Мифы древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:01, реферат

Краткое описание

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Вложенные файлы: 1 файл

мифы древней греции.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ярко сохранились следы тотемизма, так, например, в Аркадии поклонялись  Аполлону, изображенному в виде барана. Сначала Аполлон был богом, который  охранял стада. Постепенно он все  больше становился богом света. Позже  его стали считать покровителя  переселенцев, покровителя учреждаемых  греческих колоний, а затем - покровителя  искусства, поэзии и музыки. Поэтому  и в Москве на Большом академическом  театре стоит статуя Аполлона с лирой  в руках, едущим на колеснице, запряженной  четверкой лошадей. Кроме того, Аполлон  был богом, говорящий будущее. Во всем древнем мире славилось его  святилище в Дельфах, где жрица-пифия  давала предсказания. Предсказание эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие  все, что делалось в Греции, и составляли их так, что их можно было толковать по-разному. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крез во время его войны с Персией. Было сказано: "Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство", но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

Но не только мстителем  является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами - он лечит  болезни. Сын Аполлона Асклепий - бог  врачей и врачебного дела. Мудрый кентавр  Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса, так нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили Аполлонов сына как бога-врачевателя. Они построили ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили бога Аполлона. Греки почитали его как  бога света, бога, который очищает  человека от скверны пролитой крови, как бога, изрекает волю отца его  Зевса, бога, наказывающий, насылает болезни  и исцеляет их. Его почитали греческие  юноши как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и  городов. Художники, поэты, певцы и  музыканты находятся под особым покровительством предводителя хора муз  Аполлона-кифаредов. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое отдавали ему греки.

2. Орфей и Эвридика

Великий певец Орфей, сын  речного бога Еагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго радовался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подруг, подбежали. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи оборвала ее жизнь. Ужас охватил подруг Эвридики и далеко разнесся их скорбный плач. Услышал Орфей. Он спешит в долину и видит холодный труп своей нежно любимой жены. В отчаянии Орфей. Не мог примириться он с этой потерей. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.

Наконец, решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и  жену его Персефону вернуть ему  жену. Сквозь темную пещеру Тенар спустился Орфей к берегам священной реки Стикса.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где лежит мрачное  царство владыки Аида? Вокруг Орфея  толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху падающих листьев в лесу поздней осени. Послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона - "Нет!".

Ударил тогда Орфей  по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей  музыкой очаровал Орфей Харона; слушает  он игру Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки вошел Орфей  в лодку, оттолкнул его Харон  веслом от берега, и поплыл лодку  через мрачные воды Стикса. Перевоз  Харон Орфея. Вышел он из лодки  и, играя на золотой кифаре, пошел  по мрачному царству душ умерших  к трону бога Аида, окруженный душами, позлитались на звуки его кифары.

Играя на кифаре, приблизился  к трону Аида Орфей и склонился  перед ним. Сильнее ударил он по струнам  кифары и запел, он пел о своей  любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погиб Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида слушало пение Орфея, всех очаровала его песня. Склонив голову на грудь, слушал Орфея бог Аид. Припав головой к плечу мужа, внимала песне Перси фона; слезы печали дрожали на ее ресницах. Очарованный звуками песни, Тантал забыл голод и жажду, мучающие его. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу, сел на камень, который он катил на гору, и глубоко задумался. Очарованный пением, стояли Данаиды, забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах. Слезы блестели и на глазах Эриний, которые не знают жалости, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, пение Орфея, и замерла она, как еле слышный вздох грусти.

Глубокое молчание царило вокруг. Нарушил это молчание бог  Аид и спросил Орфея, зачем  прийшов он в его царство, о чем он хочет просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой богов - водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:

- О, могучий владыка  Аид, всех нас, смертных, принимаешь  ты в свое царство, когда  кончаются дни нашей жизни.  Не для того пришел сюда, чтобы  смотреть на те ужасы, которые  наполняют твое царство, не  для того, чтобы увести, подобно  Гераклу, стража твоего царства  - трехголового Кербера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее назад к жизни, ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Короткая жизнь наше, владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!

Задумался бог Аид и, наконец, ответил Орфею:

 

- Хорошо, Орфей! Я верну  тебе Эвридику. Веди ее обратно к жизни, к свету солнечного. Но ты должен выполнить условие: ты пойдешь вперед следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни! Оглянешься - и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.

На все был согласен Орфей. Спешит он скорее идти обратно. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эвридики. С восторгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:

- Орфей, ведь ты обнимаешь  лишь тень. Пойдем быстрее: труден  наш путь.

Двинулись в путь. Впереди  идет Гермес, за ним Орфей, а за ним  тень Эвридики. Быстро прошли они царство Аида. Перевез их через Стикс в своей лодке Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Трудный путь. Тропа круто поднимается вверх, и вся она завалена камнями. Вокруг глубокие сумерки. Едва вырисовывается в них фигура Гермеса, который идет впереди. Но вот далеко впереди показался свет. Это выход. Вот и вокруг словно светлее. Когда Орфей теперь оглянулся увидел бы он Эвридику. А идет она за ним? Не осталась она в полном мраком царстве душ умерших? Возможно, она отстала, ведь дорога такая тяжелая! Отстала Эвридика и будет обречена вечно скитаться в темноте. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ничего не слышно. Но разве можно слышать шаги бестелесной тени? Все больше охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. А вокруг все светлеет. Теперь ясно разглядел бы Орфей тень жены. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидел тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень и скрылась в темноте. Как окаменелый стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторично смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.

Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его, казалось, что  это стоит мраморная статуя. Наконец, пошевелился Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к берегам темного  Стикса. Он решил снова вернуться  к трону Аида, снова молить его  вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой лодке, напрасно балагав его Орфей - не тронули мольбы певца неумолимого Харона. Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о еде, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших. Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Мифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная  сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить  себя и окружающий мир.

Религия и мифология Древней  Греции оказала огромное влияние  на развитие культуры и искусства  всего мира и положила начало бесчисленному  множеству бытовых представлений  о человеке, богах и героях.

При рассмотрении Греческой  Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т.е. остатки  прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие  в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего забеременевшею супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и канибализма предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриарха.

Греческая Мифология в  ее развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а  не стихийно - фетешистскую. Греческая мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде всего генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: солнце - бык, Инах - река и царь Агроса.

Сущность греческой мифологии  становится понятной только при учете  особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе человеческих отношений обобщали все многообразие и природных явлений.


Информация о работе Мифы древней Греции