 11
4. Историческая концепция Евразийства 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
С начала эпохи «перестройки»
Однако российские ученые-геополитики и геоэкономисты еще в начале ХХ века предсказывали, что открытие России, как и любой другой внутриконтинентальной страны, для «мирового рынка» не приведет ни к чему, кроме превращения ее в задворки «глобального капитализма». В доказательство они приводили множество фактов из экономики и географии и опирались на оригинальную русскую традицию геополитики и геоэкономики – евразийство. Одно из таких доказательств мы найдем у теоретика и лидера евразийства 20—х – 30-х годов экономиста и географа Петра Николаевича Савицкого (1895-1968) в статье «Континент-Океан. Россия и мировой рынок» (впервые опубликована в первом евразийском сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», София, 1921). Аргументы П.Н.Савицкого не утеряли актуальности до сих пор и достойны того, чтобы их вспомнить еще раз.
1. П.Н. Савицкий. Биографические сведения
Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) – крупный ученый, общественный и политический деятель российской пореволюционной эмиграции, идеолог и один из руководителей евразийского движения. Человек, бесспорно, выдающийся и по своим научным достижениям, и по личным качествам.
Петр Николаевич Савицкий принадлежал
к старинному малороссийскому дворянскому
роду. Он родился в Черниговской
губернии, и в Чернигове прошли
его детские и юношеские годы.
Этому городу, сохранившему многие
памятники древнерусской
Отец П.Н. Савицкого, Николай Петрович, был известным общественным деятелем. Он на протяжении ряда сроков оставался председателем черниговской Губернской земской управы и много работал над улучшением земских учреждений, дорог и т. д. Н.П. Савицкий с присущей ему решительностью отстаивал права земства, что иногда даже приводило к некоторым эксцессам. Но, несмотря на подчас возникавшие трения с местной властью, его деятельность по улучшению губернской инфраструктуры, которая находилась в ведении земства, была неизменно успешной. Впоследствии он являлся членом Государственного совета по выборам. Мать П.Н. Савицкого, Ульяна Андреевна, по слову С.Г. Пушкарева, была «приветливая, прекрасная русская женщина». 2
Образование, по окончании черниговской
гимназии, Савицкий продолжил в Петроградском
политехническом институте
В завершающий период Гражданской
войны он работал в аппарате иностранных
дел Крымского правительства
генерала П.Н. Врангеля, которым руководил
Струве. С последним он разошелся
затем на идеологической почве и
они стали постоянными
В 1920 г., после эвакуации войск
Врангеля и тысяч беженцев из Крыма
в Турцию, Савицкий оказался в эмиграции.
Жил сначала в Софии, откуда берет
начало Евразийство, затем в Праге.
Там он находился вплоть до 1945 г.,
занимаясь научной и
Не лишним будет отметить, что
совершая в середине 1920-х гг. нелегальную
поездку в СССР он получил от тогдашнего
местоблюстителя Патриаршего
В годы войны Савицкий
и его единомышленники-
В 1945 г. Савицкий был арестован СМЕРШем, вывезен в СССР и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую деятельность. Отбывал срок в Мордовии (небезызвестный Дубровлаг). Лишь в 1956 году он освобожден и даже амнистирован. В скором времени он получает разрешение вернуться в Прагу, где осталась его семья. Но его оставляют в покое ненадолго. Вскоре в 1961 его снова арестовывают на это раз за публикацию в эмигрантском сборнике стихов и записок о лагерной жизни в СССР, которые Савицкий написал под псевдонимом «Востоков». Только вмешательство философа Бертрана Рассела спасает пожилого человека от новых унижений. Петр Николаевич Савицкий умер в 1968 году в Праге. Умер как православный христианин, после последнего причастия и похоронен по православному обряду.
В целом, – биография довольно типичная для людей его возраста и происхождения. Но личность П.Н. Савицкого – далеко не заурядная.
2. Мировоззрение, творчество и научное наследие
Если бы мы захотели выделить основную
черту мировоззрения П.Н.
Мой рок, мой крест – универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.
И эта универсальность неизменно проявляется как в круге тем его научных работ, так и в поэтическом творчестве. Экономист и географ по образованию, он испытывал постоянно живой интерес и к истории - Руси, Византии, Великой Степи – тех элементов, из которых сложилась, по евразийцам, Россия, и знал ее профессионально. Это хорошо подметил Глеб Струве в полушутливых стихах о Савицком:
И взор провидит сквозь туман, –
За углем, марганцем и медью,-
Как император Юстиньян
Молился о своей победе.
(«Евразийцу») 4
Являясь, наряду со знаменитым филологом князем Н.С. Трубецким и правоведом Н.Н. Алексеевым одним из лидеров евразийского движения (а в 1920-е гг. еще и единоличным главой конспиративной Евразийской организации), П.Н. Савицкий оставил, помимо научных трудов, большое публицистическое наследие. Но ни научными работами (ряд книг и статей по географии России и истории ее экономики, статьи философского и литературоведческого характера), ни публицистическими (к ним относятся десятки статей в евразийских изданиях и эмигрантской периодике) не исчерпывается наследие этого, бесспорно, выдающегося человека. Обладая поэтическим даром, признанным одним из «метров» литературы зарубежья Н.А. Оцупом, он оставил большое число стихотворений.
Если многие научные и публицистические
работы Савицкого в настоящее
время, пользуясь заслуженным
Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза 5, сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но, тем не менее, «в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим».6
Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: «сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник культуры».7
Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.
Но, безусловно, важнее для нас в данном контексте научные работы Савицкого. Научное наследие Савицкого является обширным и многосторонним. Круг его интересов был очень широк. Окончив институт по специальности экономгеографа, он не ограничивался исследованиями в этих областях знания. Савицким написано множество работ по истории, значительны его философские мысли. Основные идеи Савицкого будут изложены далее в настоящей работе.
3. Геоэкономические и
Экономические идеи Савицкого можно разделить на два главных направления: во-первых – это обоснование государственно-частной системы экономики и, во-вторых, необходимости экономической автаркии России.
Развитию и становлению
Идеи Савицкого, как нетрудно заметить,
сегодня как нельзя более актуальны.
В настоящее время всеми
На западе в те годы (до Великого
экономического кризиса 1929 – 1932 гг.) господствовала
другая крайность: воинствующий экономизм,
пренебрегающий как духовной культурой,
так и интересами целых классов
общества и государства вообще. В
подлинно национальной России, утверждали
евразийцы, необходима гармония в экономике
частного и государственного начала:
должно существовать равное число предприятий
частных и государственных. При
этом отдельные сферы экономической
деятельности, например, эксплуатация
природных ресурсов, транспорт (и
другие «естественные монополии»),
лесное хозяйство и т.п. должны находиться
преимущественно в ведении
Информация о работе Мировоззрение, творчество и научное наследие П.Н. Савицкого