Миф, его роль в сознании и жизни народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Краткое описание

С точки зрения современного городского человека миф — это что-то вроде сказки или же собрание старинных народных суеверий, не имеющих никакого отношения к реальности и тем более к современности. Но все совсем не так: мифология и к реальности и к современности имеет самое непосредственное отношение. Говоря академическим языком, миф — это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире.

Содержание

Введение ………………Миф, его роль в сознании и жизни народа стр. 2
I глава …… Начало процесса христианизации славян, его влияние стр. 3-5
II глава ...….Пантеон божеств. Сходства религий. Роль двоеверия стр. 6-7
Заключение ………………………………...……………………………. стр. 8
Список источников .…………………………………………………........стр. 9

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

                                                Оглавление

Введение    ………………Миф, его роль в сознании и жизни народа       стр. 2

I глава      …… Начало процесса христианизации славян, его влияние стр. 3-5

II  глава      ...….Пантеон божеств. Сходства религий. Роль двоеверия стр. 6-7

Заключение     ………………………………...……………………………. стр. 8

Список источников     .…………………………………………………........стр. 9

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   
 
 
 

                                                 

                                                      Введение 

      С точки зрения современного городского человека миф — это что-то вроде сказки или же собрание старинных народных суеверий, не имеющих никакого отношения к реальности и тем более к современности. Но все совсем не так: мифология и к реальности и к современности имеет самое непосредственное отношение. Говоря академическим языком, миф — это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире. Иными словами, мифология — это народный аналог науки. Как устроен мир, который окружает человека? Когда и из чего была сотворена Земля? Почему на ней существуют горы и реки, болота и леса? Почему светит солнце, горят звезды, идёт дождь, гремит гром? Что такое человек и откуда он произошёл? Почему люди умирают и что с ними происходит после смерти? Многие из этих вопросов нельзя считать до конца решёнными. Мы привыкли, что сейчас ими занимаются различные науки — астрономия и геология, физика и медицина, биология, археология, палеонтология и многие другие. Для нас естественно, что накопленные разными науками знания сохранялись, распространялись и передавались следующим поколениям сначала в виде рукописей, позже — с помощью печатных изданий, а наш век изобрёл для передачи информации самые разнообразные технические способы, начиная с радио и кончая глобальными компьютерными сетями. Создание человеком самых первых, наивных объяснений устройства окружающего мира относится к тому далёкому времени, когда ещё не существовало письменности и единственной формой сохранения и передачи знания было устное слово. Мифология отвечает на те же вопросы, что и наука, но со своих позиций. Мифологическое знание так же логично, как и научное, просто логика эта иная. Она предполагает существование наряду с нашим, человеческим миром иного мира — потустороннего. Как бы не менялось время понятие «сакрального»  никто не отменял . Кто-то и по сей день сохраняет и воплощает старинные ритуалы, празднует праздники, кто-то иначе- считает ,что это пережитки прошлого . Верить или не верить в силу чего-то сверхъестественного личное дело каждого ,но ценить культурно- художественную задумку мифа ,его свойство отражения мышления народа  человек, обладающий той или иной мерой социального сознания обязан. Ведь миф-это часть прошлого , а незнание прошлого можно приравнять  к отсутствию понятия  «настоящего»  . В этом случае происходит разрушение исторической цепочки ,нарушается преемственная линия поколений , ликвидируется целостность народного сознания .

                                          

                                               I ГЛАВА 

              Понятие "язычество" происходит от слова "языки", т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры. 

     Славянское язычество – это  одна из частей огромного комплекса  первобытных воззрений, верований,  которые, по словам академика  Б. Рыбакова, шли из глубины  тысячелетий и послужили основой  для всех мировых религий.   

Славянскому образному мышлению издревле был  свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение  человеческих свойств на область  нечеловеческую. Древние славяне обожествляли природу,  признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды. По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы, до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Племенная группа славян имеет деление на две ветви :восточные(русские, украинцы, белорусы) и западные (чехи ,словаки ,поляки и д.р.)По этой причине славянская мифология вариативна. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян, а славянская (русская) письменность как таковая фактически отсутствовала. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных (зачастую чужестранных) письменных, фольклорных и вещественных источников.  Главный источник сведений по раннеславянской мифологии  средневековые хроники, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилища , отдельные изображения .     Особого рода источник для реконструкции славянских мифов —сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающихся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа славянской мифологии о поединке бога грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской(аланской), германской и других евразийских мифологий, позднее — христианства, заметно изменивших славянскую мифологию.

        Христианство- религиозное направление возникшее в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп, позднее распространившееся на близ лежащие территории , затем пришедшие в другие государства. Несмотря на то, что Христианство подразумевает монотеизм ,в его понятии изначально существует троичное деление-Отец, Сын, Святой Дух. Помимо этого Христианство допускает присутствие святых- Девы Марии, апостолов ,героев, знахарей, мучеников -людей, канонизированных  церковью. Так же существует понятие «рай» и «ад»,следовательно есть деление на ангелов и демонов. Есть противовес Христосу -Антихрист. Этот немаловажный аспект дал почву для сопоставления вчерашним язычникам своих богов с православными святыми.

          Принятие Христианства на Руси было осуществлено князем Владимиром .Этот шаг преследовал ряд политических целей , и по большей мере носил насильственный характер.  Исход исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XIIв. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был "золотым мостом" (К.Маркс) между Востоком и Западом.

      До принятия Русью христианства в 988 году (а некоторыми славянскими государствами немного раньше), главной религией славян была древняя религия языческих божеств, представленных в своём пантеоне . Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Естественно, первобытная сущность тех культов была далека от отточенной идеи христианства о божественном происхождении всего сущего, однако, христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян. Именно этим объясняется своего рода «подмена богов», т.е. нахождение их прототипа в христианской вере. Люди ,ещё не отказавшиеся от своих прежних почитаемых языческих идолов были вынуждены наделять их функциями и способностями православных святых. Об этом процессе христианизации славянского языческого мифа, об его весьма удачной религиозной ассимиляции упоминают большое количество учёных . Среди них историки, фольклористы и филологи – Ф.И. Буслаев ,А.Н.Афанасьев ,О.Ф.Миллер,  А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, братья Б. М. и Ю. М.Соколовы, В.В.Иванов, В.H.Топоров, Е.Е.Левкиевская . В их трудах («Мифы народов мира» , «Мифы русского народа» , «Мифология славянских племен» и др.) идёт речь о становлении славянской мифологии, о том что её корни упираются в явления окружающей природы и бытовые аспекты жизни славян .Расписывается местоположение божеств по возрастанию ,от высшего к низшему ,их характеристика. Описывается внешний облик божест ,их типичная среда обитания .Так же повествуется о принципах и смысловой нагрузке  ритуалов и обрядов (свадебных ,о новорождении ,урожайных ,поминальных ,похоронных и т.д. ) о календарном принципе деятельности – благоприятные , запретные ,праздничные дни . .Более подробно о этом во II главе .

                                                 

                                                        

                                                  
 

                                                  II  ГЛАВА 
 

В дохристианской линейке богов четко осуществляется деление на светлые и темные божества ( светлые - Сварог , Хорс , Огнебог , Перун , Додола , Семаргл , Даждьбог , Жива , Ярило , Световид , Мать Сыра Земля , и т.д. и т.п.; тёмные- Чернобог , Вий , Морана , Морок , Переплут , Ящер , Черновит . В этом факте прослеживается синонимичность христианской веры- в ней так же существует понятие добра и зла и их воплощения в ликах святых и некоторых пророках . Вчерашние язычники с легкостью заметив эту параллель стали преобразовывать своих святых под христианских . Конечно это была не самоцель ,а вынужденная необходимость . Так ,например , аналогом  Бога Отца стал Род (  в ином варианте Жив ), Сын Божий –Даждьбог , Световид , Георгий Победоносец –Ярило , Дева Мария восстает в образе Матери Сырой Земли , пророк Илья в облике Перуна – громовержца , Иуда – Морок ( иногда Переплут), Сатана – Черновит , Вий , Ящер и т.д.. Христианству свойственен некий фетишизм –в этом еще одно сходство с язычеством . Немаловажное значение имеет также перенос ряда слов в христианский религиозный словарь . Примеры- «обряд» , «венчание» , «святой», «благословение»… Стоит отметить календарный принцип , перешедший или совпавший с христианским (для язычников ,так же как и христиан конец недели – отдых с воспоминаниями о своих покровителях , святки ).  Крестьянство, неразрывно связанное всей своей жизнью с природой, продолжало, как и в старые времена, обожествлять ее. В заговорах (магических заклинаниях сил природы) обращения к обожествленной природе причудливо смешивались с молитвами к Христу и святым: "Господу Богу помолимся, и святой Деве, и святому Николаю, и святой Пречистой… и Макошь-Матушка , тебя прошу, красное солнце, и тебя прошу, ясный месяц, и вас прошу, зори-зореницы …". Если смотреть глубже ,то этому есть два объяснения – 1) отрицание народа полного ухода от языческого религиозного образа жизни , 2) уважение язычества самим Владимиром. Этими обстоятельствами так же подкрепляется присутствие языческих элементов и в современной жизни российской глубинки .  

      Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае религиозно - культурной ассимиляции на смену устаревшему  языческому  типу культуры и возникающему новому – христианскому типу, произошло наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная современными учёными двоеверием. 

     Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и   христианские верования пересекались, взаимодействовали     и проникали друг в друга   .  Учитывая особенности     историко-религиозного    развития  Руси    присутствие этого процесса   было неминуемым    и   обязательным , т.к. он носил переходно-становленческий характер .  В современной культурологи славянского народа этап двоеверия признан одним из самых богатых и многогранных периодов расцвета древнерусского государства .    

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 

Выйдя на мировую арену значительно позднее своих европейских соседей, Русь за короткий промежуток времени прошла сложный путь своего развития, который складывался из многих, в разное время возникавших компонентов. Возникнув в VIв. и имея культурный уровень близкий к первобытному, Русь уже в XIв. сумела превратиться в страну с высокоразвитой культурой и достичь уровня передовых стран средневекового мира. В эпоху Киевской Руси складывается общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в появлении общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. Приняв христианство, она создала свою собственную самобытную культуру. Ее светлые начала прошли через века и оказались очень стойкими. В этом есть и заслуга языческого течения . Христианство лишь частично уничтожило довольно свободную и в некоторых отношениях достаточно аморфную структуру язычества, поставило его в иные условия и подчинило своей значительно более высокой иерархии ценностей.

    Таков сложный многовековой путь славянского и русского язычества, складывавшегося из многих, в разное время возникавших компонентов. Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Информация о работе Миф, его роль в сознании и жизни народа