Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:47, доклад

Краткое описание

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Модель  психической структуры  личности в психоанализе З.Фрейда 
 

Зигмунд Фрейд  родился в 1856 году. Он является известным  австрийским психиатром и психоаналитиком.  Итогом его научных изысканий  послужила теория психосексуального  развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго", которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".  В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности. 

Система бессознательного «Оно» 

 Если считать,  что человек такое же детище  природы, как и остальные известные  нам живые существа, то он в  определенной мере - наделен теми  же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны.

К инстинкту  самосохранения относятся следующие  подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные  функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища, и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

 Таким образом,  инстинкт самосохранения утратил  свою значимость, и на первое  место вышел инстинкт размножения,  или, как называет его Фрейд,  либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они

перешли к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.  

Система предсознательного  «Я» 
 

 Согласно  теории Фрейда, "оно" набрало  свою изначальную силу, но параллельно  с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

 В нашем  случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним  наполнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жидкостью,  то есть в строго концентрированном  состоянии "оно" находиться  не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии, и покой относителен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени,

причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому  предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а  внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут разнообразные мелкие процессы) . Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы) , следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. При помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика. По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют отбор и сортировку желаний, влечение бессознательного и соответствующих им идей. 

Система «Сверх-Я» 

   Теперь  рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".  

"Сверх-Я"  является неотъемлемой частью  человеческой психики. Так как  человек живет в обществе, то  оно  оказывает на него влияние.  Вернемся к предложенным выше  рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную) , то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает. Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний систему органов, образующих большой, единый организм.

Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой совокупность всех общественных отношений ,контролирующих поведение человека .  К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуждение совести у человека, возникновение чувства вины, строгости и презрения к себе.Выступая как цензор , веления которого выполняются вытеснением, «Сверх-Я» обнаруживает себя как моральная  психическая сила, которое сознание не может преодолеть.

Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (в качестве примера  Фрейд приводит отождествление ребенка  с отцом)

Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается  на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен религией . Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех сознательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или  выливается в "Эдипов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил  авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий. 

Фрустрации 
 

 Естественно,  на основании всего вышесказанного  можно сделать вывод о том,  что мир движется за счет  противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я , но

тогда мы имеем  все основания утверждать, что  нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному  взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную оболочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает выход . Второй фактор, который дополняет первый, является следующим: по второму закону диалектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество,

в частности  в энергию социальную, то есть человек  делается социально активным. Если оба канала для выхода открыты, то индивид находится в нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам, проявляемым в

самых различных  формах: от фантомных болей до психических  расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым  последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их. Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его психика, являются автономной саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения

психики является не конфликт между бессознательным  и сознательным, а воздействия "сверх-Я".

Заключение 

Зигмунд Фрейд  сделал большой шаг в оценке и  понимании развития человеческого  общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в  познании человеческой психики и  раскрытия ее глубин. В своей работе я попыталась раскрыть основные элементы психоанализа Фрейда. Человеческая психика согласно Фрейду делится на три области – системы психического: сознательное, бессознательное, предсознтельное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодейсвия. Для первых двух систем- сознательного и бессознательного – характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической  жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.


Информация о работе Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда