Музейные коллекции Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – ознакомиться с музейными коллекциями С - Петербурга.
Задачи работы ознакомиться с известнейшими музеями С-Петербурга:
- музей «Кунсткамера»,
- «Русский государственный музей»,
- «Эрмитаж».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Музейные коллекции Санкт-Петербурга………………………………...4
1. 1 Музей «Кунсткамера»………………………………………………….4
1. 2 «Русский государственный музей»…………………………………...6
1. 3 «Эрмитаж»……………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………18.

Вложенные файлы: 1 файл

музейные коллекции Петербурга.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Музейные коллекции Санкт-Петербурга………………………………...4

    1. 1 Музей «Кунсткамера»………………………………………………….4

    1. 2 «Русский государственный музей»…………………………………...6

    1. 3 «Эрмитаж»……………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………….…17

Список использованной литературы………………………………………18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вещи, которые окружают нас в  повседневной жизни, стали настолько  привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний [3].

В XV веке музеи возникали в связи  с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными  экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

Первые музеи в России появились  в эпоху Петра I (1696-1725). Император  основал знаменитую «Кунсткамеру» в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.

Первое упоминание об Оружейной  палате Московского Кремля относится  к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно  участвовала в Северной войне  в Европе. Трофеи войны составили  базу многих частных и государственных  музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.

Цель данной работы – ознакомиться с музейными коллекциями С - Петербурга.

Задачи работы ознакомиться с известнейшими музеями С-Петербурга:

- музей «Кунсткамера»,

- «Русский государственный музей»,

- «Эрмитаж».

Объект исследования: музейные коллекции С - Петербурга.

Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, способы и условия употребления.

1. Музейные  коллекции Санкт-Петербурга

1. 1 Музей «Кунсткамера»

Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – «Кунсткамеры». Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного - Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов. Её купил Пётр во время своего Великого посольства.

Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла  в состав Академии наук России. Для  пополнения музея проводились различные  академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались  различные редкие предметы.

После академических экспедиций коллекции всех отделов «Кунсткамеры» пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: «в нашем хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которые нигде не обретаются». Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

Петровская «Кунсткамера» в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым «множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог». Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в «Кунсткамере» было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в «Кунсткамере» не скапливались беспорядочно случайные «раритеты», «монстры» и «курьезы». Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций [3].

От большого пожара 1747 года «Кунсткамера» сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб «Кунсткамере» был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро - после войны в 1948 году. Постепенно «Кунсткамера» восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.

В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр - знаменитая «восковая персона». Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в «Кунсткамере» и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.

Коллекции «Кунсткамеры» накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от «Кунсткамеры» стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и «Кунсткамеры» внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций «Кунсткамеры» было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.

Прежний тип музеев с их устаревшими  принципами выставок экспонатов все  меньше удовлетворял изменяющимся и  научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.

Этнографический музей был выделен  в 1837 году. Позже он стал единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук - этнографии и антропологии. Он так и стал называться - Музей антропологии и этнографии. Он унаследовал не только коллекции «Кунсткамеры», но и ее старинное здание.

1. 2 «Русский государственный музей»

В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие Русского музея.

Идея организации государственного музея национального искусства  высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россией в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.

В 1889 году вопрос об основании в  Петербурге публичного музея национального  искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение  Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.

Историческое своеобразие ситуации заключалось в том, что идея «подогревалась»  совпадением национально-патриотических устремлений как демократической  общественности страны, так и самого правящего монарха. Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание — Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.

Осуществил задуманное отцом молодой  император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III [4].

В мае 1895 года организуется «Комиссия  по надзору за ремонтом и приспособлением  Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.

Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

В списках сотрудников музея упоминается священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее. Кроме того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.

7 (19) марта 1898 года состоялось  торжественное открытие «Русского  Музея Императора Александра III»  для посетителей. Первые посетители  могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского) [5].

Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в  этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:

— отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,

— этнографический и художественно-промышленный отдел,

— художественный отдел.

«Государственный Русский музей» - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года.

Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция  Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все  исторические периоды и тенденции  развития русского искусства, все его  основные виды и жанры, направления  и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.

Информация о работе Музейные коллекции Санкт-Петербурга