Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и объяснение сути субкультур, и освещение психологии неформальных движений среди молодежи с нескольких сторон.
Поставленная цель, раскрывается через следующие задачи:
- изучение социально-исторических условий и причин появления молодежной субкультуры;
- рассмотрение типологии молодежных субкультур;
- рассмотрение развития, каждой из рассмотренных в работе, субкультур;
- изучение их места в культуре и в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
В России субкультуры менее популярны, чем в других странах потому, что у нас до сих пор считают участников субкультурных группировок ненормальными, сумасшедшими людьми. А все из-за того, что менталитет меняется очень медленно. Люди привыкли жить как все, не выделяясь из толпы. «Субкультурная» молодежь всегда дистанцировалась, отличалась от большинства. И любая субкультура, какой бы массовой она не была – всегда остается меньшинством.
Субкультуры – это не что-то замкнутое и застывшее. Они развиваются и видоизменяются. У каждой из них есть пик, когда она в моде, когда в нее приходят толпы молодежи, даже не вникая в смысл.
Массовость – это один из главных критериев выбора субкультур, рассмотренных в данной работе, и каждая из них имеет отношение к России. А данная работа посвящена изучению идеологии и философии молодежных субкультур.
Этот вопрос актуален до сих пор потому, что все больше подростков во всех странах мира становятся неформалами, поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовыми столкнуться с ее представителями в реальной жизни. На сегодняшний день более 95% молодежи принадлежат к той или иной субкультуре, у которой свои взгляды на жизнь.
Целью данной работы является рассмотрение и объяснение сути субкультур, и освещение психологии неформальных движений среди молодежи с нескольких сторон.
Поставленная цель, раскрывается через следующие задачи:
- изучение социально-
- рассмотрение типологии молодежных субкультур;
- рассмотрение развития, каждой из рассмотренных в работе, субкультур;
- изучение их места в культуре и в обществе.
В числе информационных источников курсовой работы использованы данные и сведения из книг, таких как: Щепанская Т.Б. «Символика молодежной субкультуры», где обсуждаются проблемы молодежных движений; Козлов В. «Реальная культура», в которой автор собрал подробные и компетентные очерки о наиболее актуальных молодежных субкультурах; Левикова С.И. «Молодежная субкультура», где описаны условия возникновения молодежной субкультуры, ее характеристики и механизмы изменения и Башкатов И.П. «Психология неформальных подростково - молодежных групп», рассказывающая о неформальном движении как особом типе социального взаимодействия.
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Культурная жизнь любого неоднородного общества представляет собой процесс сосуществования людей, по-разному видящих и оценивающих окружающую их действительность. Это происходит потому, что разные люди являются носителями несовпадающих картин мира. А, как известно, люди с близкими картинами мира составляют некую социокультурную общность, называемую субкультурой. Так что культура любого общества – это совокупность взаимодействующих между собой субкультур.
Субкультура – это общность именно картин мира, своеобразный сгусток норм, идей, ценностей и идеалов в общем поле культуры, к которому, как к магниту, притягиваются и отдельные личности, и целые группы, разделяющие эти ценности.1
Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внтури системы «официально», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие, умонастроение) ее носителей.2
Главный признак субкультуры –
это наличие в ней
Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:
● она представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать группы как непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
● вхождение молодого человека в молодежную субкультуру означает принятие им и разделение норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, жаргон, украшения);
● значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
○ посредством ее молодые люди узнают «своих»;
○ она отличает данных молодых людей и выделяет среди них «чужих»;
○ она работает на объединение и сплочение группы;
○ она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.
Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму, основными чертами которого выступают плюрализм, множественность, децентрация, неопределенность, фрагментарность, прерывность, изменчивость, отсутствие бинарных оппозиций, эклектизм. Эти черты характерны и для постмодернистского мировосприятия, и философии, и молодежной субкультуры.
1.1 ГЕНЕЗИС МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Истоки генезиса феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах: в статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных – молодое. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую социально-демографическую группу – молодежь. Переход же общества от индустриальной к индустриально развитой стадии, затем и к постиндустриальной привел, в том числе, к появлению молодежной субкультуры.
Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Проблеме конфликта поколений были посвящены размышления я работы многих авторов, в том числе З. Фрейда, Л. Фойера, К. Кенистона, В. Леонарда, С. Эйзенштадта, К. Дэвиса, М. Мид, А. Сови и других. Авторы с различных позиций подходили к этой проблеме и раскрывали многие грани указанного конфликта.3
Проводившееся же в 70 – 90-х годах XX столетия социологические исследования показали, что проблема конфликта поколений во многом надуманна и сильно преувеличена. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений совсем необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры, а также уходом молодых людей в неформальные молодежные объединения.
Изучение генезиса молодежной субкультуры позволило выявить сущностную основу этого социального феномена и ответить на вопрос, почему мы сталкиваемся с данным феноменом в индустриально развитых обществах на стадии к переходу к постиндустриализму. Это так же помогает раскрыть тот факт, что индустриально развитые и постиндустриальные общественные системы привносят в социальное бытие новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, как и все люди, в самоутверждении, самовыражении. Невозможность для некоторых молодых людей удовлетворить эту потребность, вызванная чрезвычайным удлинением периода обучения в индустриально развитых и постиндустриальных социальных системах, приводит к возникновению молодежной субкультуры как механизма социокультурной компенсации «пустоты и не стыкуемости стандартных социальных структур».
1.2 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДЛЯ МОЛОДЫХ
К тому же времени на историческую арену вышла большая армия молодых людей, основным занятием которых была учеба, оставляющая много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых. Но создаваемая культура уничтожала их еще не сформировавшиеся личности. Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, стремление молодежи уйти от действительности в мир иллюзий, их желание сохранить собственную индивидуальность на деле обернулась лишь иной формой потери этой индивидуальности, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры.
Чтобы точнее определить, что в действительности представляет собой феномен молодежной субкультуры, необходимо развести его толкование с понятием «культура для молодых». Основные их различия таковы:
● молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых; культура для молодых создается, инициируется «отцами» для «детей»;
● молодежная субкультура – явление «элитарное» в том смысле, что через него проходят немногие молодые люди; культура для молодых – явление всеобщее, массовое, ориентированное на биологически молодых людей, поскольку она затрагивает почти всех молодых, вне зависимости от того, работают они или учатся;
● молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество; культура для молодых хот по форме и может из проявлений современной массовой культуры индустриально развитых и постиндустриальных обществ, ее сегмент, а потому она удерживает молодежь в рамках их общества;
● молодежная субкультура обладает сферой специфических взглядов, конкретные ее типы и варианты понятны лишь знающим и посвященным; культура для молодых предельно доступна и апеллирует к более биологическим (физиологическим), нежели к интеллектуальным реакциям и способностям биологически молодых людей и молодящихся взрослых;
● для молодежной субкультуры характерен уход от действительности, поскольку молодежь «бежит» в мир иллюзий из общества; культуре для молодых, наоборот, присуще стремление быть сопричастным той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество;
● для молодежной субкультуры характерно непринятие господствующего порядка (нонконформизм); а культуре для молодых – конформизм (принятие господствующего порядка);
● молодежная субкультура – феномен урбанистический, характерный дл крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут.4
1.3 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СПОСОБ
САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Молодежная субкультура и
Молодежная субкультура служит своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений старой, а иногда и создания новой системы ценностей, морали общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в современной молодежной субкультуре общества. Это переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации молодежи к миру взрослых. Однако, с одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой – именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.
История свидетельствует, что любое общество для своей устойчивости должно иметь достаточно сложную структуру. Носители любой субкультуры стремятся к обособлению от окружающего мира, используя дл этого разнообразные способы: особый язык и манеру говорить, особую одежду, определенный стиль и характерный образ жизни.5 Язык субкультурной общности может существенно отличаться от общепринятого языка и тем самым служить барьером, отделяющим группу от посторонних. Важно понимать, что любые признаками, присущие той или иной субкультуре, производны от своеобразия субкультурной картины мира.
Субкультуры с момента своего возникновения не являются замкнутыми системами, их существование протекает в непрерывном взаимодействии с другими субкультурами. Поскольку субкультуры отличаются одна от другой своеобразием картин мира, отсюда следует, что они нуждаются в различном искусстве для их формирования и совершенствования.
Весь современный мир все больше и больше воспринимается как огромный многоканальный лабиринт, лабиринт развлечений. И это касается не только свободного от основной деятельности времени. Стремление привлечь внимание, заинтересовать, удержать в рамках своего игрового поля проявляется практически во всем. Человек в современном мире может вполне идентифицироваться, найти себя, выбрав в лабиринте развлечений то, что ему по вкусу, ибо приняв предлагаемые правила игры, а, следовательно, некие ценности, убеждения, близкие собственному мироощущению, ты уже не один, что очень важно, намечена цель и попросту есть чем заняться. И ни одна субкультура в этом случае не исключение.
Любая субкультура – это всегда «против». Против репрессивной государственной власти, продажной политики, бюрократии, коррупции, карающих органов, войны и прочей социальной несправедливости, в общем, всегда найдется против чего выступить, как и всегда найдутся «враги, которые портят жизнь».
Далее будут рассмотрены семь субкультур, вызвавших немалый общественный резонанс по всему миру, в том числе и в России.
ГЛАВА II. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Одна из первых субкультур в сегодняшнем понимании слова появилась в 1920-е годы в Америке и была связана с музыкой – джазом. Молодые люди (их называли «Swing Kids» - «Дети свинга») проводили вместе время, слушали джаз и плевали на все принятые в обществе условности и социальные различия.6 То есть уже тогда субкультура бросала вызов обществу, ее участники выделялись из толпы. Позже, после Второй Мировой войны, появилась новая джазовая субкультура – вокруг стиля бибоп, - отрицающая ценности «Детей свинга». За ней пришел черед одной из самых интеллектуальных субкультур – битников – и одной из самых неинтеллектуальных – байкеров. Примерно в то же самое время появилась и первая субкультура в СССР – «штатники», или «стиляги».