Миф - как первый элемент и форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:11, сочинение

Краткое описание

Мифы берут свое начало с древнейших времен, из самой Античности, когда еще не была развита ни письменность, ни наука, когда люди знали не так уж много о природе и самих себе. Можно сказать, что за основу понимания «Что такое миф?», нужно брать Греческую мифологию, так как именно ее можно назвать главной вехой в становлении всего представления о значении мифов и мифологии для античной и всей культуры в целом. Миф можно считать отправной точкой в становлении культуры, именно мифы и легенды дали толчок к развитию культуры, литературы, науки. Даже несмотря на отсутствие письменности и грамотности, люди передавали сказания и мифы из поколения в поколение, именно поэтому мифы, как первостепенный элемент культуры и философии дошел до нашего времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по культурологии.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

                       

 

 

 

 

Эссе на тему: «Миф, как первый элемент и форма культуры».

Выполнил: Плаксиев Андрей Эдуардович.

Группа: ЭФО-012.

 

 

 

 

2013 год.

     

 

Введение.

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные Боги…»

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

 

     Мифы берут свое начало с древнейших времен, из самой Античности, когда еще не была развита ни письменность, ни наука, когда люди знали не так уж много о природе и самих себе. Можно сказать, что за основу понимания «Что такое миф?», нужно брать Греческую мифологию, так как именно ее можно назвать главной вехой в становлении всего представления о значении мифов и мифологии для античной и всей культуры в целом. Миф можно считать отправной точкой в становлении культуры, именно мифы и легенды дали толчок к развитию культуры, литературы, науки. Даже несмотря на отсутствие письменности и грамотности, люди передавали сказания и мифы из поколения в поколение, именно поэтому мифы, как первостепенный элемент культуры и философии дошел до нашего времени. И сейчас мы можем судить о том как люди жили в то время, как они ощущали себя, как они понимали происходящее вокруг себя, приписывая все сверхъестественным силам, о том что идя воевать, идя на охоту или рыбалку, или даже просто начав строить какое-либо сооружение, люди прежде всего молились соответствующим Богам, считая, что тогда на них снизойдет милость и покровительство, и в этом случае процесс будет удачным и принесет свои плоды…

     …Но об этом  позже, дальше я попробую раскрыть  свою тему, путем анализа мифологии. В основу своего анализа я  взял греческую мифологию, да, еще  была и египетская, римская, скандинавская  мифологии, но я считаю, что именно  Греция имела наибольшее влияние  за счет своих легенд и мифов  на становление культурного развития.

 

Миф.

«Когда Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле…»

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

 

     Мифы складывались постепенно, в течение очень длительного времени, передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующими певцами-аэдами, так как письменности тогда еще не было. Мифы можно разделить на два вида: героические ( в сказочной форме передающие реальные исторические события ) и этиологические ( в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов ).

     Сюжеты героических  мифов складывались на протяжении  многих веков, отражая исторические  этапы развития общества –  от изобретения человеком орудий  труда и приручения домашних  животных до реальных исторических  событий ( как например: сказание о Троянской войне ), подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками.

     На примере  Древней Греции мы можем увидеть, что благоприятные социальные  и природные условия, в которых  развивались греческий народ  и его культура, богатая фантазия  и эмоциональная восприимчивость  вызвала к жизни исключительное множество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов. И как тут не говорить об огромном вкладе в общую культуру со стороны мифологии Греции, если многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «муки Тантала», «троянский конь», «красив как Аполлон», «силен как Геракл», и так далее.

     Главными персонажами  мифов были Боги и герои. Через  их поступки древние греки  передавали свои представления  об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в  целом. На основе древних легенд и мифов были созданы древнегреческими поэтами Гомером эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Гесиодом – «Теогония», «Труды и дни»; Еврипидом – «Андромаха», «Гекуба», «Медея», «Геракл»; также помимо древнегреческих поэтов отметились в античной культуре и древнеримские поэты Овидий с его «Метаморфозами» и Вергилий со своей «Энеидой».

     Люди того  времени были малограмотными, в  мифах они передавали свои  ощущения, свои чувства, свои представления  обо всем что окружало их. Природные  катаклизмы или болезни они  принимали за гнев Богов, который  те послали на людей за то  что они разгневали всемогущих  «властителей небес», и когда  такое случалось, люди всеми силами  стремились угодить своим покровителям: они молились, строили разнообразные  строения в качестве даров  Богам ( Храм Артемиде, Колосс Родосский, статуя Зевса в Олимпии). Напротив, когда случалось что-нибудь хорошее как например: дождь в засушливую погоду или же урожайный год, греки считали что это милость всевышних за то что люди ведут себя правильно. Мифы рассказывают, что, кроме главных Богов, вся земля была населены богами и богинями, олицетворяющими силы природы. По представлениям греков в реках обитали нимфы Наяды, в море – Нереиды, в лесах – Дриады и Сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным Богом считался Гелиос – солнце, объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями. Румяная Эос – заря возвещала его выезд своим появлением на небосводе. Ночью землю освещала Селена – луна. Ветры были представлены Богами: Бореем ( северный ледяной ветер ), Эвром ( восточный ветер ), Зефиром ( западный ласковый ветер ) и Нотом ( влажный, южный ветер ).

     Я думаю  не секрет в том, что специфика  мифов проявляется наиболее четко  в первобытной культуре. Из перечисленного выше следует, что мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается все вокруг. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности, которые я уже перечисли не так давно. Позднее, когда из мифологии выделяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное. Они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою второю жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

     Поскольку  мифология осваивает действительность  в формах образного повествования, она близка по своему смыслу  художественной литературе; исторически  она предвосхитила многие возможности  литературы и оказала на ее  ранее развитие всестороннее  влияние. Естественно, что литература  не расстается с мифологическими  основами и позднее, что относится  не только к произведениям  с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому писательству 19 и 20 веков.

 

Заключение.

«…так царит окруженный сонмом светлых Богов на Олимпе великий царь людей и Богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире»

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

 

     Что же сказать  в заключении…

     Все вроде  бы уже было сказано, но завершить  эту тему все же надо…

     Миф произвел очень сильное влияние на становление культуры и ее развитие, он дал ощутимый толчок для возникновения литературы, науки, искусства. Такие античные произведения как «Одиссея», «Илиада», «Метаморфозы», дают нам понять что и тогда уже были поэты и несмотря на безграмотность того времени создали такие эпопеи, которые сохранились до нашего времени и способны передать нам то мышление, то представление, те ценности которые существовали в жизни античного общества, это дает нам понять что именно тогда культура получила свое зарождение, что уже тогда люди стремились объяснить явления происходящие вокруг них, стремились обосновать их со своей точки зрения, стремились узнать больше.

     Это сейчас, глядя через призму истории нам может показаться насколько необразованными были те люди, что самые элементарные природные явления и погодные условия они относили к сверхъестественным силам, но тогдашним людям это казалось прорывом, они думали, что если не будут гневать Богов, то тогда жизнь у них будет усыпана дарами и покровительством всевышних, но они никак не думали что все это совершенно не зависит от их действий.

Глядя на то, что было написано столько легенд и мифов, у меня складывается впечатление, что народ в то время стремился быть образованным, стремился быть культурно и духовно образованным, хотя тогда еще и толком не знал значений этих понятий, они передавали все эти истории из уст в уста, чтобы не утерять их и это, мне кажется, является показателем того, что миф, является первым элементом и формой культуры.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Список литературы.

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

П. Колум «Великие мифы народов мира».

Клод-Катрин Рагаш «Сотворение мира [ Мифы и легенды ]».

Л.Берн «Греческие мифы».

А. Кенель «Древние Греки».

А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древнего Рима».

Википедия и сторонние сайты.

 

 


Информация о работе Миф - как первый элемент и форма культуры