Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:19, контрольная работа
Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.
Введение……………………………………………………………………..3
Понятие «молодежь и субкультура»…………………………………..4
Молодежь…………………………………………………………….4
Молодежная субкультура…………………………………………..5
Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и
социализации молодежи………………………………………………...8
Культура и сферы самореализации молодежи……………………….12
Заключение………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………….17
Если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.
3. Культура и сферы самореализации молодежи
Выделим три основные сферы:
1) Досуговая сфера
2) Сфера религии и культуры
3) Политическая и
1) Досуговая сфера
Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны. Например, для молодых людей этого типа «семьянин» характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе). И простые и “домашние” формы досуга - чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых [2, с. 98].
Второй тип – «общительный» ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни [2, c. 48] .
Третий тип подразумевает
Четвертый тип молодёжи можно определить как «социально-активный». Он объединяет молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным.
Пятый тип — «одухотворенный» — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений.
Шестой тип — «гармоничный» — означает полноценность социальных связей. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Досуг молодежи по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга [3, с. 245]. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный вовлечением личности в различные социальные группы.
2) Сфера религии и культуры
Сфера религии. Молодые люди в вопросе религии в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время. Молодежь посещают церковные богослужения для удовлетворения личных потребностей.
Сфера культуры. Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом молодые люди отдают свое предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.
Кино «существует» для молодежи в основном на экранах телевизора и компьютера. Лишь немногие ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. Остальные ходят изредка или по возможности.
Хуже отношение к
В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (интернет, театр, кино, музей, телевидение).
3) Политическая и профессиональные сферы
Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, молодые люди все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы [3, с. 375].
Профессиональная сфера. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В большинстве приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
Таким образом, выделяются следующие сферы реализации молодежи: досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Заключение
Молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
У молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у "зрелого" человека. Молодежь одновременно объект и субъект социализации.
Рассмотрев вопрос о сферах реализации молодежи, был сделан вывод, что существуют такие сферы реализации молодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Таким образом, в ходе выполнения контрольной работы были раскрыты понятия: молодежь, культура, субкультура, а значит и цель работы - рассмотреть понятия «молодежь» и «культура» - выполнена.
Список использованной литературы