Мифология Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:34, реферат

Краткое описание

Сегодня, в начале XXI в., современное искусство в общем, и архитектура в частности все больше начинают обращаться к античным традициям. Это фонтаны и дворики в античном стиле, греческие залы и величественные колонны, амфитеатры и античные парки. Но во многом данная античная традиция обязана главной религии античности — религии Древней Греции, т.е. древнегреческой мифологии. Поэтому для более глубокого понимания основ, закономерностей и особенностей древнегреческого искусства необходимо обратиться к истокам древнегреческой мифологии. Все вышеперечисленное делает проблему изучения греческой мифологии одной из самых актуальных проблем для автора, как будущего архитектора в области строительства уникальных зданий и сооружений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие миф: содержание, трактовки, признаки, виды………………..................................................................................................5
2. Мифология……………………………………………………………………...7
3.Боги Олимпа………...…………………………………………...........................8
4.Герои…....………………………………………………………………………13
5. Космогонические мифы………………………………………………………16
6. «Теогония» Гесиода………………………………………………………......16
Заключение……………………………………….................................................18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Mifologia_Drevney_Gretsii_2.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования по науке

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

Кафедра истории

 

 

Дисциплина: Культурология

 

 

 

 

Реферат

Мифология Древней Греции

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

Студентка группы 8С-1

Логинова А.П.

Проверил:

КИН, доцент

Роденков В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Понятие миф: содержание, трактовки, признаки, виды………………..................................................................................................5

2. Мифология……………………………………………………………………...7

3.Боги Олимпа………...…………………………………………...........................8

4.Герои…....………………………………………………………………………13

5. Космогонические мифы………………………………………………………16

6. «Теогония» Гесиода………………………………………………………......16

Заключение……………………………………….................................................18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня, в начале XXI в., современное искусство в общем, и архитектура в частности все больше начинают обращаться к античным традициям. Это фонтаны и дворики в античном стиле, греческие залы и величественные колонны, амфитеатры и античные парки. Но  во многом данная античная традиция обязана главной религии античности — религии Древней Греции, т.е. древнегреческой мифологии. Поэтому для более глубокого понимания основ, закономерностей и особенностей древнегреческого искусства необходимо обратиться к истокам древнегреческой мифологии. Все вышеперечисленное делает проблему изучения греческой мифологии одной из самых актуальных проблем для автора, как будущего архитектора в области строительства уникальных зданий и сооружений.

В данной работе необходимо осветить ряд основных проблем связанных с темой. Изначально речь будет идти о термине «миф» и его понимании различными учеными как философами историками, так и социологами и религиоведами. Далее будет раскрыт термин мифологии в целом как системы связанных между собой мифических сказаний. На этом общетеоретические вопросы мифологии будут закрыты. В основной части работы речь пойдет об основных особенностях древнегреческой мифологии, и ее основных богах и героях, таких как Зевс, Посейдон, Аид, Арес, Дионис, Афина, Афродита, Гера, Гермес, Гефест и других, их деятельности, подвигов, поступков. Также будет  раскрыт вопрос о происхождении мира, с точки зрения древних греков, и его устройстве. В заключении будет говориться о колоссальном значении греческой мифологии для развития будущих религий различных стран и их взаимосвязи.

Вопросу изучения древнегреческой мифологии уделяло внимание огромное количество как отечественных так и зарубежных авторов. Среди множества работ необходимо отметить монографию русского религиозного философа А. Ф. Лосева «Диалектика мифа», в которой он раскрывает многогранную сущность самого термина миф. Также стоит отметить работу Ф.Ф. Зелинского «Древнегреческая религия», в которой известный исследователь античной культуры подробно излагает сущность греческой религии в эпоху расцвета древнегреческой цивилизации. Из зарубежных ученых фундаментальностью исследования с исторической точки зрения на развитие греческой мифологии стоит выделить работу Р. Грейвза  «Мифы Древней Греции». В качестве источника по греческой мифологии была использована книга нашего соотечественника Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», в которой наиболее подробно излагаются мифы той эпохи. Из первоисточников необходимо отметить произведения древнегреческого ученого Гесиода «Теогония», в которой он в стихотворной форме дает историю происхождения большинства богов Олимпа.Всего в отечественной науке имеется около 100 тысяч наименований посвященных вопросу древнегреческой религии.

Данная работа состоит из пяти частей: введения, главе посвященной особенностям греческой мифологии античности, главе содержащий обзор основных богов и героев Эллады, главе посвященной возникновению мира с точки зрения самих греков и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие миф: содержание, трактовки, признаки, виды.

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

    • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
    • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
    • космологические, описывающие построение и развитие мира;
    • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
    • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
    • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. «Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.»1

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

    • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
    • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
    • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
    • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
    • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

В своём труде «Диалектика мифа» А.Ф. Лосев выделяет следующие 11 признаков мифа:

    1. «МИФ НЕ ЕСТЬ ВЫДУМКА ИЛИ ФИКЦИЯ, НЕ ЕСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ
    2. МИФ НЕ ЕСТЬ БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОЕ
    3. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
    4. МИФ НЕ ЕСТЬ МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ
    5. МИФ НЕ ЕСТЬ НИ СХЕМА, НИ АЛЛЕГОРИЯ
    6. МИФ НЕ ЕСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    7. МИФ ЕСТЬ ЛИЧНОСТНАЯ ФОРМА
    8. МИФ НЕ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНО РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗДАНИЕ
    9. МИФ НЕ ЕСТЬ ДОГМАТ
    10. МИФ НЕ ЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ТАКОВОЕ
    11. МИФ ЕСТЬ ЧУДО»2

2. Мифология.

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,

учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».3

Обобщающие понятия в мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (когда одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от "идеи" самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм, когда человек стал отделять "идею" вещи от самой вещи.

В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологической абстракции. Она доходила до представления о каком-нибудь одном "отце людей и богов", хотя на этой ступени образы таких мифологических владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а других богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт Зевса, делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у африканских племён под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.

Научный подход к изучению мифологии возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась главным образом античная мифология; знакомство с историей, культурой и мифологией Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению мифологии разных народов. В 18 в. историческое понимание мифологии дал итальянский философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико французского просвещение с его отказом от исторического подхода, рассматривавшее мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости. Романтизм усилил интерес к мифологии. Началось собирание и изложение народных сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник национальной культуры и привлекавшая мифологию для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её первые представители: немецкие учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).

 

3. Боги Олимпа.

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов, с точки зрения выдающегося отечественного ученого филолога античности А.А. Тахо-Годи, но списки олимпийцев не всегда совпадают.

Зевс— в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью».Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запеленатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. Новорожденного Зевса купали в реке Лусий в Аркадии. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амальфеи. Также на Крите его кормили пчелиным медом. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе. По преданию, пещеру охраняли стражники, и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того чтобы это не услышал Кронос. Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орел. На скипетре Зевса орёл. Когда Зевс выступил против Крона, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.

Информация о работе Мифология Древней Греции