Молодежь и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие «молодежь и субкультура»…………………………………..4
Молодежь…………………………………………………………….4
Молодежная субкультура…………………………………………..5
Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и
социализации молодежи………………………………………………...8
Культура и сферы самореализации молодежи……………………….12
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Если  общество нацелено на развитие, оно  социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться  сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

 

3. Культура и сферы  самореализации молодежи

Выделим три основные сферы:

1) Досуговая сфера  

2) Сфера религии и культуры

3) Политическая и профессиональная  сферы

1) Досуговая сфера

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны. Например,  для молодых людей этого типа «семьянин» характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе). И простые и “домашние” формы досуга - чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых [2, с. 98].

Второй тип – «общительный»  ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни [2, c. 48] .

Третий тип подразумевает наличие  в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван «развлекающимся» . Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым.

Четвертый тип молодёжи можно определить как «социально-активный». Он объединяет  молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным.

Пятый тип — «одухотворенный» —  живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений.

Шестой  тип — «гармоничный» — означает полноценность социальных связей. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей степени  ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие  от старшего поколения. Досуг молодежи по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга [3, с. 245]. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный вовлечением личности в различные социальные группы.

2) Сфера религии и культуры

Сфера религии. Молодые люди в вопросе  религии в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время. Молодежь посещают церковные богослужения для удовлетворения личных потребностей.

Сфера культуры. Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства  занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом молодые люди отдают свое предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для молодежи в основном на экранах телевизора и компьютера. Лишь немногие ходят  в кинотеатр на каждый новый фильм. Остальные ходят изредка или  по возможности.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Молодежь очень редко посещает выставки по собственной инициативе. Лишь немногие делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды молодежи на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников.

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные  изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее  в потребностях молодежи превалировала  ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (интернет, театр, кино, музей, телевидение).

3) Политическая и профессиональные сферы

Политика не является приоритетной сферой интересов и  потребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма  интереса молодежи к политике сегодня  – информационная. Отношение к  политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, молодые люди все чаще соотносят  с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную  для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы [3, с. 375].

Профессиональная  сфера. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В большинстве приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

Таким образом, выделяются следующие сферы реализации молодежи: досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Молодежь - обширная совокупность групповых  общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

У молодежи были и есть свои специфические, обусловленные  возрастом проблемы, которых нет у "зрелого" человека. Молодежь одновременно объект и субъект социализации.

Рассмотрев  вопрос о сферах реализации молодежи, был сделан вывод, что существуют такие сферы реализации молодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.

Таким образом, в ходе выполнения контрольной работы были раскрыты понятия: молодежь, культура, субкультура, а значит и цель работы - рассмотреть понятия «молодежь» и «культура» - выполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: учебное пособие / В.Т. Лисовский – СПб: СПбГУ, 2000. – 511 с.
    2. Иваненков, С.П. проблема социализации современной молодежи [Текст] / С.П. Иваненков – СПб: 2008. – 336 с.
    3. Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст]: учебник для вузов / Н.Г. Багдасарьян – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2010. – 495 с.
    4. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 446 с.
    5. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 336 с.

 

 

 


Информация о работе Молодежь и культура