Младшая Эдда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:16, доклад

Краткое описание

Младшая Эдда является довольно своеобразным произведением. Трудно определить, что такое «Младшая Эдда». Нельзя сказать, что она – научное произведение: слишком много в ней великолепной поэзии. Но кое-чем «Младшая Эдда» непохожа и на художественное произведение: слишком много в ней того, что явно рассчитано на удовлетворение потребности в знании. Эдда изначально задумывалась автором как учебник скальдической поэзии, но сыграла в мировой культуре куда большую роль. Благодаря «Младшей Эдде» сохранился целый мир – огромный, красочный и премудрый мир языческих мифов и сказаний.
Автором Младшей Эдды являлся исландский скальд, прозаик, историограф и политик Снорри Стурлусон.

Вложенные файлы: 1 файл

Младшая эдда.docx

— 21.53 Кб (Скачать файл)

Младшая Эдда

Младшая Эдда является довольно своеобразным произведением. Трудно определить, что такое «Младшая Эдда». Нельзя сказать, что она – научное произведение: слишком много в ней великолепной поэзии. Но кое-чем «Младшая Эдда» непохожа и на художественное произведение: слишком много в ней того, что явно рассчитано на удовлетворение потребности в знании. Эдда изначально задумывалась автором как учебник скальдической поэзии, но сыграла в мировой культуре куда большую роль. Благодаря «Младшей Эдде» сохранился целый мир – огромный, красочный и премудрый мир языческих мифов и сказаний.

Автором Младшей Эдды  являлся исландский скальд, прозаик, историограф и политик Снорри Стурлусон. Снорри родился в 1179 г. на хуторе Хвамм на западе Исландии. Отцом его был Стурла из Хвамма. От него и название рода Стурлунгов. Снорри воспитывался в Одди, у Йона Лофтссона, знатного исландца, который предложил Стурле из Хвамма взять Снорри к себе на воспитание. Он был внуком не только норвежского короля, но и знаменитого ученого Сэмунда Мудрого и тоже славился ученостью. В Одди Снорри мог познакомиться с писаниями Сэмунда Мудрого и набраться всякой учености.

В двадцать лет Снорри женился на богатой невесте и в 1202 г. переехал в Борг, ее хутор, где в X в. жил скальд Эгиль Скаллагримссон, а в XII в. – скальд Эйнар Скуласон. В 1206 г. Снорри переехал в Рейкьяхольт и там потом всегда жил, а жена его осталась в Борге. Впоследствии, в 1222 г., Снорри высмотрел себе другую богатую невесту, но ее перехватил у него Стурла Сигхватссон, а в 1224 г. Снорри «вступил в союз на половинных началах» (так говорит сага) с очень богатой вдовой и у него «стало тогда много больше богатства, чем у кого-либо другого в Исландии» Таким образом, о браках Снорри известно только как о хозяйственных сделках.   Снорри активно участвует в политической жизни Исландии.Он трижды избирался на исландском альтинге «законоговорителем» (в 1215, 1222 и 1231 гг.), т. е. на высшую выборную должность, которая, впрочем, никакой реальной власти не давала. Также он активно участвует в многочисленых распрях. Но в противоположность тому, что обычно рассказывается в сагах о людях в его положении, Снорри никогда не участвует в сражениях и не прибегает к оружию. Дважды Снорри ездил в Норвегию. В первый раз он был там в 1218—1220 гг. Тогдашние правители Норвегии – ярл Скули и король Хакон (ему было тогда только 14 лет) – дали Снорри звание скутильсвейна (королевского стольника). Второй раз Снорри был в Норвегии в 1237—1239 гг. Он гостил сначала у сына Скули, и потом у него самого. Отношения между герцогом Скули (он был теперь уже герцогом, а не ярлом) и королем Хаконом тогда ухудшались, и власть ускользала из рук герцога. Когда Снорри собирался уезжать из Норвегии, от короля – он был тогда на юге Норвегии – пришла грамота, запрещавшая всем исландцам выезд в то лето. Король, по-видимому, не доверял Снорри, поскольку тот был другом герцога, но Снорри все-таки решил ехать. 23 сентября 1241 г. Он был убит политическими противниками по приказу норвежского короля.

 «Младшая Эдда» состоит из четырех частей, сильно отличающиеся друг от друга и по форме, и по содержанию: «Пролог», «Видение Гюльви», «Язык поэзии» и «Перечень размеров».

Пролог сильно отличается от остальной книги. Он кажется памятником совсем другой культуры. В противоположность остальным частям в нем очень сильно дает себя знать средневековая латиноязычная ученость, совершенно чуждая исландской устной традиции. В «Прологе» рассказывается о том, как люди после Ноева потопа забыли создавшего их бога, но потом в результате наблюдения природы пришли сами к мысли о существовании бога, и таким образом возникли разные религии. Дальше в «Прологе» рассказывается о том, на какие части делится мир, о Трое, о происхождёнии Одина, правителя Трои, и его переселении в Швецию.

«Видение Гюльви» –  несомненно наиболее цельная часть  «Младшей Эдды». Содержание этой части  – языческие мифы и всевозможные сведения о языческих богах. Здесь  рассказывается о возникновении  мира, его устройстве, об отдельных  богах и богинях, их именах, их жилищах, их подвигах и, наконец, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении. Обман Гюльви рассказывает об истории Гюльви, конунга «той земли, что люди теперь зовут Швецией». Однажды обведенный вокруг пальца Гевьон, одной из богинь Асов, Гюльви решает узнать, все ли боги умеют творить волшебство и вещи происходят по их мановению. Для этого Гюльви отправляется в Асгард, но по дороге боги опять обманывают его, и он приезжает в другое место, где попадает в огромный дворец. Там он сталкивается с человеком, который спрашивает его имя, и Гюльви представляется Ганлером. Ганлери ведут к конунгу тех мест, и так он предстает перед тремя мужами: Высокий, Равновысокий и Третий.

 

Как и принято во многих скандинавских сагах, Ганлери должен показать свою мудрость задавая вопросы  Высокому, Того-же-росту и Третьему. Все вопросы, так или иначе, касаются различных аспектов скандинавской  мифологии и Асов, а также создания и разрушения мира. Под конец весь дворец и его обитатели просто растворяются в воздухе и Гюльви остается стоять перед пустой землей. Многие мифы в этой части «Младшей Эдды» – например, мифы о том, как был связан путами волк Фенрир, о мастере, который построил стены вокруг Мидгарда, о путешествии Тора к Утгарда-Локи – известны только из данного источника.

Следущая часть «Язык поэзии» значительно менее цельна, чем «Видение Гюльви». Обрамление его не выдержано. В начале «Языка поэзии» повествуется о том, как на пиру у асов морской великан Эгир беседует с богом поэзии Браги. Браги рассказывает Эгиру некоторые мифы, а потом отвечает на вопросы Эгира о разных способах выражения в поэзии. Но на этом обрамляющий рассказ прерывается, и дальше Снорри уже, по-видимому, говорит от своего имени. Дальше в вопросах и ответах, но без упоминания об Эгире и Браги как собеседниках, рассказывается о том, какие обозначения приняты в поэзии для разных вещей, приводятся стихотворные примеры, а иногда и мифы или сказания, поясняющие то или иное поэтическое обозначение. К концу «Языка поэзии» вопросы уже не задаются, а изложение все больше принимает характер средневекового учебника. Мифы и сказания приводятся в «Языке поэзии» с целью пояснить то или иное поэтическое обозначение. Например, задается вопрос: «Почему золото называют посевом Хрольва?». Затем следует рассказ о легендарном датском конунге Хрольве по прозвищу Жердинка и, в частности, о том, как он разбрасывает золото в долине реки Фюри перед преследующим его шведским конунгом Адильсом. «С той поры золото и зовется посевом Хрольва или долины Фюри», – говорится в заключение. Поэтические обозначения вроде «посев Хрольва» назывались «кеннингами». Такие обозначения играли в поэзии скальдов огромную роль, и большинство скальдических кеннингов известно именно из «Языка поэзии». В «Языке поэзии» повествуются мифы о похищении Идунн, обладательницы волшебных яблок, и великане Тьяцци, о меде поэзии, о Торе и великане Хрунгнире, о Торе и великане Гейррёде, а также о волосах богини Сив и сокровищах богов. В отличие от «Видения Гюльви», где рассказываются только мифы, или сказания о богах, «Язык поэзии» содержит и ряд героических сказаний, а именно сказания о Нифлунгах, о мельнице Гротти, о Хрольве Жердинке, о битве Хьяднингов. Источники всех этих мифов и сказаний те же, что и у мифов в «Видении Гюльви» древние песни, скальдические стихи, устные рассказы, а может быть, и некоторые уже раньше записанные произведения. В заключительной части «Языка поэзии» приводится большое количество хейти

В заключительной части называющейся  «Перечнем размеров» , Снорри наглядно иллюстрирует различные варианты скальдических стансов(в основном собственого сочинения)

Во времена Снорри поэзия скальдов доживала свой век. Снорри был  одним из последних скальдов, сочинявших хвалебные песни в честь норвежских правителей. При дворе норвежского  короля во времена Снорри давали себя знать новые литературные вкусы  – куртуазные и романические. Скальды  уже не пользовались там такой  популярностью, как раньше. В своей  «Эдде» Снорри обращен в прошлое, а не в будущее. Скальды, жившие за сто, двести, триста или даже четыреста  лет до него, были для него образцом для подражания и непререкаемым  авторитетом. Тем, что известно о  поэзии скальдов, мы обязаны всего  больше «Эдде» Снорри. Но учебником  поэзии его книга не стала. Правда, еще и в XIV в. в Исландии сочинялись скальдические стихи, а некоторые  элементы скальдического искусства  продолжали жить в римах, народном поэтическом  жанре, в продолжение многих веков. Все же это были только некоторые  элементы скальдической поэзии, а  не искусство скальдов в целом.


Информация о работе Младшая Эдда