Мораль и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:02, реферат

Краткое описание

«Мораль» – это определенная форма общественного сознания, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения Добра и Зла, Справедливости и Несправедливости, способности жить по Совести, Чести.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад 1. Мораль.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

    Для того чтобы выяснить и разобраться  в морально- этических аспектах руководства, для начала нужно конкретнее разобрать, что представляет собой «мораль» и «этика».

    «Мораль» – это определенная форма общественного сознания, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения Добра и Зла, Справедливости и Несправедливости, способности жить по Совести, Чести.

    Мораль  направлена на единообразие регуляции  отношений и снижение конфликтности  в обществе.

    Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

    Мораль  проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные  нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек  приобретает сведения о том, что  такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность  своего выбора принимающих решения  о выборе целей и средств.

    «Этика» (от греч. ethos – нравственный обычай, характер, образ жизни) – учение о морали, о нравственном воспитании личности.

    Профессиональная  этика «объединяет этические  воззрения, характерные для конкретных видов деятельности, конкретных профессий. Причем связаны эти воззрения  главным образом с обоснованием или разработкой норм — правил поведения, которые могли бы помочь при разрешении типичных для данной деятельности нравственных коллизий».

    В этическом кодексе  руководителю предприятия  необходимо закрепить  следующие моменты:

  • корпоративные стандарты: хорошо, если компанию можно узнать по традиционно корректному ответу секретаря;
  • правила поведения в нестандартных ситуациях: это снизит риск того, что сотрудник растеряется в общении с клиентом;
  • порядок внутреннего взаимодействия: налаженный обмен информацией повысит скорость процессов, что благоприятно отразится на финансовых показателях компании.

    Целью морально-этических норм является создание атмосферы взаимоуважения и доверия в трудовых коллективах, содействующей эффективной производственной деятельности и перспективному развитию Компании. Этический кодекс определяет личные качества, присущие работникам Компании, и нравственные нормы, которыми надлежит им руководствоваться при исполнении должностных обязанностей, установленных заключенными с ними трудовыми договорами.

    Также необходимо отметить, что и Работники различных компаний придерживаются в своих поступках и решениях следующих этических норм:

  • Честность, порядочность и объективность при выполнении служебных обязанностей. Работник отказывается от получения ненадлежащей выгоды, то есть денежных вознаграждений, подарков, льгот, преимуществ и пр., связанных с выполнением им служебных обязанностей. Он не допускает того, чтобы перспектива получения ненадлежащей выгоды влияла на принятие решения и его действия (бездействие) в отношениях с партнерами. При принятии решения работник действует в строгом соответствии с законом и беспристрастно осуществляет свое право на принятие управленческих решений, учитывая только интересы Компании и объективные обстоятельства ее деятельности.
  • Корректное поведение. Работник Компании доброжелателен, тактичен и вежлив во взаимоотношениях с коллегами по работе и другими лицами, при решении спорных вопросов не прибегает к каким-либо формам дискредитации оппонентов и не наносит вред их профессиональной репутации. Все спорные вопросы решает в ходе доброжелательных переговоров и дискуссий.
  • Лояльность. При исполнении своих обязанностей работник отстаивает права и интересы Компании, не оказывая предпочтение, какому бы то ни было лицу, группе лиц или организаций. Работник Компании избегает участия в конфликтах различных организаций, которые способны дискредитировать Компанию, вызвать конфликт интересов, нанести прямой или косвенный ущерб Компании.
  • Конфиденциальность информации. Работник Компании не раскрывает третьей стороне информацию, полученную в ходе профессиональной деятельности, исключая случаи, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами Компании или заключенным с ним трудовым договором, и не должен использовать конфиденциальную информацию во внеслужебных целях.
  • Честь и Достоинство. Работник Компании считает недопустимым дискриминационное отношение к людям по таким признакам, как: расовая принадлежность, религия, пол, возраст, национальность, инвалидность, убеждения, партийная принадлежность, социальное происхождение, язык, имущественное положение и другим.
 

    Эффективность действия моральных норм прямо зависит от того, насколько их придерживаются менеджеры организации и как в действительности караются работники, которые нарушили нормы. Если управленческий персонал уважает выполнение кодексов действительно важным, подтверждает свое согласие с их содержанием и при всем народе карает нарушителей, то морально-этические нормы способны создать надежную основу для формирования эффективной корпоративной программы деловой этики.

    Роль  руководителей высшего уровня. Для  того чтобы моральные нормы (кодексы) были эффективными, менеджеры высшего уровня должны выполнять определенные обязательства. Потому что они являются образцом для других, хотя поступки являются важнее слов. Если менеджеры высшего звена, например, используют ресурсы компании в личных целях, помогают, лишь своим друзьям и родственникам, это значит, что, по их мнению, такое поведение приемлемо для всех работников организации. Повышение в посаде сотрудника, который достиг выдающихся результатов путем применения сомнительных в этическом плане методов, является для других служащих сигналом, что такие способы ведения бизнеса в этой организации полностью допустимы. После того как неэтичное поведение (поступок) раскрыто, менеджеры должны не только наказать нарушителя, но и сообщить другим о данном факте огласки и даты возможность каждому в организации узнать о негативных последствиях такого поведения. Такая практика станет сигналом совсем другого характера: "Каждое нарушение имеет свою цену, и неэтичное поведение работает против вас!"

Четкие  производственные цели

    Перед работниками необходимо ставить  реалистичные и точные цели. Стоит  помнить, что если четко определены цели связанные с неисполнимыми  требованиями, это может привести к проблемам этического характера. Подчиняясь такому давлению, даже работники, которые привыкли в других условиях поступать этически, нередко начинают относиться к работе из принципа "будь, что будет". Если же цели ясные и реалистичные, они служат скорее стимулом для сотрудников, в которых в этом случае исчезает ощущение неоднозначности и двусмысленности своей деятельности.

Всесторонняя  оценка показателей  работы

    Если  оценки показателей работы сосредоточивают  только на экономических результатах, возникает достаточно опасная ситуация, когда цель оправдывает средства. Чтобы менеджеры организации  придерживались высоких морально-этических  стандартов, в процесс оценки их деятельности стоит включить и этот критерий. Так, например, ежегодный  обзор показателей работы менеджеров может, рядом с больше традиционными  экономическими показателями, содержать  бальную оценку того, насколько их решения соотносятся с моральным  кодексом компании. Само собой понятно, если менеджер продемонстрировал красивые результаты за экономическими критериями при низком балле в области  этики, организации необходимо будет  принять соответствующие меры.

Независимые общественные ревизии

    Ни  для кого не секрет, что любой  неэтичный поступок рано или поздно становится известным. Независимые  ревизии, в ходе которых решение  и управленческая практика оцениваются  с точки зрения их соответствия моральному кодексу организации, значительно  повышают вероятность своевременного выявления нарушителей в этой сфере. Такие ревизии могут стать  традиционными и проводиться  регулярно, равно как и финансовые проверки, а могут происходить  произвольно, без предыдущего предупреждения. Эффективная программа по обеспечению  этического поведения персонала  должна, как видно, включать обе этих разновидности. Чтобы не нарушались высокие принципы справедливости, ревизоры должны нести ответственность только перед правлением директоров компании и представлять свои результаты непосредственно  правлению. Такая практика не только позволяет держать в рамках разрешенного ревизоров, но и снижает возможность мести со стороны обнаруженных нарушителей.

      В заключение хотелось бы заметить, что необходимо проводить программы по учебе этике, так как они способны принести достаточно большую пользу. Они крепят высокие морально-этические стандарты поведения в организации. Они служат напоминанием о том, что менеджеры высшего уровня ожидают от своих подчиненных, что они будут принимать все решения с учетом морально-этических аспектов. Они разъясняют, какие методы работы допустимы в организации, а которые - нет. И наконец, когда менеджеры обсуждают между собой какие-либо важные для всех вопросы, они могут быть уверены в том, что им не придет разрешать сложные из морально-этической точки зрения проблемы в одиночку. Эта уверенность способна дать им действие и уверенность в тех случаях, когда они вынуждены принимать непопулярные, но этически правильные решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мораль и ее цели