Морфология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических целях удобно отделять от собственно материальной (хозяйственной) физическую и социальную культуры. Таким образом, морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами. Что включает в себя каждый из них?

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

Морфология культуры

Морфология культуры

раздел культурологии, имеющий  своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение, структурные элементы культуры как системы, их строение и  особенности (национальная культура, городская  культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные  подвиды, такие, как материальная и  духовная культура.

 

Осн. методы познания — общая  теория систем, организационный и  динамич. анализ. Осн. пограничные области  — социология, психология, этология, экология.

Морфологич. изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни  трех поколений (непосредств. трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в истор. масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации  культурных объектов и процессов  в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов об-ва;. технологическое —  распределение культурного потенциала в физич. и социокультурном пространстве и времени.

Общую морфол. модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить сл. образом: три  уровня связи субъекта социокультурной  жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хоз., полит., правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого  опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация  — домашнее хозяйство, нравы и  обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практич. знания и навыки; трансляция культурного опыта —  игры, слухи, беседы, советы и т.п.

В рамках культурологии морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку  позволяет выявить соотношение  универсальных и этноспецифичных  характеристик в строении опр. культуры. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

В рамках деятельностной концепции культуры она может  быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного  творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может  быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических  целях удобно отделять от собственно материальной (хозяйственной) физическую и социальную культуры. Таким образом, морфологический «срез» культуры может  быть представлен четырьмя элементами. Что включает в себя каждый из них?  
7.1. Материальная культура

Под материальной культурой  понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный  человеком предметный мир, который  иногда называют «второй природой».

Но артефакты - лишь одна из сторон материальной культуры, а именно продуктивно-предметная грань. К ней относят, прежде всего, вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого  потребления, а также технические  сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды  сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.

Также выделяют технологическую  грань материальной культуры. К ней  относят исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся  способы (технологии) производительной деятельности общественного человека. Это то, что называют собственно культурой производства. В абстрактом виде она представлена в виде своего рода технологической карты. Возможности  и потребности производства, заданные исторической преемственностью, творческий потенциал работников, возможность  использования опыта деятельности и теоретических достижений науки - все это также характеризует  производственно-технологическую культуру.

Субъектная грань  материальной культуры включает в себя техническую культуру создателей и  потребителей предметного мира.

В последнее время  в качестве ипостаси материальной выделяют так называемую экономическую культуру. Экономическую культуру в широком  смысле можно понимать как характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными  особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы  ценностей экономической деятельности. В более узком смысле экономическая  культура отражает специфический для  данного общества социально транслируемый  уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами - предметами, отношениями, ценностями.

К идеальным элементам  экономической культуры относятся  экономические потребности, интересы различных социальных групп, мотивы экономической деятельности, исходящие  из условий образа жизни, системы  ее стимулов; ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения  людей, получающие одобрение общества или осуждаемые им; модели экономического поведения, воспроизводящиеся спонтанно  или пропагандируемые государством; трудовая ментальность - особенности  психического склада людей, занимающихся экономической деятельностью, выступающие  как иерархия идей, оценок, воззрений  на эту деятельность как относительно целостную и устойчивую совокупность мыслей, верований, навыков духа, ценностных ориентаций, которые создают образ  хозяйственной деятельности и скрепляют  общество трудящихся; трудовая этика - отношение к труду, богатству  и бедности, собственности, другие ценностные ориентиры труда; трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы; характер взаимодействия традиций и новаций  в экономической жизни, способы  трансляции позитивного экономического поведения и противодействия  негативному; экономическая идеология; ориентация и содержание экономических  знаний; экономическое мышление и  его принципы, методы осмысления экономических  проблем.

Мир вещей исследуется  современной наукой в различных  срезах культурологического поля, таких  как исторический, семиотический, социологический, аксиологический, эстетический. Соответственно знакомство с этим опытом осуществляется на материале археологии, этнографии, истории, теории техники, архитектуры, искусства и дизайна. Общая черта  всех исследований - обращение исключительно  к уже готовым объектам, т.е. налицо отсутствие проблематики, связанной  с их потреблением и созданием, с  коренными вопросами, определяющими  все иные стороны «жизни» вещей.

Чрезвычайно важным представляется изучение процесса эволюции материальной культуры, общих ее закономерностей. При этом необходимо абстрагироваться от безбрежного многообразия конкретных эмпирических фактов, проследить общую  логику событий, выбрать характерные  точки в эволюции объекта, где  соответствующие закономерности наиболее обнажены. Исходная точка - акт возникновения, связанный с такими проблемами, как  качественное развитие материи в  космическом масштабе, формирование биосферы, естественный выход культуры из природы, наследование, сохранение и усложнение в предметном мире природных закономерностей и функций, зародившихся в природе, синкретичность первых искусственных предметов.

Современное понимание  этапов развития мировой материальной культуры исходит из признания того, что звеном, определяющим ее уровень  и особенности, служит господствующий способ обработки исходных материалов. Именно это, а не региональные, национальные, этнические, религиозные и другие признаки, позволяет выделять основные этапы (типы культуры) в истории человечества:  
этап ручного труда (в прошлом);  
этап машинного производства (сейчас);  
этап информационного формирования «второй природы» (в ближайшей перспективе).  
7.2. Духовная культура

К духовной культуре относят идеологию, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство), мифологию, религию, философию. Духовная культура вырастает как идеальная  сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица  духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может  играть на различных этапах развития общества ведущую роль.

В духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера  духовной культуры – проективная  деятельность человека.

Проективная деятельность порождается созидательной творческой активностью человеческого воображения, предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих  конструкций. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества. Результаты этого вида деятельности - идеальные  модели, проекты и чертежи технических  сооружений, конструкций, машин (результаты инженерной деятельности), а также  различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического  устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования оказывается и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего.

Вторая сфера  духовной культуры – познавательная деятельность человека.

Вторая сфера  духовной культуры охватывает способы  познавательной деятельности человека, выступающей в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом  в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может  быть представлена научной деятельностью. Науку принято определятькак  высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, о самом человеке.

Наука выполняет  функцию описания, объяснения и прогнозирования  процессов и явлений действительности на основе объективных законов. В  этой сфере духовной культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некое  упорядоченное единство. Непрерывность  интеллектуальных новаций уравновешивается непрекращающимся процессом естественного  отбора, проверки добытых знаний. В  любом обществе складывается независимая  от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

В процессе образования  как вида духовной деятельности происходят передача и усвоение новых для  человека (но не человечества) знаний, таких как творческое приобщение к научным достижениям общества.

Третья сфера  духовной культуры – ценностно-ориентированная  деятельность человека.

Эта сфера может  быть представлена тремя подсистемами. Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной (нравственной) культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения  индивидов и социальных групп  ко всем сторонам жизнедеятельности  друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый  обществом и индивидом уровень  человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения  к человеку как цели и самоценности. Эта культура не тождественна рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства - убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п. Основополагающими категориями моральной культуры являются понятия «ценность» и «норма» (подробно рассмотренные в параграфе 6.2).

Основными принципами современной моральной (нравственной) культуры считают:  
«золотое правило» нравственности – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;  
моральная автономия личности – личность несет ответственность за свои поступки перед собой и перед человечеством;  
гуманизм – человеколюбие, признание единства человечества, забота о благополучии и счастье каждого человека.

Вторая ценностно-эмоциональная  подсистема этой сферы духовной культуры ярко представлена в художественной культуре. Ее внутреннее строение исследовано  пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной  схеме «художник - искусство - публика». Это некая самоуправляющаяся  система, где элементами являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются  в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

Огромную роль в  духовной жизни человека играет религиозная  культура (третья подсистема).Она основана на религиозной деятельности как  восхождении человека к Богу, воплощается  культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей  системой ценностей, главной из которых  является Бог как духовно-нравственный Абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера  духовной культуры - общение людей.

Духовное общение  имеет множество форм. Формы эти  определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнером  человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен  информацией, - высокая культурная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта  или ситуации, восприятие собственных  действий, состояний, движений. Результат  коммуникации - это и возможное  изменение установок или поведения  членов группы под воздействием внешних  стимулов, это и достижение определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения.

Духовное общение  может происходить не только на межличностном  уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные  в речи, книгах, произведениях искусства  результаты духовной деятельности постоянно  «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных  поколений, эпох, культур, через объективированные  результаты духовной деятельности.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека. 

Информация о работе Морфология культуры