Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 14:54, реферат
Цель исследования: изучить особенности древнеримской культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть особенности древнеримской архитектуры;
определить вклад римского искусства в развитие скульптурного портрета;
изучить литературу по данной теме.
«Римский миф» оказался очень живуч. Вера в Рим как в сакральный центр империи, гарант ее вечности и непобедимости питала сторонников возрождения язычества во главе с императором Юлианом, в том числе и последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина.
Поскольку архитектурные сооружения становились больше, понадобилась иная техника строительства, отличная от древнегреческой. Это вызвало появление кирпично-бетонных конструкций, которые позволяли перекрывать гораздо большие пролёты. Стал применяться раствор, появился так называемый «римский бетон» – смесь мелких камней и раствора. Следствие этого – возведение монолитных стен. Водонепроницаемость придало добавление пуццолана – вулканического песка. Секрет раствора «римская мальта» не разгадан и поныне.
Главное отличие архитектуры Древнего Рима – постройка сооружений, прежде не существовавших.
Отличительной чертой Римской архитектуры являлись форумы. Изначально форум представлял собой центральную площадь, на которой собирались люди.
Это было самое массовое место. В дальнейшем форумы преобразовались в места для общественных собраний, культовых действий и многих других массовых мероприятий.
В комплексе с форумами строились триумфальные арки. Арки в Риме были очень распространённым типом мемориальных сооружений. Прохождение под каменным сводом арки являлось крайне символичным.
Особенностью Древнеримской архитектуры можно считать так же строительство дорог. Многие из них сохранились в пригодном состоянии до наших дней, что обусловлено сложной системой их прокладки. Недаром возникло выражение: «Все дороги ведут в Рим».
Кто не слышал про Римские водопроводы – акведуки. Вода, подаваясь с высоких холмов, стекала в городской резервуар. Её путь проходил через каменные каналы, которые поддерживались конструкциями в форме арок. Воистину, это потрясающее зрелище.
Так же Древний Рим знаменит своими театрами. Отличительной особенностью данных сооружений была их форма. Места располагались полукругом. Сложная система различных архитектурных уловок придавала этому сооружению своеобразную пышность. Ярким примером, дошедшим до наших дней, является Колизей.
Люди того времени не забывали
о личной гигиене. Римляне повсеместно
пользовались банями, которые они называли
термами. Термы – это сложнейший тип архитектурных
сооружений, в связи с наличием большого
количества помещений и применения строительных
приёмов. Существовали термы для различных
слоёв населения. К сожалению, от них до
наших дней дошли лишь развалины, так как
в средние века они подверглись разорению
и разрушению.
Важное место в Римской архитектуре занимает Пантеон. На латыни
Пантеон – это место, посвящённое богам.
Изначально он использовался как храм,
потом здание использовалось для погребения
знаменитых людей. При постройке храма
были решены вопросы сооружения большепролетного
купольного пространства. Уникальность
купола состоит в том, что он имеет 43,2 метра
в поперечнике основания.
Кроме того следует отметить в строительстве крытые залы – базилики. Они служили для различных собраний и заседаний верховного суда. Позже базилики являлись одним из основных типов христианских храмов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что архитектура Древнего Рима крайне разнообразна. Строительные уловки очень изощрённые, которые позволяли возводить сооружения, простоявшие тысячи лет, и дошедшие до нас в первозданном виде.
История Древнего Рима охватывает период
с VIII века до нашей эры по
V век н.э7.
Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.
Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.
В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы. Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей. По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем. Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.
Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.
Искусство Древнего Рима прошло долгий
и сложный путь развития, изменяя свой
характер и границы распространения.
Древнейшие памятники на территории Италии
относятся к периоду палеолита.
В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера
Капитолийского.
В Республиканский период (конец VI века
до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем
искусства Рима. Широко развивается архитектура,
около Рима созданы крепостная стена,
Апиев водопровод, Апиева дорога.
Центром общественной жизни стал Форум
– площадь, созданная в болотистой долине,
осушенной каналом.
В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета.
Завоевание в III веке до н.э. греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.
В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны). В строительстве широко используются купола, крестовые своды.
В изобразительном искусстве достигаются
небывалые в Древнем мире
острота портретной индивидуальности,
богатство, сложность в передаче пейзажа8.
Усиление Рима как средиземноморского
государства обусловило расцвет монументального
зодчества. Создается Форум Мира, строятся
Колизей, Арка Тита, а также огромный стадион
на Марсовом поле.
Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин
величественно возвышается амфитеатр
Флавия под названием «Колизей».
Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой Дом».
Предание гласит, что римляне были очень довольны
строительством этого монументального
сооружения, поскольку не любили дом тирана.
В 60 году при Тите Флавии состоялась пышная
церемония открытия, по случаю которого
были объявлены стодневные игры, во время
которых бились несколько тысяч гладиаторов.
Завершенный в значительной мере при
императоре Домициане и отреставрированный
в эпоху Септимия Севера, Колизей в течение
многих веков продолжал оставаться символом
величия и мощи Рима.
Как уже говорилось выше, в период Ранней Империи в искусстве развивается парадное,
тяготеющее к роскоши и пышности, направление.
Распространившись по всей Римской империи,
оно служило целям пропаганды и утверждения
существующего строя. Создаются предназначенные
для людских масс монументальные постройки
с величественными фасадами, огромными
внутренними помещениями (форумы, термы,
театры, цирки).
С началом кризиса Римской рабовладельческой
системы развитие архитектуры приостанавливается.
Скульптура приобретает новые черты. Особое
развитие приобретает портрет, в котором с психологической
глубиной и точностью раскрывается духовный
мир человека.
К V веку в искусстве Рима со всей отчетливостью
сказался распад античной культуры. Под
воздействием христианской идеологии
утрачивается представление о цельности
человеческого образа, в котором главную
роль начинает играть духовное содержание.
Реалистические принципы античного искусства вытесняются средневековой условностью, жизненные образы – каноническими изображениями святых.
Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Историческое значение искусства Рима заключается в создании реалистического портрета и в больших успехах архитектуры: римскими зодчими были созданы новые типы домов и общественных зданий, предназначенных для огромного количества народа, введены новые декоративные приемы.
К искусству Древнего Рима неоднократно обращались художники последующих времен.
Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов.
Дворцы и общественные здания украшались
настенными росписями и картинами, главным
сюжетом которых были эпизоды римской
мифологии.
Римская живопись, отталкиваясь непосредственно
от греческих образцов, использовала различные
возможности для пластического изображения.
О живописи эпохи Римской империи мы можем
судить, прежде всего, по фрескам, покрывавшим
стены домов знати. Неплохо сохранились
фрески некоторых вилл города Помпеи,
засыпанных пеплом в результате извержения
вулкана Везувий.
В отличие от Греции, искусство Рима использовалось не для выражения возвышенных чувств и идей, а для демонстрации богатства и престижа.
Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинских произведений искусства.
Общими характеристиками древнеримского искусства являются: отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности. Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.
Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - прообраз канализации.
Римский театр, в отличии от греческого
– это уже отдельное
здание, впервые в нем появляется сцена.
Римляне усовершенствовали архитектуру
жилых домов. Очень важной декоративной
частью римского дома были мозаичные полы,
от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик.
Были в Риме и ремесленные кварталы, в
которых жила городская беднота на узких,
густонаселенных улочках, в домах, имевших
до 5 этажей.
Прикладное искусство достигло в Древнем
Риме высокого развития: резные и чеканные
золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного
в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры
домов в Риме.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.
Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.
Древний Рим играет высокую роль в формировании основ культуры и цивилизации. То, что мы сегодня называем Западной Европой, в исходной своей форме создано Древним Римом и реально существует в пределах бывшей Римской державы.
Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, многообразие достижений науки, искусства, литературы, просвещения, права, политики пришили в Европу из Рима.
Трудно переоценить значение латинского языка для современной культуры, политики, образования.
А язык современного искусства? Его подчас невозможно понять
без знакомства с греческой, но в особенности
с римской культурой.
Хотелось бы выделить заслуги римлян в
развитии утилитарной и бытовой культуры:
бетон, дороги, водопровод, жилые дома
– все это изобретения римлян.
Римское искусство завершает большой
период античной художественной культуры.