Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:07, контрольная работа
Цель данной работы – ознакомиться с музейными коллекциями С - Петербурга.
Задачи работы ознакомиться с известнейшими музеями С-Петербурга:
- музей «Кунсткамера»,
- «Русский государственный музей»,
- «Эрмитаж».
Введение…………………………………………………………………………3
1. Музейные коллекции Санкт-Петербурга………………………………...4
1. 1 Музей «Кунсткамера»………………………………………………….4
1. 2 «Русский государственный музей»…………………………………...6
1. 3 «Эрмитаж»……………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………18.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Музейные коллекции Санкт-
1. 1 Музей «Кунсткамера»……………………………………………
1. 2 «Русский государственный музей»…………………………………...6
1. 3 «Эрмитаж»………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………18.
Введение
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний [3].
В XV веке музеи возникали в связи
с великими географическими открытиями,
с развитием науки и
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую «Кунсткамеру» в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Цель данной работы – ознакомиться с музейными коллекциями С - Петербурга.
Задачи работы ознакомиться с известнейшими музеями С-Петербурга:
- музей «Кунсткамера»,
- «Русский государственный музей»,
- «Эрмитаж».
Объект исследования: музейные коллекции С - Петербурга.
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, способы и условия употребления.
1. Музейные коллекции Санкт-Петербурга
1. 1 Музей «Кунсткамера»
Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – «Кунсткамеры». Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного - Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов. Её купил Пётр во время своего Великого посольства.
Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла в состав Академии наук России. Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.
После академических экспедиций коллекции всех отделов «Кунсткамеры» пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: «в нашем хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которые нигде не обретаются». Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.
Петровская «Кунсткамера» в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым «множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог». Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в «Кунсткамере» было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в «Кунсткамере» не скапливались беспорядочно случайные «раритеты», «монстры» и «курьезы». Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций [3].
От большого пожара 1747 года «Кунсткамера» сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб «Кунсткамере» был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро - после войны в 1948 году. Постепенно «Кунсткамера» восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.
В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр - знаменитая «восковая персона». Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в «Кунсткамере» и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.
Коллекции «Кунсткамеры» накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от «Кунсткамеры» стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.
Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и «Кунсткамеры» внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций «Кунсткамеры» было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.
Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов все меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.
Этнографический музей был выделен в 1837 году. Позже он стал единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук - этнографии и антропологии. Он так и стал называться - Музей антропологии и этнографии. Он унаследовал не только коллекции «Кунсткамеры», но и ее старинное здание.
1. 2 «Русский государственный музей»
В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие Русского музея.
Идея организации
В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.
Историческое своеобразие
Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III [4].
В мае 1895 года организуется «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.
Со дня основания музей находил
В списках сотрудников музея упоминается священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее. Кроме того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.
7 (19) марта 1898 года состоялось
торжественное открытие «
Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
— отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
— этнографический и
— художественный отдел.
«Государственный Русский музей» - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года.
Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.