Мифы Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:23, доклад

Краткое описание

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Вложенные файлы: 1 файл

мифы Древнего Рима.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

Мифы Древнего Рима

Древнеримская мифология  в ее классическом варианте тесно  связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Юпитер был богом  неба, дневного света и грозы, Сатурн — богом урожая, Юнона — богиней  брака и материнства, Марс — богом  войны, Минерва — богиней ремесел  и искусства, Венера — богиней  садов и огородов, Амур — богом  любви, Вулкан — огня, Диана —  богиней растительности.

Древние римляне  считали, что каждый предмет и  явление — независимо от своей  значительности — имеет особого  бога-покровителя.

В римском пантеоне существовали бог посева и бог  произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения  домой и так далее. Христианский писатель Августин Блаженный писал  о римских богах, охранявших двери  дома: «Они (римляне) поместили здесь  целых трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кордеа, а порог — богу Лимекту. По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог».

В отличие от большинства  древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов  и не создавали мифов о них  — об их рождении и родственных  связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях.

Польский писатель Ян Парандовский, автор популярной книги «Мифология», пишет: «Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинством римлян, слывших самым религиозным народом.(…) Эта религия (…) не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов».

Римляне сознательно  отказывались придавать своим богам  какой-либо облик и характер. Часто  неопределенными оставались даже их пол и имя. В молитвах к божеству обращались так: «Бог ли ты или богиня, мужчина ли ты или женщина», а  если все же называли бога по имени, то добавляли: «или каким иным именем ты желаешь называться».

Впрочем, некоторые  ученые считают, что такое безличное  поклонение богам культивировали жрецы, а в народе были распространены традиционные мифы, но они не дошли до нашего времени.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал  миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота».

Он был богом  входа и выхода, а также всякого  начала, нового года, начала войны, первого  дня месяца, рождения человека Януса  изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью  пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось  в виду, что одно лицо обращено в  прошлое, другое — в будущее.

Римляне, подобно  всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных — волка, среди птиц — орла и  дятла.

Богом полей, лесов  и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» — значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

К Фавну был близок Сильван — бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» — «лес». Сильван не имел официального культа, но был очень популярен в народе, особенно среди крестьян и рабов. Его благодарили за исцеление от болезни, за неожиданную удачу, за освобождение от рабства. Сильвана изображали в крестьянской одежде, его сопровождали коза и собака.

Богом водных источников был Фоне. В его праздник — фонтаналий — колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды. Фоне, также как и Сильван, был божеством простого народа: его служители, по традиции, набирались из рабов. Созревающим древесным плодам покровительствовала богиня Помона, ей была посвящена священная роща.

Богом всяческих  перемен — смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов  настроений человека — был Вертумн.

Среди богов, имеющих  непосредственное отношение к жизни  и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн — покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя — Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально  была покровительницей рождения, позже  ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе —  символ неустойчивости счастья.

Особым почитанием пользовались у римлян многочисленные божества, покровительствовавшие домашнему  очагу. Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом (отсюда «вестибюль»). В храме  Весты на жертвеннике постоянно  горел огонь, который гасили в  первый день каждого года и тут же возжигали вновь путем трения священного дерева. От этого огня зажигали огонь в очагах всех римский курий — объединений нескольких патрицианских — привилегированных — родов.

Неугасимый огонь  в храме поддерживали жрицы Весты  — весталки. Они избирались из молодых  девушек и должны были прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие  они обучались служению, второе —  служили, третье — обучали молодых  весталок.

На протяжении этих тридцати лет весталки должны были соблюдать целомудрие, нарушивших запрет замуровывали живыми в подземелье. По окончании служения жрица Весты  могла выйти замуж, однако считалось, что жена-весталка навлекает на дом  несчастье.

Домашнему очагу  покровительствовали также особые божества — лары, они были в каждом доме свои. К ларам обращались за помощью при наиболее важных событиях в семье: перед бракосочетанием, во время родов, в случае смерти кого-либо из домочадцев. Лары следили за соблюдением  правильных взаимоотношений в семье, защищали рабов от несправедливого  гнева хозяев.

Лары покровительствовали  также добрососедским отношениям. На перекрестках ставили их святилища  с таким количеством входов, сколько  жилищ располагалось вокруг этого  перекрестка.

Служителями культа ларов были рабы.

Иногда лары отождествляются  с пенатами. Пенаты также были хранителями  домашнего очага, но в их ведении  преимущественно находились запасы продовольствия.

Также как и лары, свои пенаты были у каждой семьи. Но, кроме того, существовали пенаты всего  римского народа. По преданию, изображение  этих пенатов доставил из Трои Эней — основатель Римского государства. Изображение государственных пенатов  хранилось в храме Весты, и  приближаться к нему могли только весталки и особые жрецы. Помимо ларов  и пенатов, каждый человек имел своего собственного духа- покровителя: мужчины — гения, женщины — юнону. (В отличие от богини Юноны, покровительницы всех женщин, дух-юнона покровительствовала лишь одной) Гении и юноны умерших людей становились манами — доброжелательными божествами, в которых почитали души предков. Но если человек умирал насильственной смертью или не получал должного погребения, то его дух-покровитель мог превратиться в злого лемура (прообраз более поздних вампиров).

Большое место в  жизни древних римлян занимали различные  гадания и пророчества.

Гаданиями занимались особые жрецы — авгуры, которые  толковали волю богов многочисленными  способами по полету птиц, по внутренностям  животных, по грому и молнии и  т. д.

Существует предание о пророчице Сивилле, которая  могла предсказывать на тысячу лет  вперед. Она записала свои пророчества  на пальмовых листьях и составила  из них девять книг. Сивилла предложила купить эти книги римскому царю Тарквинию, но тот отказался, желая, чтобы пророчица  сбавила цену. Тогда Сивилла на глазах у Тарквиния сожгла шесть  книг, и он, уже не торгуясь, купил  оставшиеся три.

В Риме, в храме  Юпитера, действительно хранились  три книги пророчеств, которые  называли Сивиллиными книгами. Ими пользовались вплоть до V века новой эры.

В основе мировоззрения  древних римлян лежало представление  о том, что боги предначертали  Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и  формированию так называемого «римского  мифа», отражающего легендарную  римскую историю. Сюжеты «римского  мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с  основанием римского государства легендарным  героем Энеем, вторая — с возникновением самого Рима и так называемым «временем  царей».

Известный немецкий историк Оскар Иегер писал: «Позднейшие римские писатели преувеличивают в своих рассказах о «времени царей» (753–510 годы до Рождества Христова) значение крошечного государства до чрезвычайности. (…) Многое в этих рассказах ярко и привлекательно. В действительности же, по отношению к этим первым векам Рима оказывается возможным установить лишь очень немногие события, а развитие политической и общественной жизни Рима можно проследить только в самых общих чертах».

Предание называет имена семерых, последовательно  правивших римских царей. Хотя некоторые  из них, возможно, и имели исторические прототипы, в основном они являются мифологическими фигурами, в сказаниях  о них принимают участие боги.

Ромул — легендарный  основатель Рима и первый из римских  царей — был сыном бога Марса, а после смерти сам стал почитаться в образе бога Квирина. Другой царь, Нума Помпилий, был женат на нимфе ручья Эгерии и по ее совету ввел большинство религиозных установлений Рима. Предпоследний из семи царей, Сервий Туллий, которому приписываются государственные реформы, объединившие патрициев и плебеев в единый римский народ и направленные на предоставление каждому римлянину возможности выдвинуться благодаря личным достоинствам, а не происхождению, был сыном лара и возлюбленным богини Фортуны.

Третья группа сюжетов  «римского мифа» связана с  установлением и ранним этапом существования  римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой  во имя славы и процветания  Рима. Римляне расценивали такое  самопожертвование не только как  проявление патриотизма, но и как  исполнение воли богов, которые предначертали  Риму главенствующее положение в  мире.

Поэтому большинство  исследователей причисляет сказания о  доблестных римлянах не к историческим преданиям, а к мифам. Со временем в Рим начала проникать греческая  культура, в том числе и греческая  мифология. Многие исконно римские  божества были отождествлены с греческими богами-олимпийцами: Юпитер — с Зевсом, Юнона — с Герой, Минерва — с Афиной, Вулкан — с Гефестом, Диана — с Артемидой, Амур — с Эротом, Венера — с Афродитой.

Римские поэты стали  создавать произведения на сюжеты греческой  мифологии, скульпторы делать копии  со знаменитых греческих изваяний, изображающих богов.

Ян Парандовский пишет: «Под конец вся греческая мифология перебралась в Рим. (…) Неуклюжие римские боги ожили, соединились в супружеские пары, приняли, как собственные, все греческие легенды. Греческая мифология заполнила ту пустоту, какой веяло от суровой римской религии».

В конце I века до н. э. в политической жизни Рима произошел переворот, республика сменилась империей. Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц — с богинями. Вскоре императоров стали обожествлять официально. Первым римским императором-богом был Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.). «Римский миф», прославляющий республику, в это время был оттеснен на второй план.

Римская империя  вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью  она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные  народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления  и мифологию.

В конце концов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.


Информация о работе Мифы Древнего Рима